Меню Рубрики

Анализ анкетирования в библиотеке для детей

Анализ составлен на основе специально разработанной анкеты, проводимой в целях изучения мнения детей? по исследуемой теме и в частности роли библиотек в социализации личности учащихся среднего школьного возраста. Респондентами были выбраны учащиеся 5-8 классов, так как исследования специалистов в области социологии, философии, психологии, педагогики показывают, что формирование жизненных ценностей происходит именно в этот период . Возраст 10-14 лет. Учащимся было предложено ответить на ряд вопросов.

Было распространено более ? анкеты, проанализировано ?. (пока данные только с прошлого года)

Анкетирование показало, что респонденты указывали в первом вопросе фамилию, имя и класс. Указали 53 учащихся из 54 анкетируемых, что говорит о смелости и открытости высказываемых убеждений, что характерно для данного возрастного периода. Этот вопрос должен быть в конце анкеты — паспортичка

На вопрос: «Ваши мотивы обращения в библиотеку» 68 % обращаются в библиотеку для того, чтобы взять программное художественное произведение, что составляет большинство относительно процентного соотношения исследуемого вопроса; дополнительно подготовиться к учебным занятиям – 46 %; чтение – любимое занятие для 23 %; специально пообщаться с библиотекарем – 16% и 0,6 % – другое – возможно взять что-то интересное для себя, как отметили респонденты, что позволяет утверждать, что для такого читателя чтение не является любимым занятием, но определённый интерес к чтению есть. Такие материалы хорошо выглядят в таблицах, диаграммах

Мотивы обращения в библиотеку могут быть самыми различными. В роли мотива чтения выступают читательские интересы, потребности, установки. На психологических мотивах основывается восприятие текста произведения. Читательская деятельность полимотивирована, обычно у читателя несколько мотивов.

Обращение в библиотеку в основном определяется деловыми (учебными) мотивами, но целью посещения библиотеки могут быть знакомство с новинками, библиотечными выставками. Поэтому наглядные формы работы в библиотеке играют огромную роль в информации для читателей. Наглядные формы информирования и рекомендации литературы основываются на широком показе новых поступлений и тематическом показе литературы по актуальным темам. Книжная выставка – основная форма наглядного информирования. В целях информации читателей о библиотечном фонде в библиотеках ЦБС г.Казани были такие выставки, как «Легенды о цветах» — (июнь), «Начинай с зарядки день!» — (май), «В святой обители природы», «На улицах большого города» — (июнь-апрель), «Ветры Куликова поля» (о Куликовской битве) — (сентябрь) и другие. Систематически оформляются тематические полки к знаменательным и памятным датам. «Литературный календарь» информирует о знаменательных датах в области литературоведения.

Мотивы (цели?) обращения Формы работы библиотекипо удовлетворению информационных потребностей (читательского спроса)

Различные типы литературы выполняют разную социальную нагрузку. В связи с этим был задан вопрос: «Какой теме в чтении Вы отдаёте предпочтение ?». 55 % ответили, что художественной литературе и это проводит параллель с предыдущим вопросом, так как 68 % в библиотеку обращаются за программным художественным произведением, для 23 % чтение – любимое занятие; познавательная тема составляет 45 %; историческая – 27 %, документальная – 21 %. Другое – 13 %, здесь учащиеся отметили: психология, парапсихология, оккультизм, философия, все темы. В данном вопросе каждый анкетируемый отмечал различные варианты ответа.

Исследования в области библиотековедения показывают, что чтение художественной литературы несёт ещё и ценностно-ориентирующий, нравственный, этический, эстетический заряд и это особенно важно для среднего школьного возраста, так как чтение этой возрастной категории обладает яркой спецификой и действительно достаточно большую долю художественная литература занимает в их чтении, как показывают ответы на предыдущие вопросы, поэтому на следующий вопрос анкеты «Какой жанр художественной литературы Вам больше всего нравится?» респонденты ответили: поэзия – 45 %, юмор интересен 41 %; приключения, детективы читают 37 %, интерес к фантастическим произведениям есть у 31 %, мелодрама нравится 27 %, сказки любят читать 8 %. 21 % составило чтение, как отметили читатели: романтические произведения, романы, выделили жанр фэнтэзи, рассказ, повесть и разное.

У многих читателей отмечено несколько жанров, что говорит о разнообразии в чтении художественной литературы.

Окружающая нас действительность (объективно или субъективно), но в первую очередь отражается в периодических изданиях, поэтому на вопрос: «Является ли чтение газет, журналов Вашим каждодневным занятием?» 50 % ответили – да и 50 % ответили – нет. Система в чтении периодики у 50 % не прослеживается, возможно этот процент не читает вообще журналы и газеты.

«Важно ли для Вас общение с библиотекарем?» – да ответили 72 %, нет –21 %. В позиции: «Если можешь, назови конкретно», респонденты назвали библиотекарей школьной библиотеки, что было приятно и значимо для нас, для осознания того, что дети видят в школьных библиотекарях своего собеседника, которому можно довериться.

Формы массовой работы: обзоры, беседы, экскурсии и т. д. – это живое общение с читателями. Это и обзоры у книжных выставках, о культуре поведения, о правилах пользования библиотекой, экскурсии. Сотрудники библиотеки всегда стремились прививать посетителям любовь к чтению, книге, создавать теплую добрую атмосферу. Поэтому в библиотеках ЦБС г.Казани для читателей среднего школьного возраста проводились нередко беседы («Они сражались вместе с нами» в этой беседе детям рассказали о собаках-санитарах, спасавших раненых с поля боя; «Он для нас и символ, достоинство, и честь» ко дню государственного флага Р.Ф. (август); «Азбука права»,где доступной форме рассказали ребятам об Организации Объединённых Наций, о Декларации прав ребёнка; « Дети знать должны всегда – есть у них свои права» (игры по правам ребёнка и другие); информационные часы («Дети — герои»; «Гражданство и гражданин»; «Занимательные путешествия в страну Науки и Техники» и другие); литературно-музыкальные вечера, видео- обзоры («Отчизны верные сыны»; «Праздник раскрывает секреты»; «Свет материнской любви…» и другие); познавательные игры («Мы учимся выбирать», «Детство — чудесная пора» и другие), а так же проводились различные интерактивные экскурсии («Секреты обычных вещей»), литературные праздники (Школа — это светлый дом, мы учиться будем в нём!»), дни информации («Я выбираю здоровье») и т.д.

Ежедневно с читателями ведутся индивидуальные и групповые консультации по правилам пользования библиотекой, о читательской культуре, беседы о прочитанном, рекомендательные беседы на абонементе.

Библиотечное обслуживание – процесс взаимодействия библиотекаря и пользователя, одним словом, общение. Составляющие общения в библиотеке – это: проблема взаимодействия библиотекаря и читателя, профессиональное сознание и профессиональная этика библиотекаря.

Высокий профессиональный уровень библиотекаря, соблюдение норм профессиональной этики – залог успешного обслуживания читателя. На характер общения библиотекаря и читателя накладывает отпечаток мотив посещения.

В библиотеке неформальное общение. Настоящий библиотекарь в русском сознании всегда был человек-просветитель, ценитель подлинной литературы, человек, способный «заразить» своим отношением к литературе других и дать вектор на духовное возвышение [26]. Библиотечное общение – важнейшая составляющая процесса библиотечного обслуживания.

Помочь личности в преодолении жизненных и житейских трудностях и проблем – т. е. в социализации – вот то, что, составляет суть взаимоотношений библиотекаря и читателя, особенно юного, находящегося в начале жизненного пути, на первых стадиях социализации.

На вопрос «Влияет ли библиотекарь на Ваш выбор книги?» 50 % ответили – да и 50 % ответили – нет. В 50 % отрицательного ответа, конечно же, входят учащиеся, которые приходят в библиотеку с конкретным запросом, в частности, взять программное художественное произведение, а таких большинство, что показал ответ на вопрос анкеты «Ваши мотивы обращения в библиотеку» – 68 % с этой целью и приходят в библиотеку.

В среднем школьном возрасте, как считает большинство исследователей, основными ступенями социализации личности являются: формирование характера, идеалов и жизненных ценностей.. Поэтому вопрос: «Какие жизненные ценности для Вас особенно важны?» для исследования моей темы было просто необходимо задать респондентам. И ответы на вопросы показали, что для 14 % важны все ценности, анкетируемые даже особо это выделили; дружба составляет 90 %, образование – 84 %, семья – 76 %, здоровый образ жизни – 61 %, интеллект – 53 %, коммуникативность – 35 %, толерантность – 25 %. В варианте другое – 13 %, учащиеся указали: любовь, счастье, личные качества. Большинство анкетируемых отмечали различные варианты.

Ответы на заданный вопрос наводят не только на размышления, но и на определённые действия, на составление плана работы для создания условий, способствующих формированию тех ценностей, которые оказались в малом процентном соотношении.

Отношение к жизненным ценностям безусловно накладывает отпечаток на характер мировоззрения личности. Чтение, как социализирующий фактор, бесспорно влияет на этот процесс. Что думают по этому вопросу 10-14-летние юноши и девушки? Ответы на вопрос: «На что, по вашему мнению, чтение может оказать влияние?» были следующие: согласны с этим утверждением 63 %, оказывает влияние на представление об идеале – 34 %, на преодоление жизненных ситуаций – 55 %, на выбор профессии – 7 %, на другое – 1 %. Некоторые респонденты отметили несколько позиций. В варианте другое – указали на характер, психику. Один респондент ничего не отметил, указав в варианте другое – зрение.

На вопрос: «Назовите, если можете, конкретное издание, после прочтения которого Вы нашли ответ на интересующий Вас жизненный вопрос, предприняли какие-то добрые дела, изменили отношение к окружающей действительности и т. д.» смогли ответить 61 % читателей. Среди изданий названы: Короленко В. Г. «Слепой музыкант», Куприн А.А. «Олеся», Есенин С. А. «Чёрный человек»,», Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени», «Энциклопедия для девушек».

Один респондент указал просто: произведения Бунина И.А., Куприна А. А.; другие указали следующее: Каждое произведение влияет на моё мировоззрение и читать очень полезно; Я изменила своё отношение к окружающей действительности после прочтения одной книги, но не помню названия; У меня очень много книг, после которых я нашла ответы на свои вопросы; Всё, прочитанное мною; Много.

Некоторые респонденты ответили более конкретно: Роман «Дикая любовь» Ю. М. Короткова, после прочтения я поняла, что это важно жить в семье, а не в детдоме; А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» – это произведение считается сказкой, но в ней очень много полезного и интересного.

«Нет такой» – ответили два респондента.

Анализируя ответы на поставленный вопрос, можно утвердительно сказать, что именно произведения русской классики, как лучшие образцы художественной литературы, оказывают влияние на человека. Отмечены и современные издания. Даже если не названо конкретное произведение, то по ответам: много, разные подтверждается предыдущий вопрос, что чтение может оказывать влияние на формирование личности.

Исследование позволило сделать следующие выводы и рекомендации:

· Мотивы обращения в библиотеку самые различные.

· Темы в чтении разнообразны. Необходимо проанализировать соответствие интересов в чтении и наполнение отраслевых отделов книжного фонда.

· Соответственно из предпочтений жанров нужно докомплектовать: произведения фэнтэзи, современные издания для учащихся среднего школьного возраста.

· В фонде библиотеки очень мало периодических изданий, поэтому необходимо найти возможность выписывать достойные издания для этого возрастного периода, чтобы привлечь к чтению те 50 %, для которых чтение периодики не является каждодневным занятием.

· Используя формы библиотечной работы, запланировать для учащихся совместно с классными руководителями 5-8 классах мероприятия, способствующих социализации личности.

Разработать социализирующую модель библиотеки.

а в чем проявляется социализирующие действия? Пока это выглядит просто как обслуживание – запрос-ответ.

стандартный набор вопросов.

надо бы еще опросить библиотекарей на эту тему как экспертов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9270 — | 7277 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Последние десятилетия в России ознаменовались тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Современные дети и подростки читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Книги побуждают читателей задуматься о том, где правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают понять себя. Целью анкетирования, проведенного детской библиотекой им.А.Л.Барто было выявить, что и почему читают школьники среднего возраста, попытаться составить читательский портрет современного подростка, определить мотивы посещения библиотеки, выявить роль периодических изданий в жизни школьников.
Исследованием были охвачены 44 респондента, преимущественно учащиеся 5 и 7 классов.
При ответе на 1-й вопрос анкеты «Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. По результатам анализа анкет выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей и подростков стоит общение с друзьями 26 человек (59%), на втором — прослушивание музыкальных записей 11 (25%), компьютерные игры на третьем месте — 9 (20%), чтение книг — оказалось на четвёртом месте 7 (15,90%), 6 человек (13,63%) проводят своё свободное время у экранов телевизоров.
Вызывает тревогу тот факт, что 26 человек (59%) респондентов посещают библиотеку только тогда, когда «что-то нужно». 12 человек (27%) приходят в библиотеку один раз в неделю, а 3 человека (6,81%) — один раз в месяц.
При ответе на 3-й вопрос анкеты «Чьи рекомендации при выборе книг для Вас наиболее авторитетны?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. При выборе книг 23 (52%) читателей полагаются на свой вкус. Для 9 (20%) ребят компетентны рекомендации библиотекаря при выборе книг. К мнению друзей прислушиваются 8 (18%) респондентов. Прислушиваются к советам родителей – 6 человек (13%), к рекомендации учителей – 6 (13%).
Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Интересен следующий блок вопросов анкеты, касающийся предпочтений в чтении. При ответе на 4-й вопрос анкеты, «Какие книги вы любите читать?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Мальчики и девочки предпочитают развлекательное чтение – произведения в жанре фэнтези предпочитают 24 человека (54%); смешные, развлекательные книги 7 (15,90 %). Познавательное чтение, книги о природе, животных выбрали 10 человек (22,7%), классике отдали свои интересы 3 человека (6,81%). И завершающее место в чтении детей и подростков занимают книги о взаимоотношениях сверстников друг с другом и поэзия.
При ответе на вопрос анкеты «Чтение для Вас – это…» для 25 (56%) школьников чтение — это помощь в учёбе. 17 читателей (38,63%) считают, что чтение — это познание нового, а для 9 читателей (20%) чтение — это ещё и отдых.
На 6-й вопрос «Самая любимая книга» ребята ответили следующим образом: наиболее часто называют в анкетах ребята книги М. Твена, Дж.Ролинг, Ж.Уилсон. В числе любимых книг также «Сказки» А. С. Пушкина, «Кавказский пленник» Л. Н.Толстого, «Муму» И.С.Тургенева. Любимыми литературными героями для девчонок и мальчишек стали Том Сойер, Дубровский, Геракл, хоббит Бильбо, барон Мюнхаузен и др.
Знание интересов и потребностей читателей, мотивов их обращения к периодике очень важно для библиотеки. Нас, библиотекарей, заставляют задуматься ответы детей на 8-й вопрос анкеты «Читаете ли Вы журналы и газеты?». Утвердительно ответили человек 25 (56,81%) ребят. Но 19 человек (43%) ответили, что не читают периодику. Отрицательные ответы детей, к сожалению, показывают, что библиотеки сейчас, к сожалению, не могут максимально полно комплектовать свои фонды журналами и газетами, удовлетворяя все интересы наших читателей. Для нас, библиотекарей, отрадно, что 26 подростков (59%) написали в своих анкетах о том, что компьютер не заменил им книгу.
Анкетирование показало, что, несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, школьники осознают важность и нужность чтения. Интенсивно идёт процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются репертуар, мотивы чтения, предпочитаемые произведения.
Основная задача детской библиотеки – продолжать делать всё возможное для развития читательского вкуса у юных читателей, оказывать помощь в формировании интереса к книге, чтению применяя различные формы библиотечной работы.

Читайте также:  Анализы для детей в гомеле

источник

Блог методиста отдела библиотечного маркетинга Борисовской центральной районной библиотеки им. И. Х. Колодеева

1. Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?

1. Читать книги 122 – 54 %
2. Проводить время с друзьями 127 – 57 %
3. Слушать музыку 63 – 28 %
4. Смотреть телевизор 34 – 15 %
5. Играть в компьютерные игры 52 – 23 %

2. Как часто ты приходишь в библиотеку?

1. Каждый день 25 – 11 %
2. Один раз в неделю 61 – 27%
3. Один раз в месяц 45 – 20 %
4. Один раз в год 8 – 4 %
5. Когда «что-то нужно» 94 – 42%

3. Чьи рекомендации при выборе книг для тебя наиболее авторитетны?

1. Библиотекаря 89 – 40 %
2. Родителей 40 – 18 %
3. Друзей 32 – 14%
4. Учителей 43 – 19%
5. Полагаюсь на свой вкус 125 – 56%

4. Какие книги ты любишь читать?

1. Фантастику и фэнтези 97 – 43 %
2. Детские детективы 31 – 14 %
3. Книги о путешествиях 76 – 34%
4. Книги о сверстниках 28 – 12,5 %
5. Книги о природе, животных 46 – 20,5%
6. Книги о любви 44 – 20 %
7. Юмор и «весёлые» книги 72 – 32 %
8. Сказки 37 – 16,5 %
9. Ужастики 61 – 27 %
10. Поэзию 10 – 4,5 %
11. Классику 38 – 17 %

1. Отдых, развлечение 90 – 40%
2. Познание нового 122 – 54%
3. Помощь в учёбе 79 – 35%

6. Самая любимая книга, которой ты присудил бы первый приз (автор, название)?

Читатели в возрасте от 6 до 11 лет первый приз присудили бы следующим книгам: Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома, «Приключения Незнайки», С. Лагерлёф «Приключение Нильса с дикими гусями», В. Драгунский «Денискины рассказы», А. Волков «Волшебник изумрудного города», В. Постников «Приключения Карандаша и Самоделкина», К. Матюшкина «Лапы врозь», Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии», А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», К. Чуковский «Сказки», С. Пушкин «Сказки», Д. Емец «Маг полуночи», Т. Леванова «Ледяной рыцарь».
Читатели в возрасте от 12 до 18 лет: С. Брюссало «Пегги Сью и Призраки», «День синей собаки», «Бабочка из бездны», Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. де С.-Экзюпери «Маленький принц», Н. Щербо «Часодеи. Часовой ключ», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», И. Щеглова «Танец солнечных фей», С. Майер «Сумерки», М. Твен «Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера», П. Коэльо «Одиннадцать минут», Джон Р. Р. Толкиен «Властелин колец», В. Осеева «Динка».

7. Твой любимый литературный герой?

Читатели в возрасте от 6 до 11 лет назвали в качестве любимого литературного героя Элли, Мойдодыра, Карлсона, Незнайку, Карандаша и Самоделкина, Алису Селезнёву, Чиполлино, Дядю Фёдора, Витю Малеева, Буратино, Золушку, Кота Матроскина.
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет назвали Гарри Поттера, Воланда («Мастер и Маргарита»), Робин Гуда, Нильса, Поллианну, Принца Эдуарда («Принц и нищий»), Льва Николаевича Мышкина («Человек в футляре»), Кристиана Грея, Джульетту, Гермиону, Фродо, Капитана Немо, Старика Луку («На дне»), Наталью Ростову, Динку.

8. Читаешь ли ты газеты и журналы?

1. Да 128 – 57 %
2. Нет 96 – 43%
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет предпочтение отдают следующим журналам и газетам: «Рюкзачок», «Миша», «Незнайка», «Вясёлка», «Клёпа», «Буся», «Играем с Барби», «Познайка», «Весёлый зоопарк», «Зорька».
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет читают: «Лесавік», «Родная прырода», «Переходный возраст», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Планета», «Хозяин», «Девчонки», «Качели», «Вокруг света», «Бярозка», «Юный спасатель», «Адзінства».

9. Заменил ли тебе компьютер книгу?
1. Да 50 – 22 %
2. Нет 174 – 78 %

Укажи некоторые сведения о себе:

1. Женский 144 – 64 %
2. Мужской 80 – 36 %

источник

«Любят ли читать современные школьники начальной школы»

С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы на базе МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ было проведено анкетирование среди учащихся, родителей и учителей начальной школы.

Дата проведения – октябрь 2017 года.

Анкетирование проводила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ Созонова Елена Васильевна.

В опросе приняли участие учащиеся 3-4-х классов, возраст участников от 10 до 11 лет.

3 класс – 18 учащихся из 21 учащегося, 85,71% от общего количества;

4 класс – 26 человек из 31 учащегося, 83,87 % от общего количества.

3 класс – 13 родителей, 61,9% от общего количества;

4 класс – 20 родителей, 64,51 % от общего количества.

В опросе участвовало 2 учителя начальной школы.

Опрос включал анкеты для учащихся, родителей и учителей анонимного характера.

Анкета для учащихся включала следующие вопросы (№5, №6 содержат варианты ответов)

2 . В каком классе ты учишься?

3 . Честно признайся, любишь ли ты читать?

4 . Назови пять (или меньше) самых твоих любимых книг (автор и название), если такие есть.

5 . Как эти книги попали к тебе в руки?

а) по совету друга (подруги);

д) эту книгу изучали в школе по программе;

6. С кем ты чаще всего обсуждаешь прочитанные книги?

в) с учителем литературы на уроке;

7. Интересно ли тебе обсудить свои любимые книги на уроке литературы?

8. Нравятся ли тебе в основном произведения, которые вы проходите в школе по программе?

9. Какие произведения нужно, по твоему мнению, убрать из школьной программы, а какие, наоборот, добавить (если затрудняешься, то не отвечай)?

10 . Если ты не любишь читать, то почему, как ты считаешь?

Результаты анкетирования следующие.

На вопрос №3 «Любишь ли ты читать?» большинство школьников ответили «Да» (46,6%).

К сожалению, тенденция «Я не люблю читать, мне не нравится» достигла и современных детей начальной школы. Книги им заменяют смартфоны, ноутбуки, телевизор.

На вопрос № 4 «Назови пять (или меньше) самых твоих любимых книг (автор и название), если такие есть» были получены следующие ответы: из 44 человек (прописываю так, как написали дети без авторов)

— Сказки А.С.Пушкина — 10 человек (22,72%);

— «Муха-Цокотуха» — 7 человек (15,90%);

— Русские народные сказки – 6 человек (13,63%);

— Книги про животных — 6 человек (13,63%);

— «Алиса в стране чудес» — 5 человек (11,36%);

— «Конёк-Горбунок» — 5 человек (11,36%);

— «Приключение Буратино», «Приключения Незнайки» и «Доктор Айболит» — по 4 человека (по 9,09%);

— Были названы следующие произведения: сказки «Красная шапочка», «12 месяцев», «Цветик — семицветик», «Огниво», «Маленький мук», «Чипполино», «Белоснежка и семь гномов», «Город в табакерке». Это произведения из школьной программы, которые изучали на уроках литературного чтения в школе (внеклассное чтение). Следует отметить, что учащиеся 3-4- классов читают мало, у многих нет интереса к чтению, нет любимых книг.

На вопрос № 5 «Как эти книги попали к тебе в руки?» были получены следующие ответы: из 44 человек

Отвечая на вопрос, многие выбрали несколько вариантов ответа.

На вопрос № 6 «С кем ты чаще всего обсуждаешь прочитанные книги? были получены следующие ответы: из 44 человек

Ребята также выбирали несколько вариантов ответа. Обсуждать прочитанные книги большинство учащихся предпочитают либо с родителями, либо ни с кем. Следует отметить, что есть и такой ребёнок, который готов обсуждать прочитанные книги с учителем. К радости, родители и семья сегодня являются фактором, стимулирующим чтение. В современном обществе есть ещё семьи, где присутствует домашняя книжная среда.

Обсуждать свои любимые книги на уроке литературы многим школьникам не интересно.

На вопрос № 7 «Интересно ли тебе обсудить свои любимые книги на уроке литературы?»

были получены следующие ответы: из 44 человек. Очень отрадно, что учащиеся 4-го класса готовы к сотрудничеству с учителем.

На вопрос № 8 «Нравятся ли тебе в основном произведения, которые вы проходите в школе по программе?» были получены следующие ответы:

На вопрос № 9 «Какие произведения нужно, по твоему мнению, убрать из школьной программы, а какие, наоборот, добавить (если затрудняешься, то не отвечай)? были получены следующие ответы:

На вопрос № 10 «Если ты не любишь читать, то почему, как ты считаешь?» были получены следующие единичные ответы:

Большинство учащихся не ответили на этот вопрос.

Анкета для родителей включала следующие вопросы :

Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)?

Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению?

Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века?

4.Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе?

На вопрос № 1 « Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)? » были получены следующие ответы:

На вопрос № 2 « Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению? » были получены следующие ответы:

Родители учащихся 3-его класса предлагают следующие меры:

— Добавить иллюстраций в произведения – 3 человека;

— Увеличить чтение русских народных сказки;

— Часто бывать в библиотеке;

— Отключать телевизор, интернет, телефоны – 2 человека;

— Договариваться с ребёнком;

— Увеличить объём приключенческой познавательной литературы – 2 человека;

— Личный пример и ненавязчивость – 2 человека;

— Уменьшить объём письменных заданий;

Родители учащихся 4-ого класса предлагают следующие меры:

— Читать, ходить в библиотеки вместе с семьёй – 4 человека;

— Отключать телевизор, интернет, телефоны – 2 человека;

— Больше конкурсов по чтению – 3 человека;

— Добавить иллюстраций в произведения – 3 человека;

-Сначала вместе в школе или дома читать одно произведение, а затем обсуждать в школе;

— Добавить количество часов по литературному чтению;

— Внеклассные мероприятия, связанные с книгами – 2 человека;

— Больше домашних заданий, где ответы на вопросы надо искать в книге;

— Детская литература не должна быть дорогой;

На вопрос № 3 « Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века? » были получены следующие ответы:

Стоит добавить произведения о подростках, современную литературу, русскую классику не уменьшать – «это основа основ» — 7 человек (35%)

На вопрос № 4 « Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе? » были получены следующие ответы:

Сложно ответить на этот вопрос – 4(30,76%)

Вернуться в СССР, не должно быть разрыва между прошлым и настоящим, более интересной программы не было – 6 человек ( 30%)

Участники анкетирования (родители) считают, что школьную программу следует разнообразить фантастикой, детективами, книгами о животных, о путешествиях, о современной жизни, о подростках, статьями по достижению высоких результатов.

Анкета для учителей включала следующие вопросы:

В опросе участвовало 2 учителя начальной школы.

1. Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)?

2. Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению?

3. Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века?

Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе?

Учителя считают, что современные ученики действительно читают все меньше и меньше. Книгу заменили компьютер, планшет, телефон и телевизор.

Интерес детей к чтению можно воспитать только с раннего возраста в семье, уроки литературного чтения увеличить (количество часов). Читать необходимо всей семьёй.

Учителя считают, что стоит добавить произведения о детях, их приключениях; фантастические рассказы, юмористические произведения. Включить в школьную программу просмотр художественных, мультипликационных, научно-познавательных фильмов. Убрать или уменьшить количество стихотворений русских классиков 19 века так, как они трудно воспринимаются и анализируются детьми начальной школы.

Увлечь ребенка чтением – одна из трудных задач на сегодняшний день. Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы и формы привлечения школьников в детскую, а впоследствии и во взрослую библиотеки. Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, надо начинать с семьи, личный пример каждого взрослого для ребёнка очень важен. А в школе можно использовать такие формы как, например, выставка новых книг в фойе школы, где увидят её не только дети, учителя, но и родители, сопровождающие детей в школу. Еженедельные библиотечные уроки, внеклассные мероприятия в игровой форме по произведениям детских писателей. Для приобщения школьников к чтению большую роль на уроке играют мультимедийные материалы.

Читайте также:  Анализы для детей с зрр

Современные дети читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.

источник

Описание материала: Анкетирование предназначено для родителей детей средней группы, для старших дошкольников.

Цель: выяснение отношение родителей к семейному чтению.

— Определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей.

— Выявить проявляют ли интерес к художественной литературе и журналам.

— Воспитывать бережное отношение к книге.

Анализ анкетирования: Родители должны были ответить на 21 вопрос анкеты. В анкетировании приняло участие 23 родителя.

Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что не все родители читают детям книги. Чаще читают по инициативе ребенка.

На 1 вопрос «На ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?» — большинства родителей ответили, что необходимо вдохновлять у детей интерес к книгам и картинкам все 100 %.

На 2 вопрос «По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?» были даны такие ответы: вместе с ним читать, заинтересовать книгой, покупать больше новых книг, читать книги каждый день.

На 3 вопрос: «Семейное чтение – это. «: 2 семьи (9 %) ответили, что литература, интересующая всех членов семьи или её части. 8 семей (34 %) ответили — семейное чтение – это обсуждение, прочитанное всей семьей или некоторыми членами. Для 12 семей (52 %) стало, это чтение вслух, интересующее всех членов или отдельную группу семьи, которое содействует познавательному развитию личности ребенка, а также является одной из форм – досуга.

На 4 вопрос: «Внимательно ли с удовольствием слушает ваш ребёнок, когда ему читают вслух?» Все родители ответили утвердительно – Да. Все родители желают, чтобы их ребёнок подружился с книгой и любил слушать их с большим интересом.

На 5 вопрос «Задаёт ли Ваш ребёнок вопросы, если ему непонятны слова, или какая либо ситуация в произведении». Для 17 семей (74 %) дан был ответ «да». 3 семьи (13 %) ответили, редко задаёт вопросы. Остальные ответили, редко любит, чтоб его слушали и чтобы он отвечал на вопросы. Сама по ходу чтения объясняю ребёнка.

На 6 вопрос: «В состоянии ли он рассказать историю, описать какой – либо случай, произошедший с ним?». 17 семей (74 %) ответили утвердительно «да». 3 семьи (13 %) ответили «нет». А остальные ответили: часто пересказывает мультики или отрывки из книг. Кратко повторяет предложения, ранее произнесенные.

На 7 вопрос: «Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?», 18 семей (78 %) обсуждают прочитанное, стремятся пересказать прочитанное, выделить то, что им понравилось. Для 5 семей (22 %) детей делятся своими эмоциями, приобретенными от чтения, просмотра кинофильма с другими. Обсуждают поступки героев и их поведение.

На 8 вопрос: «Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на Вас неизгладимое впечатление?». Этот вопрос многих родителей заставил задуматься, а некоторые с большим трудом упоминали свои любимые книги детства. В результате были названы следующие произведения: «Тимур и его команда» А. Гайдар. Рассказ «Честное слово», «Маленький принц», «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», сказки Братьев Гримм, «Королевство Кривых зеркал» В. Губарев, «Покоритель зари или плавание на край света», «Король Лев», «Алиса в стране чудес», стихи Маршака, «Чиполино», «Бемби», «Незнайка», «Карлсон», «Пепин длинный чулок», «Волшебник Изумрудного города», «Дети подземелья». И остальные 5 семей (22 %) не помнят книг своего детства.

На 9 вопрос: «Ваш ребенок – читатель, зритель, слушатель». 15 семей (65 %) ответили – ребенок и слушатель и зритель. 6 семей (26 %) – только слушатель.

На 10 вопрос: «На вопрос о наличии или отсутствии трудностей в проведении семейного чтения»:

1. 26 % родителей ответило, что проблемы испытывают в выборе книг.

3. 4 % в методике проведения чтения

4. 61 % не переживают проблем, ведь семейное чтение не практикуется в семье. По данному вопросу родители имеют необходимость в консультативной помощи по проблемам: литературы по возрастным категориям, правилам проведения чтения.

На 11 вопрос: «Имеется ли у вас домашняя библиотека, и как она выглядит?». Радует, то что у 11 семей (48 %) семей имеют в доме библиотеку, фильмотеку – это несколько книжных полок. 3 семьи (13 %) –имеют книжный шкаф. 5 семей (22 %) – имеют стеллаж с книгами. И остальные 4 семьи (17 %) имеют другую.

На 12 вопрос: «Часто ли Вы читаете ребёнку книги?». Обнаружено ограниченность во времени для семейного чтения между родителем и ребёнком у 7 семей (30 %) уверяют, что чтение осуществляют перед сном, текущий факт свидетельствуют дети. Многим семьям удобно, когда дитя может самостоятельно начать играть на компьютере, заняться просмотром мультфильмов. Для 2 семей (9 %) родители читают каждый день. Для 11 семей (48 %) родители читают по просьбе ребёнка. И в одной семье (4 %) читают иногда, больше внимание восполняют семейное чтение, когда ребёнок болеет дома. Как видно, лишь половина уделяют этому вопросу должное внимание, не считают это важным.

На 13 вопрос: «Назовите любимые книги Вашего ребёнка?»: У самых маленьких читателей — детей дошкольников любимые произведения сказки: Русские народные сказки – «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина Избушка». Также стихи А. Барто, К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр». А.Н. Толстой «Буратино», В. Сутеев сказки, А. Резников «Приключение Кота Леопольда», Ш. Перро «Золушка», «Красная шапочка», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», С. Михалков «Три поросёнка», Э. Успенский «Простоквашино» и другие.

На 14 вопрос: «Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных Вами ребёнку произведений?». Даны были такие ответы родителей: «Гуси – лебеди», «Гадкий утёнок», сборники детских сказок, «Русалочка», «Львёнок и черепаха», «Золушка», «Муха – Цокотуха», «Цветик – Семицветик», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Спящая Красавица», «Дядя Стёпа» и другие.

На 15 вопрос: «Может ли Ваш ребёнок назвать недавно прочитанные с вами книги? Утвердительно ответили «Да» 13 семей (56 %), «не знаю» 10 семей (43 %).

На 16 вопрос: «Сколько поколений собирает эту библиотеку?». Родители предпочли такие ответы: 4 семьи (17 %) это три поколения, 5 семей (22 %) это два поколения, 7 семей (30 %) это первое поколение, и 7 семей (30 %) нет ни одного поколения.

На 17 вопрос: «Последняя книга, купленная Вами? И детский журнал?». Были даны родителями разнообразные ответы: журнал «Винни и его друзья», народные сказки, «Большая энциклопедия дошкольника», журнал «Свинка Пеппа», журнал «Лунтик», сборник стихов «Новогодний подарок», «Черепашка Ниндзя», сборник Великие сказки Мира, Ф. Одоевский «Мороз Иванович», Б. Житков «Что я видел», журнал «Барбоскина», стихи А. Барто, рассказы Николая Носова и другие.

На 18 вопрос: «Имена, каких писателей и поэтов знает Ваш ребёнок?». 12 семей (52 %) ответили, что ребенок не знает имена писателей и поэтов. 11 семей (48 %) ответили: Н. Носов, С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А.С. Пушкин, В. Маяковский, В. Сутеев, С. Михалков.

На 19 вопрос: «Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?». 6 семей (26 %) ответили «нет», 17 семей (74 %) ответили «да».

На 20 вопрос: «Как вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?». 6 семей (26 %) ответили к пяти годам. 5 семей (22 %) ответили к 6 годам. 8 семей (34 %) к семи годам. 4 семьи (17 %) ответили каждый в своё время.

На 21 вопрос: «Что даёт современному ребёнку чтение книг?». Родители солидарны с мнением, что книга несет все самое доброе и хорошее, а именно: «развивает память, мышление», «расширяет кругозор ребенка», «способствует интеллектуальному развитию ребенка», «учит правильному мышлению и логическому мышлению», «способствует познанию мира», «учат думать, размышлять, дают знания», «чтение хороших книг воспитывает Человека».

Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.

источник

«Читательский портрет современного подростка»

Областное социологическое исследование среди подростков от 13 до 17 лет anketa_chit_portret
Размер файла: 133.5 Kb

rezulrati_issledovaniya
Размер файла: 1.79 Mb

Мониторинг качества предоставления государственных услуг в ГБУК «Амурская областная детская библиотека»

Мониторинг качества предоставления государственных услуг

в ГБУК «Амурская областная детская библиотека»

В ГБУК «Амурская областная детская библиотека» в период с 15 августа по 15 октября 2015 года проведен мониторинг качества предоставления государственных услуг. Исследование проведено с целью изучения мнения читателей об эффективности библиотечно-информационного обслуживания пользователей.

Методом исследования было выбрано анкетирование. Инструментом исследования стала специально разработанная анкета, которая содержит 17 закрытых и открытых вопросов.

В качестве объекта исследования выступали пользователи библиотеки. Анкета заполнялась ими непосредственно во время посещения библиотеки и включала следующие вопросы: о читательском стаже респондента; о мотивации его обращения в библиотеку; о том, как респондент оценивает качество предоставления государственных услуг (скорость обслуживания, компетентность и доброжелательность библиотекарей и др.); предложения респондентов по улучшению качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей. Завершают анкету социально-демографические вопросы.

Предмет исследования – удовлетворенность пользователей обслуживанием; их предложения по улучшению качества предоставления услуг.

Социально-демографическая характеристика респондентов. В исследовании приняли участие 145 человек:

— дети и подростки в возрасте от 7 до 14 лет – 74 человека (51 %),

— родители в возрасте от 27 до 65 лет – 71 человек (49 %).

Участие приняли в основном респонденты женского пола – 81%. Респонденты мужского пола составили 19 %.

Результаты анкетирования можно считать объективными, так как оценивают качество библиотечно-информационного обслуживания респонденты, являющиеся активными пользователями библиотеки (96 %): 28 % из них посещают библиотеку еженедельно; 53 % — несколько раз в месяц и 15 % посещают библиотеку раз в квартал. Остальные 4 % выборки составили пользователи, которые посещают библиотеку несколько раз в год.

На вопрос о том, в какие дни недели читатели обычно посещают библиотеку, половина опрошенных респондентов (50 %) ответили, что «по-разному, когда есть время». Остальные респонденты предпочтение отдают выходным дням (28 %); в будни библиотеку посещают 22 % пользователей (рис.1).

Рис.1 «Когда вы обычно посещаете библиотеку?»

На вопрос: «Устраивает ли Вас график работы библиотеки?» 94 % респондентов ответили утвердительно.

Рис.2 «Устраивает ли вас график работы библиотеки?»

Библиотека работает в будни – с 9.00 до 18.00, воскресенье – с 10.00 до 16.00, суббота — выходной.

6 % респондентов, выразившие недовольные графиком работы библиотеки, в своих анкетах указали:

— суббота должна быть рабочим днем, так как выходные дни наиболее удобны для посещения библиотеки;

— в будние дни библиотека должна работать до 19.00 или даже 20.00, «тогда многие смогут посещать ее чаще».

На вопрос: «С какой целью вы приходите в библиотеку?» были получены следующие ответы:

Рис.3 «С какой целью Вы приходите в библиотеку?»

* Распределение ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

На рисунке 3 видно, что основным мотивом посещения библиотеки является чтение по интересам (57 %). За литературой в помощь школьной программе (деловой мотив) приходят 48 % (преимущественно родители). Но книги и чтение – не единственное, что привлекает читателей в библиотеке. 17 % респондентов (в основном дети) приходят в библиотеку, чтобы как-то провести свое свободное время. Познакомиться с литературными новинками приходят 8 % опрошенных читателей (равно как дети, так и взрослые). В качестве своего варианта ответа читатели добавили: «чтобы приучать ребенка к чтению», «за литературой для дошкольников», «поиграть в компьютер», «за новыми интересными книгами» и др.

Анкетирование показало, что самым популярным отделом в библиотеке является абонемент, который посещают 86 % респондентов (родителей среди них больше). На втором месте по посещаемости стоит детский мультимедийный центр — 16 % (дети). Далее зал семейного чтения, который указали 6 % респондентов (родители с малышами, посещающими игровую комнату). 3 % отдают предпочтение залу делового чтения (только дети) и наименее посещаемый отдел (1 %) – центр правовой информации (только родители).

Рис.4 «Какой отдел библиотеки Вы чаще всего посещаете?»

Далее читателям было предложено ответить на вопрос: «Как вы чувствуете себя в библиотеке?».

Рис.5 «Как Вы чувствуете себя в библиотеке?»

Подавляюще большинство респондентов (69 %) ответили, что они чувствуют себя в библиотеке, как в родном доме. Многие в своих анкетах написали: «всегда чувствую себя желанным гостем», «уютно, удобно и комфортно», «очень приятно здесь находиться», «не совсем, как дома, но очень хорошо» и др.Обстановка в библиотеке не имеет значения для 19 % респондентов (в основном дети). Лишь 1% (2 человека) почувствовали себя в библиотеке неуютно – девочка 12 лет и молодая женщина 32 лет. Это предмет для размышления библиотекарей.

На просьбу оценить по 5-бальной шкале полноту информации в библиотеке об оказываемых услугах (стенды, объявления, листовки и пр.), родители оценили ее на 4,6 баллов, дети – на 1,8. Это свидетельствует о том, что либо имеющаяся информация для детей не достаточна, либо она предлагается в недоступной (или в непривлекательной) для них форме. Необходимо дополнительно продумать форму информирования детей об оказываемых услугах.

На вопрос «Довольны ли Вы обслуживанием в библиотеке?» 97 % респондентов ответили утвердительно. 2 % воздержались от ответа. И лишь 1 % (2 человека) не довольны обслуживанием в библиотеке. В качестве причин указали: «не нравится система контроля на выходе из библиотеки» (все та же молодая женщина 32 лет), «медленное обслуживание» (мальчик 11 лет).

Рис. 6 «Довольны ли Вы обслуживанием в библиотеке?»

Что касается скорости обслуживания, то 88 % опрошенных читателей указали, что библиотекарь тратит не более 15 минут на выполнение их запроса. 10 % ответили, что библиотекарь может их обслуживать от 15 до 30 минут. Лишь 2 % ответили, что их библиотекарь выполняет их запросы более получаса (4 человека из 145). Вероятно, это связано с тем, что часть фонда абонемента находится в закрытом доступе (в книгохранении) на цокольном этаже, поиск и доставка книг из которого требует некоторого времени.

Читайте также:  Анализы для детей в бассейне

Рис.7 «Время выполнения Вашего запроса составляет…»

На вопрос «Оказывает ли библиотекарь помощь в выборе книг и поиске информации?» 88 % респондентов ответили, что всегда помогает, 10 % — иногда. Лишь 2 % опрошенных читателей ответили, что библиотекарь данной помощи им никогда не оказывает (3 человека). Это взрослые, которые попросту в ней не нуждаются, они самостоятельно справляются с поиском и выбором книг.

Рис.8 «Оказывает ли библиотекарь помощь в выборе книг, поиске информации?»

Далее участников исследования попросили оценить библиотекарей по 5-балльной системе по следующим качествам:

«Оценка библиотекарей по пятибалльной шкале»

Из данной таблицы видно, что читатели оценивают библиотекарей достаточно высоко – средняя оценка по всем предложенным качествам 4,85 баллов (из 5 возможных). Самую высокую оценку читатели дали таким качествам библиотекаря, как доброжелательность и аккуратность (по 4,9 баллов), а профессионализм и творческий подход оценили ниже (по 4,8 баллов). Что касается детей, то у них самую низкую оценку получил профессионализм библиотекарей (4,7), родители же его оценили высоко (4,9). Самую высокую оценку родители поставили аккуратности библиотекарей (5,0), а наименьшую — творческому подходу (4,8). Задуматься есть над чем, например, почему хорошее знание фонда не получило наивысшую отметку, а только 4,85 баллов.

Но при этом на вопрос «Удается ли Вам найти нужную информацию?» большинство респондентов (97 %) ответили положительно.

Рис. 9 «Удается ли Вам найти нужную информацию?»

Спросив у читателей: «С каким чувством Вы чаще всего уходите из библиотеки?», определили, что 96 % уходят с чувством удовлетворения. С чувством разочарования уходят лишь 1 % опрошенных респондентов. Это 2 ребенка, не указавшие в своих анкетах свой пол и возраст. Причины разочарования они также не объяснили.

На вопрос «Понесли ли Вы финансовые затраты при получении государственных услуг?» 97% ответили отрицательно. Это и понятно, так как библиотечно-информационное обслуживание в библиотеке бесплатное. Пользователи платят лишь за дополнительные сервисные услуги, такие как электронный читательский билет, распечатка документов на принтере, ламинирование, брошюрование и пр.

Рис. 10 «Понесли ли Вы финансовые затраты при получении государственных услуг?»

На вопрос «Возникали ли у Вас проблемы при получении государственных услуг» лишь 1 % опрошенных пользователей ответили положительно, указав в качестве причины «отсутствие необходимых книг».

В завершение анкеты респондентам предлагалось внести свои предложения для повышения эффективности информационно-библиотечного обслуживания. Этот вопрос оставили без ответа 62 % респондентов. 26 % написали, что их все устраивает: «здесь очень хорошо и очень доброжелательное обслуживание», «на мой взгляд, это лучшая библиотека в городе», «библиотека и так работает отлично», «все так хорошо, что лучше быть не может» и т.п.

Много предложений касалось увеличения фонда библиотеки: «увеличить книжный фонд для малышей», «хотелось бы больше книг с богатыми иллюстрациями к тексту», «хочется больше классических детских книг в новом издании, с яркими иллюстрациями», «больше залов с книгами» и т.п. Одна из девочек предложила «тщательно расставить книги по алфавиту и добавить разделители для каждого автора». На полках открытого доступа читатели не всегда соблюдают расстановку книг, необходимо систематизировать данную работу.

Пользователи испытывают нехватку библиотекарей, так как часть их предложений касались увеличения штата сотрудников: «хотелось бы, чтобы на абонементе обслуживало сразу несколько библиотекарей», «чтобы библиотекарь никогда не уходил со своего рабочего места», «увеличить число библиотекарей на абонементе, так как иногда образуется очередь, а времени ждать не всегда много».

Необходимо активизировать информирование пользователей об услугах библиотеки, так как некоторые предложения читателей, такие как «создать электронный каталог» или «организовать продление книг через Интернет» указывают на их недостаточную осведомленность об их наличии.

источник

Опрос-анкетирование «Библиотека глазами читателей»

14-18лет, 18-25 лет, 25-40 лет, 40 лет и старше

1.3. Место жительства_________________________

1.4. Образование (подчеркнуть)

Высшее. Нез. Высшее. Ср. специальное.

Среднее общее. Неполное среднее.

— учёба в среднем образовательном учреждении;

— учёба в высшем образовательном учреждении;

— работа в бюджетном учреждении;

— государственная (муниципальная) служба;

— работа в коммерческой структуре;

Иной род занятий (указать)________________

2. Являетесь ли Вы постоянным читателем библиотек? (подчеркнуть)

а) да, являюсь читателем одной библиотеки;

б) да, являюсь читателем двух и более библиотек;

в) читателем библиотек не являюсь.

3. Удовлетворены ли Вы организацией библиотечного дела (подчеркнуть)

4.Отдаете ли вы предпочтение нашей библиотеке перед другими библиотеками и если да, то почему? _____________________

5. В нашей библиотеке Вас привлекает… _____________________

6.Назовите, пожалуйста, какую-либо одну характеристику услуг и условий работы, которая вам нравится больше всего? _____________________

7.Какую оценку вы бы дали персоналу библиотеки? _____________________

8.Какую оценку вы бы дали условиям работы и качеству услуг, которыми вы

воспользовались сегодня? _____________________

9. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для дальнейшего улучшения библиотечного дела?_____________________

В библиотеках Майкопского района с целью изучения мнения читателей для улучшения качества обслуживания, создания положительного имиджа библиотеки был проведен опрос-анкетирование «Библиотека глазами читателей». В опросе приняли участие 300 читателей.

По социально-демографическим показателям 30 % респондентов – в возрасте 14-18 лет, 15 %– в возрасте 18-25 лет,20%– в возрасте 25-40 лет, 35% – в возрасте за 40 лет и старше. По образовательному уровню 20% имеют высшее образование, 20% – среднее специальное и 30%– среднее, 30 % являются людьми пенсионного возраста.

Большинство опрошенных – пенсионеры и учащиеся средних образовательных заведений.

В результате опроса выяснилось, что читателями одной библиотеки являются пенсионеры и работающие жители. Читателями одновременно двух и более библиотек являются учащиеся школ и студенты.

На вопрос анкеты «Отдаете ли вы предпочтение нашей библиотеке перед другими библиотеками и если да, то почему?» 90% ответили да, 10 % – нет. Варианты ответов: нравится, близко находится, отличное обслуживание, знающие библиотекари, уютно в библиотеке и др.

На вопрос «В нашей библиотеке Вас привлекает…» читателей больше всего привлекает: книжный фонд, квалифицированные и доброжелательные библиотекари, возможность общения, удобство расположения и приятная атмосфера в библиотеке, точная информация об услугах.

На вопрос «Какая услуга вам нравится больше всего?» большинство ответили: Интернет, компьютерные услуги, прекрасный персонал, отзывчивость, доброжелательность, компетентность библиотекарей.

На вопрос «Какую оценку вы бы дали персоналу библиотеки?» все ответили, что отлично.

На вопрос «Какую оценку вы бы дали условиям работы и качеству услуг, которыми вы воспользовались сегодня?» все респонденты ответили, что отлично.

На вопрос «Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для дальнейшего улучшения библиотечного дела?» большинство ответили, что применение компьютерных технологий. Также пожелали больше новой литературы.

Проведя опрос-анкетирование, мы можем сделать вывод, что библиотека движется в правильном направлении, уделяя в обслуживании читателей главное внимание качественному профессиональному обслуживанию с применением современных методов работы, новейших информационно-компьютерных технологий. Не устраивает в работе библиотеки некоторых читателей техническое оснащение, недостаточное финансирование на новую литературу и журналы.

20,661 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

источник

По результатам смотра-конкурса профессионального мастерства наша библиотека была признана «Лучшей библиотекой 2013 года» в Калининском районе. Эта победа, будучи одновременно радостью и большой ответственностью, дала всем сотрудникам дополнительный импульс для новых достижений, овладения новыми формами библиотечного обслуживания, повышения престижа профессии библиотекаря и имиджа библиотеки.

Для того чтобы сделать библиотеку ещё более привлекательной для детей и юношества, максимально соответствовать информационным потребностям современных пользователей была разработана анкета «Библиотека моей мечты» и проведено исследование на основе анкетирования читателей.

Цель анкетирования – определение места библиотеки в социокультурном пространстве города, задачи – выявление информационных и досуговых потребностей современных пользователей для максимального удовлетворения их силами библиотеки.

К анкетированию были привлечены учащиеся 3 и 4 классов ГБОУ СОШ №139 – ближайшего к библиотеке образовательного учреждения, – которые составляют большую часть читателей филиала №10 и регулярно посещают библиотеку: как культурно-досуговые мероприятия с классом, так и в качестве индивидуальных пользователей с родителями или самостоятельно.

Всего в анкетировании приняли участие 46 учащихся: 24 ученика 3 класса (12 мальчиков и 12 девочек) и 22 ученика 4 класса (18 мальчиков и 14 девочек).

В первую очередь нам было интересно узнать, какие книги и журналы, по мнению школьников, должны храниться в современной библиотеке. Самыми распространёнными ответами на этот вопрос стали «книги и журналы о животных, с животными и о природе». Также ребятам интересны книги о Космосе, Вселенной, планетах; о войне, дружбе, древних веках; о школе, приключениях; рукоделии, компьютерах, об автомобилях, технике; об истории и религии. Школьники упомянули о том, что им интересны познавательные и поучительные книги, сказки, детективы, фантастика, страшилки, а также книги и журналы с юмором и комиксами.

Были названы и конкретные издания. По мнению опрошенных школьников «золотой список» книг и журналов включает в себя следующие издания (названия приведены в соответствии с ответами):

1.Произведения Пушкина;
2. Сказка о Царе Салтане;
3. Простоквашино;
4. Гарри Поттер (все части);
5. Денискины рассказы;
6. Сын полка;
7. Баранкин, будь человеком!;
8. «Ералаш»;
9. «За рулём».

На вопрос, нужны ли в библиотеке «старые» книги, школьники единодушно ответили, что нужны: Также из ответов школьников следует, что в их сознании зачастую смешиваются книги, давно написанные и давно изданные. Дети изъявили желание, наряду со старыми энциклопедиями, «добрыми книгами и журналами» видеть летописи, старинные сказки, книги о старых временах, о нашей истории, о древних приключениях. Школьники написали, что старые книги интереснее новых, «если их давно написали, то они еще и лучше», нужно, «чтобы были книги, которые писали несколько веков тому назад», «нужны те книги, которые читали, может быть, в прошлом веке», «через них можно понять прошлое». При этом дети замечают, что книги «должны быть разные», что в библиотеке должны быть все книги – и старые, и новые, средние, любые».

По мнению школьников в современной библиотеке должны храниться не только книги, но и журналы, CD, в том числе, диски с поучительными рассказами и историями и «диски с фильмами про книги в библиотеке». Некоторые школьники упомянули комиксы, игрушки, настольные игры, фильмы, картины, поделки, творческие работы, рисунки, учебники, картины и статуи писателей, музыкальные инструменты, старинные и современные костюмы и многое другое.

Главным помощником в выборе книг для школьников являются библиотекари. Они помогают 29 из 46 опрошенных. 14 детей написали, что им помогают ориентироваться в фонде разделители на полках или таблички на стеллажах, пятеро пользуются каталогами, четверым помогают родители.

Вместо 5-го вопроса ребятам было предложено закончить фразу «Я обязательно прочту книгу, если…». В результате ответов было выяснено, что большинству школьников не нужно каких-то особых условий, чтобы читать книги: 22 человека из 46-ти обязательно прочтут книгу, если «она интересная», «заинтересовала», «мне интересна», «кажется интересной» или «понравилась». Также школьники продолжили фразу такими словами, как: «интересная, весёлая, поучительная», «очень познавательная», «классная», «красивая, интересная и для моего возраста», «очень интересная, фантастическая увлекательная», «с картинками», «о животных, о детективах», «если она не очень большая», «если она современная и про современную жизнь».

Далее школьникам предложили немного помечтать и ответить на вопрос, «какие необычные залы они хотели бы видеть в библиотеке». Ребята активно включили свою фантазию, в результате чего 6 ребят предложили сделать 2 читальных зала, 8 человек захотели, чтобы в библиотеке был кинотеатр, 7 человек хотели бы сделать столовую или кафе, ещё 7 человек – компьютерный зал. Некоторые предложили организовать залы электронных книг, игровых автоматов, детский зал, игровую комнату, «комнату веселья», «что-нибудь развлекательное» и т.д. Были и серьезные предложения, например, несколько человек хотят видеть в библиотеке выставочные залы, картины, старинные книги, галерею вещей писателей, зал со сценой для постановок концертов, мероприятий, зал для рукоделия и творчества. Были и необычные предложения – радиотеатр, балет, зеркальный зал, зал полёта, зал с научными опытами…

Из используемых библиотекой в работе форм мероприятий наиболее интересными школьникам кажутся встречи с писателями, концерты, электронные презентации, викторины. Также школьники активно предлагали отмечать в библиотеке праздники – Новый год, 8 Марта, Дни рождения, Рождество и «просто праздники».

На вопрос «Что бы ты сделал в библиотеке нового, необычного, неожиданного?» школьникам было предложено представить себя волшебниками и ничем не ограничивать свою фантазию. Ответы школьников были вполне реалистичными: ребята хотят украсить библиотеку, сделать в ней маленький зоопарк или радиотеатр. Распространённым ответом было пожелание организовать в библиотеке различные кружки (в частности, по изучению литературы), развлекательные концерты каждую неделю, встречи с писателями. Также читатели неоднократно предлагали сделать в библиотеке столовую или кафе, фонтаны и скульптуры при входе, галерею вещей писателей, игровой зал и анимационный. Всё же некоторые ребята смогли представить себя волшебниками и не ограничивать свою фантазию, мечтая о том, чтобы в библиотеке их встречали роботы-библиотекари, чтобы книги с полок вылетали сами, а когда открываешь дверь в библиотеку, громкоговоритель желал бы «найти книгу, которую хочешь». Также дети предлагали сделать в библиотеке несколько этажей, и чтобы каждый этаж был для одной возрастной группы читателей и, конечно же, чтобы был лифт для передвижения от этажа к этажу. В качестве чего-то неожиданного школьники предлагали и свое участие: 2 ученицы хотели бы станцевать в библиотеке, 3 школьницы – написать свои книги, 1 третьеклассник – принести горшок цветов и т.д.

На вопрос, «какими техническими средствами должна быть оборудована современная библиотека», школьники в первую очередь называли компьютеры (17 опрошенных), телевизоры (6 опрошенных), при этом уточняя, что телевизор должен быть плазменным, 4 человека хотели бы брать в библиотеке электронные книги, также детям интересны планшеты, принтеры и игровые приставки. Сотрудников библиотеки немало удивил ответ школьника, который написал, что хотел бы получить «электронный ЧИТАТЕЛЬНЫЙ билет». Также интересно было то, что мальчиков волнует система безопасности – ребята предлагали сигнализацию, охрану, «защитное поле» и камеры слежения. Некоторые школьники обращали внимание на бытовые условия – хотят, чтобы в библиотеке были обогреватели, кондиционеры, кафе, «нормальные» туалеты.

источник