Меню Рубрики

Анализ человек под дождем для детей

Внутренний мир человека, его переживания и противоречия всегда сопряжены с миром внешним. Они не могут постоянно находиться запертыми, а находят всевозможные пути выхода, сигнализируя о себе в привычках, поведении и творческих поисках. Так, например, детские рисунки часто рассказывают больше психологам, чем простое общение с ребенком. Они способны извлечь информацию из самых потайных уголков детской души и на ранней стадии выявить серьезные психические проблемы. Отталкиваясь от этих принципов взаимодействия души и окружающего мира, была создана рисуночная методика «Человек под дождем». Применительно к детям она способна рассказать, как реагирует ребенок на стресс, способен ли он преодолевать жизненные трудности, каковы его защитные функции в опасных ситуациях. В чем же заключается суть методики и по каким параметрам формируются выводы?

Одной из версий психологического теста «Рисунок человека» является методика «Человек под дождем». Описание ее довольно просто. Испытуемого просят нарисовать соответствующую картинку, где дождь ассоциируется со стрессом, а нарисованный человек — с образом самого автора. В зависимости от того, какие действия выполняет этот человечек и что окружает его, можно сказать, какие модели поведения и эмоции проживает ребенок в некомфортной для него ситуации. Пытается ли он ее преодолеть или, наоборот, пасует, пытается всячески обойти, убежать.

Методика «Человек под дождем» применительна к людям любого возраста, но наибольшей популярности и результативности она достигла в исследованиях школьной адаптации. Так, для многих педагогов и психологов одной из главных целей является изучение взаимодействия первоклассников и помощь им в быстром освоении в новом коллективе. Нужно помочь детям побороть страхи и комплексы, справиться со стрессовыми ситуациями вне школы, чтобы они в дальнейшем не препятствовали учебному процессу. Чтобы достичь этого, необходимо выбрать правильное средство. Оно должно быстро и четко охватывать весь поток первоклассников и давать обширные сведения для составления корректной психологической картины.

Проективная методика «Человек под дождем» — самая точная и выверенная система оценки характера и волевых качеств ребенка. Она поможет в сжатые сроки провести диагностику и дать специалисту нужные сведения. Авторами этого рисуночного метода являются Е. С. Романова и Т. И. Сытько. Они исходили из того, что личные ресурсы и защитные механизмы человека более четко и полно проявляются, когда он сталкивается с неблагоприятной ситуацией — в данном случае дождем. Дети особенно остро и чутко воспринимают окружающий мир, поэтому изображение природного явления и встречи человека с ним может дать очень эмоциональный и глубокий ответ на вопросы социальной адаптации и поможет сформировать корректное решение в устранении психологических блоков, страхов и комплексов.

Методика «Человек под дождем» для детей в своем классическом варианте реализуется в два этапа. Сначала предлагается нарисовать просто человека, затем добавляется условие — дождь. Таким образом, психолог получает от ребенка два рисунка. Разница иногда просто поражает. Изменяется не только эмоциональный фон за счет пейзажа, но и само изображение человека, использование красок. Также специалистами выявлена разница между рисунками девочек и мальчиков, что говорит о гендерных особенностях социальной адаптации. В целом выделяют несколько ключевых положений или параметров, на которых строится методика «Человек под дождем». Анализ рисунков происходит именно по размеру рисунка и фигуры человека, его действиям, возрасту и полу, цветовой палитре, а также по пейзажу и дополнительным предметам.

В этой категории происходит соотнесение человеческой фигуры с негативными атрибутами (каплями дождя, лужами, тучами, молниями). Обилие и нестандартные размеры последних говорят о неспособности принимать стрессовые ситуации и пытаться их быстро разрешить. Обратная ситуация в дополнении с аккуратностью рисунка, его эстетикой указывает на достаточный личный ресурс, который позволяет ребенку легко адаптироваться к непривычной обстановке.

Немалый акцент при анализе падает и на размер человеческой фигуры. Маленький размер говорит о некотором бессилии и необходимости в поддержке. Показателем потери опоры (почвы под ногами) может служить и слишком большой размер фигуры «человека под дождем», когда она увеличена настолько, что на лист бумаги помещен только корпус, ноги остаются «за пределами рисунка».

Уделяется внимание и расположению самой фигуры относительно центра картинки. Потеря его и смещение говорят о внутреннем дискомфорте ребенка, утрате внутреннего стержня или «центра», которые возникли вследствие неблагоприятных ситуаций. К ним относится та же адаптация к новым условиям и обстановке.

Каждая деталь в детском рисунке дает ответ на ряд вопросов, которые ставят специалисты и проективная методика «Человек под дождем». Интерпретация действий или бездействий главного персонажа говорит о готовности преодолевать трудности или пасовать перед ними. Однако характер действий может быть различен. Человек может стоять, спокойно гулять, спасаться бегством, прыгать и радоваться, сидеть или лежать в луже. Каждый вариант, как правило, напрямую соотносится с реальным поведением ребенка при неблагоприятных факторах.

На готовность принимать решения указывает и пол фигуры. Многочисленные исследования доказали, что мальчики не всегда рисуют мужскую фигуру, а девочки — женскую. В данном случае пол символизирует модель поведения при разрешении стрессовой ситуации, а именно: мужскую и женскую. Первая характеризуется решительностью, ответственностью, активными действиями в поиске выхода. Женской модели поведения свойственны пассивность, ранимость, доминирование интуиции. «Смена пола» человека в рисунке — это четкий указатель на изменение стиля поведения, реагирования.

Нередко в детских работах происходит и смена возраста главного персонажа. Понятно, что изображаемый человек — это прямая проекция автора рисунка. Поэтому возраст в данном случае может интерпретироваться как уровень качеств, помогающих ребенку принимать решения. Так, изображение взрослого человека может свидетельствовать о рассудительности, даже некой мудрости в сложных ситуациях либо говорит о потребности в опоре, поддержке со стороны взрослых. Изображение ребенка под дождем указывает на детское начало автора. Аналитическая справка методики «Человек под дождем» в этой ситуации дает оценку характеру автора по действиям нарисованной фигуры и общему настроению рисунка.

Немаловажную роль отдает методика «Человек под дождем» и цветовой палитре детского рисунка. Обычно ребенок использует любимые цвета, поэтому могут быть изображены фиолетовые лужи, синий или розовый дождь. Сама человеческая фигура, как правило, такая же цветная и радужная. Однако при исследованиях встречались и контрастные рисунки, где дождь и тучи были окрашены в темный и мрачный цвет, а человек, наоборот, представлен светлыми или яркими тонами. Использование широкой палитры цвета и противопоставление человека природной стихии говорит о четком осознании ребенком стресса и себя в этой дискомфортной ситуации. Таким образом, цвет — это проявление бессознательного, показатель отношения автора к себе, дождю и ситуации.

Дополнительные атрибуты на рисунке также попадают под психологическую оценку. Так, самыми предсказуемыми являются изображения зонта, плаща, капюшона, накидки. Человек, надевая на себя эти средства защиты, может спокойно продолжать заниматься привычными делами — это вполне естественно. Однако иногда, несмотря на зонт и другие элементы, дождь все равно проникает в пространство человека. Для специалиста это служит сигналом о том, что привычные защитные механизмы уже не работают, и необходим новый стиль поведения и реагирования на негативные воздействия извне. Существует и другой тип рисунка, когда он изображается в плаще или с зонтом, но при этом нет ни дождя, ни туч. С такой композицией довольно редко сталкивается методика «Человек под дождем». Интерпретация ее сводится к характеристике автора как человека сверхзащищенного, всегда готового к удару. Он вполне успешно преодолевает стресс, но при этом находится в постоянном напряжении. А стоит ли игра свеч? Именно этот вопрос предстоит решить ребенку вместе с психологом.

Помимо самого дождя, на рисунках изображены тучи — причина дождя, и лужи — его следствие. Иногда из огромных туч сыплет мелкий дождик. Это значит, что негативные ожидания, страхи автора часто превосходят действительность. Лужи методика «Человек под дождем» интерпретирует как чрезмерную чувствительность ребенка, способность долго переживать по поводу неприятных факторов, «носить в себе осадок».

Однако встречаются и позитивные образы (например, радуга, проглядывающее солнце, цветы). Как правило, они указывают на ресурсы, способствующие благоприятной психологической адаптации. Негативные же символы, напротив, усугубляют стрессовую ситуацию и требуют вмешательства специалиста.

Эмоциональный фон рисунка (позитивный или негативный) строится из совокупности его параметров. Если фигура человека под дождем активна, нарисованы сопутствующие положительные символы, то у ребенка вполне достаточно личных ресурсов, чтобы противостоять стрессу. Если в рисунке доминируют негативные параметры, то ребенку предлагают устно составить рассказ к изображению. А уже из него можно получить информацию о возможностях противостоять неблагоприятным факторам.

Проективная методика «Человек под дождем» — это занимательный и удивительно точный способ собрать необходимую информацию об эмоциональном состоянии ребенка, его потребностях, безопасности, защитных механизмах при стрессовых ситуациях. А также она способна показать уровень потребности в самоуважении, самореализации и личностном самосовершенствовании. Для психологов результаты рисуночного теста определяют степень работы над стилем детского поведения, реагирования на стресс. При выявлении проблем и психологических барьеров специалисты должны заняться корректным формированием осмысленного отношения ребенка к неблагоприятным воздействиям, понимания их причин и следствий.

Методика «Человек под дождем» для дошкольников — это уникальная возможность предугадать и предупредить психологические проблемы, подготовить детей к возможным ситуациям, тем самым сгладить резкие и негативные реакции.

Наибольший интерес вызывают рисунки детей, которые воспитываются в интернатах. Ведь каждый из них уже имеет за плечами огромный багаж переживаний (развод или смерть родителей, их алкоголизм и лишение родительских прав и т. п.). Как правило, изображаемые фигуры беззащитны перед дождем, что является символической проекцией. Деформированное изображение, невозможность разобрать пол и возраст персонажа, нечеткость линий указывают на то, что травматические ситуации не позволяют быть устойчивым к воздействиям, меняют восприятие мира ребенка и образ его «Я».

источник


Методику «Человек под дождем» нам преподавала на курсе «Клиническая психология» в НГМУ Ермакова Анна Александровна.

В интернете много ссылок на данную методику, но я решила поделиться тем, что вынесла когда-то из лекционного материала. Вдруг вы найдете для себя какую-то фишечку.

Я активно использую ее как «одну из» для диагностики психоэмоционального состояния детей от 9 лет (для более младшего возраста методика мало информативна). В целом, «Человек под дождем» используется и для взрослых людей.

При помощи данной методики определяем силу «Я». А также возможности преодоления фрустрации и противостояние стрессу.

Испытуемый сначала рисует человека, потом человека под дождем.

Методика «отвечает» на вопросы об испытуемом:

-Как реагирует на ситуацию стресса

-Какими ресурсами обладает

-Может ли оставаться в реальности во время стресса

Смотрим, какие модели поведения может продемонстрировать в стрессе.

Предлагаем бумагу разного размера, чтобы выбрал свое пространство листа. 10 карандашей разного размера, простые, но разного цвета, с резинками, в том числе подточенные с двух сторон.

Если необходимо исследовать сексуальную сферу, то просим нарисовать еще и человека противоположного пола. Но первый рисунок своего пола. На все вопросы говорим: «Рисуйте, как и что хотите».

Пострисуночный опрос: расскажите об этом человеке (смотрим-это реальное или идеальное «Я»с проекцией себя на этом рисунке). С кем и где живет, какой голос, где учится, чем занимается, что делал вчера и так далее в зависимости от целей исследования.

Затем предлагаем нарисовать человека под дождем.

Пострисуночный опрос: сколько лет, что хочется сделать этому человеку в первую очередь? Чего не хватает? В чем нуждается? Как вы думаете, каким может быть его настроение? А как будет чувствовать, когда выйдет из-под воды? Дождь неожиданный или согласно прогнозу? Какой дождь на рисунке (гроза, проливной, мелкий, осенний, грибной, ливень)? Было ли желание спрятаться от дождя?

Коррекционный момент: дорисовать чтт-то, если незащищен. При согласии сочинить историю или сказку-кладезь информации. Можно сразу предлагать два пола изобразить (было задумано автором), чтобы анализировать мужскую и женскую часть – какая более нуждается в коррекции.

Патологией будет считаться, когда существенно разниться рисунок 1 и 2.

Изображение двигающегося человека-способность к активным действиям.

При смещении фигуры в верхнюю часть листа:склонность к уходу от действительности, потря опоры.

Защитные механизмы-по типу фантазирования, чрезмерного неоправданного оптимизма.

Положение фигуры в профиль или спиной-отрешение от мира. Внизу листа-незащищенность и депрессия.

Смещение фигуры влево-импульсивность; ориентация на прошлое, зависимость от материнской фигуры, может быть. Смещение вправо-ориентация на окружение, (отцовская фигура).

Рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте-тревога как состояние на момент обследования, стрессовое состояние, иногда импульсивность, гиперактивность.

Если человек радостный под дождем, то это может говорить о его слабости Я. Разбираемся- он «засмеивает» сложности или это как-то по-другому?

Уходящая фигура-тенденция ухода от трудных ситуаций. Избегание неприятностей (особенно наблюдаемой с высоты птичьего полета).

Град-тяжкое испытание, может не выжить.

Трансформация фигуры, относительно первого рисунка Человека.

Увеличение-неприятности мобилизуют, делают более сильным. Но может и потеря почвы под ногами.

Уменьшение-потребность в защите и покровительстве. Невозможность взять ответственность за свою жизнь.

Читайте также:  Анализ сказок братьев гримм для детей

Ребята, рисующие маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства. Имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.

Трансформация фигуры, относительно центра.

При смещении от центра-ощущение внутреннего дискомфорта, потеря Я.

Изображение человека противоположного пола.

Определяет тип реагирования в сложной ситуации. «Включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей.

Изменение возраста. Указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если пропускаются части тела (ноги, руги, уши, глаза) -специфика защит и особенностей проявления «Я». Нет ушей-плохо слышит в ситуации стресса и т.п.

Возникновение отрицательного персонажа-негативизм, антисоциальность, иногда негативное самоопределение.

-Голова в профиль, а тело в анфас-низкое умственное развитие, нарушение пространственного изображения.

-Тело в профиль, лицо в анфас- проверять наличие психотической части.

-Лоб и нос в профиль, глаза и нос в анфаз проверка на органическое повреждение, шизоидность или шизофрению.

-фигура спиной-либо не желание открыться, либо конфликтность, замкнутость, противоречивость, негативизм.

Движение в разные стороны-повышение фрустрации, напряжение, пред психотические реакции.

Изменение возраста- либо хорошо развитая детская часть, либо мудрость включается (нужен расспрос).

Если изображена половина тела на рисунке, возможно, есть травматическое расщеплениепсихики.

Функция одежды-защита. Это некий ресурс, как и зонт (смотрим, чтоб закрывал человека, если капли попадают под зонтик, обращаем внимание).

Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов в поведении. Импульсного реагирования. Но смотрим что с каплями. Они могут и всюду проникать. Это сигнал о том, что прежние способы реагирования исчерпали себя.

Есть одежда и зонт, а дождя как такового нет-чрезмерная защита, много напряжения для того, чтобы изыскивать ресурсы.

Очень много всякой одежды-проверяем на психотическую структуру. Либо это крайняя экстравертируемость.

Схематичность-это может быть сопротивление, либо проверяем на шизофренический симтомокоплекс.

Одежда без прикрытия- нет собственной состоятельности, чувства уважения к самому себе. Не решены проблемы с независимостью. Нет подготовки принять вызов. Если будет рассчитывать только на себя, то не сможет справиться с мельчайшим беспокойством.

Дождь-это помеха, нежелательное воздействие, побуждение к «закрыться», спрятаться.

Как воспринимает человек трудную ситуацию: редкие капли-временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные –тяжелая, постоянная.

Тучи-символ ожидания неприятностей. Обращаем внимание на количество туч, облаков, их плотность, размер, расположение. Депрессия-тяжелые грозовые тучи, заполняющие все небо.

Фрустрирующий компонент-это появление тучи в образе. Если найти место, где можно переждать-терапевтический процесс.

Ливневые облака, закрывающие солнце-подавленность и угнетение.

Ливень с ураганом-страдание и бурные чувства.

Темные облака и закрашенное солнце-невротическое поведение, чувство неполноценности, накопленные слезы. Может быть только что-то одно, расспрашиваем.

Лужи, грязь-символическое отражение последствий тревожной ситуации. Смотрим на форму, глубину, брызги. Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Лужи рисуют чувствительные люди, либо, когда много стресса.

Земля покрыта коркой льда-замерзшие переживания. Если вдруг снег-смотрим мышление, но всегда помним про шизофрению.

Дома, скамейки, машины или предметы, держащие в руках-потребность в дополнительной опоре, может быть, поддержке, в стремлении уйти от проблем путем переключения в замещающей деятельности.

Или про пережитый прошлый опыт-расспрашиваем. Если в луже отражается сам человек-это про пребывание в длительной обиде.

Молния-символ нового цикла в развитии. И (или) драматического события в жизни человека.

Радуга-предвещает появление солнца и символизирует надежду, мечту, как вариант путь к совершенству. Может быть про что-то несбыточное.

Ветер-воздействия неподдающиеся управлению. Проверяем сильные чувства. Человек на ветру-потребность в любви, привязанности, тепле. Имеет значение сила и интенсивность.

Зонт- изображение психологической защиты. Может быть, как связь с матерью и отцом. Купол-материнское начало, ручка-отцовское. Свернутый зонт-фаллический символ. Спрашиваем: что будет делать с этим зонтом? Опора на зонт-защиты есть, но не используются. Или демонстративность.

Искажение и пропуск деталей. Область конфликта вытеснена в область бессознательного. Либо это отрицание поддержки.

Елена Кислова, клинический, семейный психолог.

источник

ОПИСАНИЕ

Цель проективной методики «Человек под дождем»·— диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы.
Тест был разработан двумя психологами — Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать:
1. возможности человека к адаптации
2. устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций.
Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик — его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул. Этой методикой могут с успехом пользоваться врачи, педагоги, родители, а также все те, кто просто любит «тестировать» своих друзей.
Методика проведения исследования

На чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

ИНСТРУКЦИИ
Инструкция №1: «Пожалуйста, нарисуйте человека».
Инструкция №2: «Нарисуйте человека под дождем».

ОБРАБОТКА
При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями. Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

РЕКОМЕНДАЦИИ
В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Экспозиция, положение на листе
. В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).
В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.
В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим положением в обществе, ему не хватает признания. Если при расположении в верхней части листа фигура очень маленькая, то человек считает себя своего рода непризнанным гением.
Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе.
Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): — если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.

Трансформация фигуры
.Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.
Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.
Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).
Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Оценка характера линий.

— легкие линии — недостаток энергии, скованность;
— линии с нажимом — агрессивность, властность, настойчивость, тревожность;
— неровный нажим — импульсивность, нестабильность, тревога.

Контуры фигуры.

— неотрывные линии — изоляция;
— разрыв контура — сфера конфликта;
— много острых углов — агрессивность, плохая адаптация;
— двойные линии — тревога, страх, подозрительность;
— штриховка — зона тревожности.

Направление фигуры человека

В проективной методике «Человек под дождем» немаловажно, как изображена фигура человека: — повернута влево — внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом; — повернута вправо — автор рисунка устремлен в будущее, активен; — виден затылок, человек изображен спиной — проявление замкнутости, уход от решения конфликтов.
Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

Средства защиты от дождя.

Зонт, головной убор, плащ и т.д. — это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.·
Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной ситуации получит поддержку от авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Шляпа на голове — потребность в защите от вышестоящих.

Тело.
Голова — сфера интеллекта и контроля. Непропорционально большая голова говорит об убежденности испытуемого в значимости мышления. Маленькая голова — переживание интеллектуальной неадекватности, неполноценности.
Шея — связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея говорит о том, что рисующий сознает свои телесные импульсы и старается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознавании своих телесных импульсов. Короткая толстая шея — рисующий делает уступки своим слабостям, желаниям. Шея перевязана платком — разрыв связи между разумом и чувствами.
Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной малоценности, ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины.
Туловище чрезмерно крупное — наличие неудовлетворенных потребностей, желаний. Тело квадратное — признак мужественности. Тело очень маленькое — чувство унижения, малоценности.
Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных воздействий.
Глаза. Большие, заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду. Маленькие глаза-точки (палочки) — погруженность в себя, избегание визуальных стимулов. Ресницы — кокетливость, демонстративность.
Большие уши — чувствительность к критике, заинтересованность в положительном мнении окружающих. Уши маленькие, отсутствие ушей — избегание критики, нежелание слушать о себе плохое.
Конечности, руки — символ межперсонального взаимодействия. Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к действиям. Если руки шире у запястий, чем у плечей, это говорит об импульсивности в действиях. Если руки изображены отдельно от тела — импульсы тела для рисующего неподконтрольны. Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем. Руки слишком длинные — большие амбиции. Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность, неповоротливость, напряжение. Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство собственной неадекватности. Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную агрессивность.

Атрибуты дождя
. Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.
Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи — окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.
Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.
Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).
Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа — предвидит их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Читайте также:  Анализ сказок чуковского для детей

Дополнительные детали.
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.

Тенденции.
Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано
Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды
Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции.
Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками; рисунок человека в виде ребенка
Признаки недоверия себе — нарисован мальчик; зонт над человеком держит кто-то или что-то; у одежды очень много застежек; человек уходит влево


Искажение и пропуск деталей.
Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках
. Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Заключительный этап.
.
Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. Здесь анализируется весь полученный материал, соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.
По тому, как меняется персонаж от первого рисунка ко второму, можно сделать выводы об
— отношении художника к жизненным трудностям,
— о способах, которыми он эти трудности обычно преодолевает.
Обычно картинки получаются настолько красноречивыми и символичными, что понять их и проинтерпретировать способен даже неспециалист.
Некоторые рисунки показывают — насколько не сформированы у тестируемого навыки конструктивного реагирования на стрессовые ситуации.
Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения:
* Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли);
* Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования — по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;
* Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство — покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик — это расскажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.
* Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.

После рисования можно провести обсуждение.
Примеры вопросов психолога
Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?
Kакое у него настроение?
Что ему больше всего хочется сделать?
Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу?
Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность?
Любите ли Вы дождь? Почему?
В какой момент времени мы его застали?
Kакие у него перспективы?
Если человеку под дождём дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь?
Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?

ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ РИСУНКИ

источник

Воспитание детей – одна из основных задач молодых родителей, помимо выбора полезного питания и интересных игрушек, действительно стоящих внимания. Правильное развитие опирается на взаимопонимание в семье, на знание о внутреннем состоянии малыша. Многие продуктивные методики разработаны психологами, одна из которых – «Человек под дождем». Именно о ней мы и расскажем в этой статье. Надеемся, что этот материал будет полезен для читателей и каждый почерпнет для себя что-то новое и важное.

Методика с названием «Человек под дождем» была разработана специально для того, чтобы помочь ребенку/подростку выявить силу его характера и понять, способен ли он самостоятельно преодолеть неблагоприятные ситуации и сможет ли противостоять им без помощи посторонних людей. Этот тест важен для определения внутреннего потенциала детей: насколько они устойчивы к стрессовым ситуациям, могут ли рационально использовать защитные силы своего организма, правильно вовлекать в решение трудных задач защитные механизмы своей психики.

Родителям всегда интересно, с какого возраста можно применять эту методику для детей? Отвечаем. Можно с любого возраста, чтобы оценивать в динамике, как изменяется характер ребенка с возрастом. Но, все же для адекватного прохождения теста ребенок должен хорошо владеть графическими навыками. Т.е. одно лишь умения правильно держать в руке карандаш или ручку мало.

Указания в стандарте не сложны: тестируемому дается задание изобразить человека в двух ситуациях: сначала без дождя, потом под дождем, используя два белых листа (А4 формата) в вертикальном расположении. Сравнение двух картинок помогает понять, каковы реакция на стрессовые ситуации и эмоции при проблемах. Во время тестирования нужно наблюдать за изменением рисунка и внимательно слушать комментарии испытуемого. Чтобы найти более полную информацию следует провести беседу с ребенком, важно обращать внимание на детали (психологическое действие).

Подытожим, что же такое методика «Человек под дождем»:

  • это тест, предназначенный для анализа свойств защитных устройств ребенка, его умения преодолевать препятствия и решать проблемы, а также способности приспосабливаться;
  • тест проходим как детьми, так и взрослыми, потому что осознание себя необходимо человеку любого возраста;
  • определен в двух вариантах: черно-белый и цветной (цветные карандаши).

Прежде всего, нужно проанализировать изображение в целом, понятия, какое настроение ведущее (пасмурное, мечтательное, жизнерадостное и другие):

  • осознает ли персонаж свою силу и стойкость в борьбе или, наоборот, не может или не хочет преодолевать препятствия;
  • испытывает ли страх и нервозность при наличии затруднений, либо принимает их за житейские трудности, реагируя без эмоциональных скачков. Это инстинктивные наблюдения.

Лишь после чувственного восприятия следует переходить к рациональному. Обнаружив отличия, нужно посмотреть интерпретацию тех или иных изменений.

Элементы интерпретации

  1. Экспозиция:
    • Уходящий человек – связь с подсознательным желанием избегания трудностей, уклонения. Особенно правило действенно, если фигура изображена сверху, издалека;
    • Смещенный вниз человек – возможность удрученного настроя
      Изображенный выше, чем на первом рисунке, человек – тенденция к отстранению от реальности, «без земли под ногами». Это склонность к фантазийному мышлению и сильной воодушевленности без причины;
    • Размещение правее – вектор направленности на окружение и авторитет отца;
    • Расположение левее — возможность всплесков, мыслей о держащем прошлом, а в ряде случаев, привязанность к маме.
  2. Трансформация фигуры:
    • Уменьшение фигуры свидетельствует о том, что ребенку необходима поддержка и защита со стороны сильных, потому ответственность за себя и других он боится возлагать на себя. Также тенденция к маленьким формам говорит о замкнутости и скрытности (проявляют эмоции медленнее);
    • Увеличение величин связано, скорее, с тинэйджерами, переходный возраст способствует противостоянию трудностям, поэтому они принимают испытания;
    • Представление противоположного пола сигнал, указывающий на системный вид ответной реакции в непростой ситуации, копирование программ поведения у первичных агентов социализации(ближайшее окружение, т.е. семья);
    • Отличие возраста «Человека под дождем» — самоопределение ситуации при учете жизненного опыта.
  3. Человек:
    • Голова: большая– высокая значимость ума; маленькая – наоборот; отсутствует – эмоциональность и живость чувств;
    • Глаза: большие – попутные страхи и желание иметь власть; маленькие – погружение в себе; закрытые – боязнь неприятных видений;
    • Нос: характерный, особенный – сатирический настрой; большой – возможно, недовольство внешностью;
    • Рот: отсутствует или маленький – негатив; впалый – отстраненность;
    • Уши: маленькие – игнорирование критики, большие – недоверие;
    • Волосы: прорисованы усердно – нарочитость; сильный штрих – волнение;
    • Руки: близко к телу – стресс; за спиной или скрещены – боязнь контакты или презрение; в разные стороны направлены – дружелюбность; длинные и сильные – наличие смелости.
  4. Атрибуты дождя:
    • Дождь, как гроза из драмы Островского – гнетущее предзнаменование плохого (в понимании древнейшем), от которого беззащитному человеку хочется убежать. Поэтому особенности иллюстрации данного природного явления и говорит о способности человека (спрятаться в «панцирь» или «выйти из убежища» навстречу трудностям). Грузные темные капли – тяжелая и постоянная проблема, редкие – как временные, житейские тревоги;
    • Направление дождя (справа или слева) и его «влияние» на части фигуры в большем размере определить немаловажно. Соотношение данного расположения с определенным стандартом и есть цель теста;
    • Тучи выступают атрибутом ожидания проблем, усиливают чувство одиночества. Разумно и привлечение внимания к облакам, их форме и размерам, это касается и луж (глубина, брызги). Последние, в свою очередь, как и грязь, метафорично выражающие последствия «дождя» как враждебного обстоятельства.
  5. Дополнительные детали:
    • Все то, что косвенно относится к заданию (здания, кусты, предметы быта, механизмы), или предметы, что нарисованы в руках у человека (футляр, шляпы, учебники), воспринимается как отклик в опоре или желание приобрести союзника во внешней среде, отвлечение на иные объекты, с тем, чтобы убежать от настоящих проблем;
    • Зонт является атрибутом защищенности от «туч» и «дождя» и осознанием покровительства на психологическом уровне. Этот образ выступает как символ гармонии с собой: купол – внешние качества, ручка – внутренний мире (они соединены). Зонт может выступать «футляром», если он скрывает лицо персонажа, а опущенный зонт – обманутые надежды и сломанная уверенность;
    • Размер зонта также может сказать о свойствах защитных устройств ребенка;
    • Более углубленное представление деталей – самостоятельный поиск ассоциативных с изображаемым образов. Радуга – символ идиллического мира и стремления к нему в мечтах. Молния, предшествующая радуге, к примеру, может быть символом начала жизни «с чистого листа» или драматической ноты в чувствах испытуемого (эту ассоциацию использовали и русские писатели).
  6. Искажение и пропуск деталей
    • Неимение определенных деталей не говорит о негативном внутреннем состоянии ребенка, а наоборот указывает, что тот готов рассказать о конфликте. Об отсутствии предметов на примере зонта говорилось выше, но пропуск частей тела свидетельствуют о развитии эгоистичных порывов. Например, не отражение рук на рисунке говорит о проблемах в общении и, как следствие, нехватке внимания и привлечении его неразумными способами;
    • Роль одежды – роль калош и дождевика, в переносном смысле; это оболочка. Пропуск ее доказывает отрицание «ореолов» и сложившихся стереотипных вещей. Чрезвычайное количество ее говорит о нужде в дополнительном внимании и взаимопонимании.
Читайте также:  Анализ случаев дтп с участием детей

В целом, психологи считают данную методику достаточно эффективной в изучении формирования различных черт характера у детей и подростков. Например, психолог С. Говриченкова считает методику эффективной и отмечает, что при проведении тестов в ее группах человек, стоящий в луже, символизировал конфликтную ситуацию в семье, чаще – с матерью. Родителям же эта методика поможет выявить, какие черты характера присущи их детям, и моет быть, суметь повлиять на формирование лучших из этих черт.

источник

Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.

Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).

Инструкция
Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.

Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.

ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Нажим
Слабый нажим – пассивность, депрессия.
Сильный нажим – импульсивность.
Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.

Особенности линий
Легкие линии – недостаток энергии, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.
Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Разрыв контура – сфера конфликта.
Неотрывные линии – изоляция.
Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.
Штриховка – зона тревожности.

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

ЧЕЛОВЕК
Поза, ракурс
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.
Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Голова
Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.

Глаза
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.

Волосы
Волосы сильно зашрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Фигура
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.

Руки
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.

Ноги
Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.

Средства защиты от дождя
Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.
Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.

Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.

ФОН, ОКРУЖЕНИЕ
Дождь
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи, грязь
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.

Молния
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.

Радуга
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Одежда
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Светлана, 38 лет

Молодая женщина после развода живет одна, воспитывает двух дочерей. Много работает, занимается саморазвитием, но одиночество иногда тяготит. На рисунке «человек» она нарисовала мужчину, стоящего на горе с поднятой рукой. Когда женщина отображает на рисунке человека в тесте «человек» мужчину, а не женщину, это говорит о преобладании у нее мужской энергии, что вполне естественно для женщины, проживающей в одиночестве. Ведь всю мужскую работу по дому часто приходится делать ей самой. Стоящий на горе человек – это стремление женщины создать семью, и в то же время показатель ее успешности в деловой сфере. Если сравнить этот рисунок с другим, нарисованным к тесту «Человек под дождем», то можно наиболее полно узнать об эмоциональном состоянии женщины. Например, здесь она себя нарисовала шагающей с зонтом под дождем (движение – это всегда хорошо, но зонт указывает на потребность в защите). Дождь изображен в виде не очень больших капель, которые падают с неба вертикально, что указывает на решимость женщины к действиям и готовность к переменам.

Оля, 13 лет

Девочка выглядит не на свой возраст, вполне взрослой. Стала привирать, не хочет жить вместе с мамой в одной комнате, кроме этого, у девочки возникли проблемы со здоровьем, судороги в левой руке. В этом и проблема – мама не знает, что делать, по этому поводу и обратилась. На рисунке «Человек» Оля очень точно изобразила себя, передав через рисунок многие особенности своей личности. Длинные ресницы, высокие каблуки, яркие рыжие волосы, брюки красного цвета – все это признаки демонстративности, свойственные девочкам-подросткам. Обратите внимание: на проблемной левой руке (случаются судороги) два пальца почти не видны, то есть энергетика руки ослаблена, что также отразилось в рисунке. Как на первом, так и на втором рисунке фигура девочки зависла в воздухе, что указывает на неуверенность и отсутствие опоры в жизни. На втором рисунке дождь идет стеной, а это указывает на тревожность и переживания девочки, которые на настоящий момент ею ощущаются особенно остро. А зонт, такой яркий, по словам девочки, должен ее защитить от всего плохого.

Арина, 21 год

Девушка по характеру оптимист, только сейчас она очень переживает из-за того, что ее парень уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается уйти в работу, немного замкнулась. На рисунке видно, что у парня, которого она нарисовала, обе руки в карманах, а это замкнутая позиция, то есть нежелание общаться и делиться своими переживаниями с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что указывает на потребность в опоре. Второй рисунок очень хорошо раскрывает ее позитивное настроение принимать такую ситуацию: на лице улыбка, в руках хотя и зонт, но зато рука спокойно подставлена под дождь, как бы говоря: «Дождик пройдет, и все будет хорошо!»

Неля, 67 лет

Пришла на консультацию по тревожащему ее вопросу здоровья, проблемы возникли с суставами и позвонком. Из-за чего стала много нервничать и переживать. На просьбу нарисовать человека вроде бы и согласилась это сделать, но было очевидно и ее скрытое внутреннее сопротивление. В результате за минуту был «выдан» рисунок человечка, просто схематично нарисованного линиями. Такой рисунок человека как раз и показал очевидное внутреннее сопротивление женщины к обследованию таким методом. Второй рисунок был нарисован тоже без энтузиазма, но было понятно – женщина хочет уйти от возникших проблем.

Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как испытуемый (ребенок или взрослый) привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.

источник