Меню Рубрики

Анализ анкетирования детей по патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание в ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка — детский сад «Аленький цветочек»

Анализ анкетирования родителей

«Патриотическое воспитание в ДОУ».

«Патриотическое воспитание в ДОУ».

Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.

Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей — педагоги или родители?

4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

6. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

В анкетировании приняло участие 28 родителей, дети, подготовительной «В» группы

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

Любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции

Знание истории своей страны

Готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины

Любовь к семье, обществу, своей стране

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

Патриотическое воспитание детей — педагоги или родители?

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

Нет, их нет в нашем городе (еще маленькие дети)

Проанализировав анкеты, было выявлено, что для родителей термин «патриотическое воспитание» — это Любовь к Родине, уважение и почитание ее традиций;

Для 13% опрошенных — это знание истории своей страны;

Для 4,5% — это готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;

Для 4,5% это — любовь к семье, обществу, своей стране.

На вопрос «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?» 89% опрошенных ответили «Да».

51% опрошенных считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей несут родители, 45% — педагоги и родители, и лишь 4% опрошенных считают, что ответственность за патриотическое воспитание детей несут педагоги.

На вопрос «Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?» 93% ответили да, следует.

84% опрошенных считают, что тема ознакомления с родословной семьи актуальна в современном обществе.

71% из числа опрошенных родителей регулярно посещают с детьми музеи и выставки, 7% — лишь иногда посещают, и 22 % не посещают по различным причинам, либо еще маленькие дети, либо их нет в нашем городе.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы:

Патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому ДОУ будет продолжать работу в этом направлении.

Анализ работы по анкетированию родителей за 2009-2011 гг.

Справка – анализ по анкетированию родителейна тему: «Ваши впечатления от праздника».

Анализ проведенного анкетирования.

В нашем саду прошло анкетирование по теме «Чтение художественной литературы». Вашему вниманию предоставляется таблица.

Анализ анкетирования родителей «Патриотическое воспитание в ДОУ&quot.

Анкета «Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными&quot.

Цель анкетирования: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте.

источник

Лариса Старосельцева
Анализ анкетирования воспитателей по нравственно — патриотическому воспитанию.

Анализ анкетирования воспитателей

«НРАВСТВЕННО — ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Цель: выявить уровень знаний воспитателей МБДОУ по теме

патриотического воспитания.

Воспитателям МБДОУ было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить

положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4. Считаете ли вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

5. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6. Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

7. Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

8. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10. Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11. Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

12. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

В анкетировании приняло участие 90,9% воспитателей МБДОУ.

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:

1. Все педагоги считают, что проблема патриотического воспитания актуальна в наше время, и о ней правомерно говорить детям дошкольного возраста.

2. Также педагоги уверены, что обладают личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей.

3. Воспитатели МБДОУ единогласно считают нужным увеличить запас знаний по истории и географии России.

4. Педагоги обладают ясной, образной и выразительной речью, чтобы донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания.

5. Воспитатели МБДОУ не испытывают трудности в организации предметно — развивающей среды, подборе демонстрационного материала, дидактических игр по патриотическому воспитанию.

6. В течение года организуют досуг и развлечения по теме.

7. Все педагоги считают, что тема патриотического воспитания детей является востребованной в работе с семьей.

В тоже время, 15% опрошенных испытывают затруднения при проектировании и планировании работы по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работают.

40% педагогов неуверенно владеют соответствующими методиками и технологиями.

На вопрос «Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?» 65% опрошенных ответили — «нет».

Из результатов анкетирования видно, что воспитатели мало знают о своем городе. На этот вопрос ответили положительно всего 15 % педагогов.

В целом, по результатам анализа анкет можно наметить следующие задачи для устранения выявленных недостатков:

1. Патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому МБДОУ будет продолжать работу в этом направлении.

2. Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.

3. Провести консультацию по теме народной культуры и традиций.

4. Подобрать материал о своем городе, оформить уголки краеведения.

Анализ анкетирования родителей о двигательной активности детей Анализ анкеты о двигательной активности детей 1. Как Вы оцениваете двигательную активность своего ребенка? Малоподвижный – 0 % Норма – 52%.

Анализ анкетирования родителей по ИКТ АНКЕТА для родителей по информационным компьютерным технологиям Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Ваше.

Анализ проведенного анкетирования родителей по теме «Права ребенка» Анализ анкетирования родителей. Во 2-ой младшей группе № 8 было проведено анкетирование родителей по вопросам защиты прав ребенка. В анкетировании.

Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию Задумайтесь! Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности.

Анализ работы по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» Родина-слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается.

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Конспект по духовно- нравственному образованию в подготовительной группе. Цель: Формировать представление детей о защитниках Отечества,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной дом» Актуальность темы: Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Во имя жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 п. Навля общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского.

Уголок по нравственно-патриотическому воспитанию Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – процесс сложный и длительный, который требует от педагогов большой личной.

источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бесединская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Анализ анкетирования родителей

«Патриотическое воспитание в группах дошкольного образования».

воспитатели групп дошкольного образования

«Патриотическое воспитание в группах дошкольного образования».

Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в группах дошкольного образования.

В группах дошкольного образования, в рамках проекта «Родина наша Россия», было проведено анкетирование родителей. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Как называется ваша Родина?

3.Что значит любить и защищать Родину?

4.Как вы считаете, следует ли знакомить детей с символами Государства, традициями, памятными датами?

5.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

6.Сколько своих родословных поколений вы знаете?

7.Существует ли в вашей семье традиция, легенда или памятное воспоминание? Если да, то какое?

8.Кем были ваши предки, где они проживали?

9.Смотрите ли вы с детьми исторические и документальные фильмы о Родине?

10.Посещаете ли вы с детьми исторические музеи, выставки?

11.Если бы к вам приехали гости из другого города, то куда бы вы их повели?

12.Какое самое любимое место есть у вас, где вы хотели провести своё время?

В анкетировании приняли восемь родителей групп дошкольного образования 5-6 и 6-7 лет.

В таблице предоставлены наиболее актуальные вопросы и ответы, опрошенных родителей.

Что значит любить и защищать Родину?

Любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции

Знание истории своей страны

Готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

Сколько своих родословных поколений вы знаете?

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

Если бы к вам приехали гости из другого города, то куда бы вы их повели?

Другие достопримечательности родного края

Посещаете ли вы с детьми исторические музеи, выставки?

Проанализировав анкеты, было выявлено, что для родителей термин «патриотическое воспитание» — это Любовь к Родине, уважение и почитание ее традиций;

для 16% опрошенных — это знание истории своей страны;

для 9% — это готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;

на вопросы «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?» и «Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?», 100% опрошенных ответили «Да».

45% опрошенных знают несколько поколений своей родословной. Есть даже 10%,которые знают пять поколений и считают, что тема ознакомления с родословной семьи актуальна в современном обществе.

90% из числа опрошенных родителей регулярно посещают с детьми музеи и выставки, и 10% не посещают по различным причинам, либо еще маленькие дети, либо их нет в нашем городе.

70% представители наших детей повели бы своих иногородних гостей по знаменитым памятным местам ВОВ. 15% познакомили бы с духовной культурой нашего края. 15% показали бы другие достопримечательности своей малой Родины.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующий вывод:

патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому ДОУ будет продолжать работу в этом направлении.

источник

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время в обществе постепенно происходит смена культурных норм, нравственных ориентиров и ценностей, забываются традиции общества. У современных детей и подростков недостаточно сформированы качества гражданина-патриота.

Действительно, решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа и народов России. В обществе утрачиваются чувство долга и ответственности перед семьей, учителями, классным коллективом, Отечеством, государством.

Поэтому формирование патриотизма у подрастающего поколения нуждается в поддержке, как со стороны государства, так и со стороны социальных институтов. В нашем случае общеобразовательной школой.

выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях, культуре и истории своего народа и отношение учащихся такому качеству как патриотизм.

Анкета для учащихся.

1. Что Вы понимаете под «патриотизмом»?

2. Какими качествами должен обладать патриот?

3. Считаете ли Вы себя патриотом?

4. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья). Нужное подчеркнуть.

5. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?

6. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные песни?

7. В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное подчеркнуть)

– патриотические клубы и центры;

– фестивали и конкурсы патриотической направленности;

– выставки патриотической направленности;

8. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?

Читайте также:  Анализ на группу у детей

9. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?

10. Знаете ли Вы, когда образовался город(посёлок), в котором Вы живете?

11. Любите ли Вы свой город(посёлок)?

12. Как называется улица, на которой Вы живете?

13. В честь кого названа улица, на которой Вы живете?

14. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе(посёлке)? Какое?

15. Что нужно делать для города(посёлка), чтобы он был лучше?

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время в обществе постепенно происходит смена культурных норм, нравственных ориентиров и ценностей, забываются традиции общества. У современных детей и подростков недостаточно сформированы качества гражданина-патриота. Действительно, решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа и народов России. В обществе утрачиваются чувство долга и ответственности перед семьей, учителями, классным коллективом, Отечеством, государством. Поэтому формирование патриотизма у подрастающего поколения нуждается в поддержке, как со стороны государства, так и со стороны социальных институтов. В нашем случае общеобразовательной школой.

Цель: выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях, культуре и истории своего народа и отношение учащихся такому качеству как патриотизм.

1.​ Что Вы понимаете под «патриотизмом»?

2.​ Какими качествами должен обладать патриот?

3.​ Считаете ли Вы себя патриотом?

4.​ Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья). Нужное подчеркнуть.

5.​ Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?

6.​ Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные

7.​ В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное подчеркнуть)

– патриотические клубы и центры;

–фестивали и конкурсы патриотической направленности;

– выставки патриотической направленности;

8. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?

9. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?

10. Знаете ли Вы, когда образовался город(посёлок), в котором Вы живете?

11. Любите ли Вы свой город(посёлок)?

12. Как называется улица, на которой Вы живете?

13. В честь кого названа улица, на которой Вы живете?

14. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе(посёлке)? Какое?

15. Что нужно делать для города(посёлка), чтобы он был лучше?

источник

Уважаемые родители!
У нас с вами одна цель – мы хотим вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином страны, в которой живем. В преддверии работы по нравственно-патриотическому воспитанию ваших детей просим вас ответить на ряд вопросов.
1. Как вы думаете, важно ли ребенку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему? _____________________________________
__________________________________________________________________
2. Есть ли у вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для вас и ребенка? _________________________________
__________________________________________________________________
3. Рассказываете ли вы своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью? _______________________
__________________________________________________________________
4. Знакомите ли вы своего ребенка с памятными и историческими местами свой Родины, малой Родины? ________________________________________
__________________________________________________________________
5. Посещаете ли вы с ребенком музеи, выставки патриотической направленности? ___________________________________________________
6. Поддерживаете ли вы у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны? __________________________________________________________
7. Смотрите ли вы с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оцениваете их вклад в жизнь общества? Какие? _____________________________________
__________________________________________________________________
8. Счиатете ли вы себя Патриотом? Почему? __________________________
9. Помогаете ли вы своему ребенку проявлять позитивные эмоции? Согласны ли вы с утверждением, что они станут вашей надеждой в старости?
__________________________________________________________________
10. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? ______
__________________________________________________________________
11. Как вы считаете, возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? Почему? _____________________________________________________
__________________________________________________________________
12. Как вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей: педагогов или родителей? ___________________________
__________________________________________________________________
13. Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? _______________
14. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? _________________________________________________________

15. Рассказываете ли вы своему ребенку о Благовещенске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях? __________________________
__________________________________________________________________
16. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___________________________________________________________
17. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе? ___
__________________________________________________________________
18. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? __________
__________________________________________________________________
19. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Почему? ____________________________________________
__________________________________________________________________
20. Читаете ли вы с ним художественные произведения о войне? _________
21.Смотрите ли фильмы на военную тему? ____________________________
22.Слушаете ли песни военных лет? __________________________________
23. Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках? __________ 24. Есть ли у вас возможность презентовать (или временно предоставить) фотографии, пилотки, значки, медали и другие предметы? ________________
20. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке? _______________________________________
__________________________________________________________________

Спасибо за ваши ответы. Надеемся, что они помогут правильно организовывать воспитательную работу в детском саду.

Анкета для родителей по патриотическому воспитанию

1. Какие слова выражают любовь к Родине?_______________________________________
2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом? _____________________________________________________________________________
3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ___________________________
_____________________________________________________________________________
4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? _________________________________________________________________
5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? __________________________
_____________________________________________________________________________
6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? ____________________ _____________________________________________________________________________
Как на это реагирует ребенок? __________________________________________________
7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье? ________________________
_____________________________________________________________________________
8. Читаете ли Вы ребенку русские народные сказки? _______ Как часто? ______________
9. Кто чаще всего читает?________________ В какое время суток? ___________________
10. Исполняете ли Вы в моменты общения с ребенком народные потешки? ____________
11. Есть ли в Вашей родительской практике игры, которые знакомят с национальными обрядами и традициями? ______ Если есть, то какие? _______________________________
12. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребенка? _____________________________________________________________________
13. Знаете ли Вы пословицы о Родине?_____ Назовите их ___________________________
_____________________________________________________________________________
14. Назовите Российскую символику? ____________________________________________
15. Достаточно ли у Вас информации? ____________________________________________
16. Знаете ли Вы как рассказать детям о символах России? __________________________
17. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать патриотические чувства у детей? _____________________________________
_____________________________________________________________________________
18. Как часто Вы читаете детям такие произведения? _______________________________
19. Какие произведения из русского народного творчества, Вы читали детям? _____________________________________________________________________________
20. Какие народные праздники Вы знаете? ________________________________________
_____________________________________________________________________________
21. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств? _____________________________________________________________________________
22. Хотите ли Вы участвовать в кружке народного промысла? _______________________
23. Хотели ли Вы участвовать в досуговых вечерах?_____ Почему?___________________
24. Прививаете ли Вы любовь к Родине у своего ребенка? _______ Почему? ____________
_____________________________________________________________________________25. Что такое русская семья? ____________________________________________________
26. Какая она? ________________________________________________________________
27. Посещаете ли Вы с ребенком музеи? ______ Если да, то какие? ___________________
_____________________________________________________________________________
28. Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе? __________________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо за ваши ответы. Надеемся, что они помогут правильно организовывать воспитательную работу в детском саду.
Анкета выявления уровня готовности и затруднений педагогов в организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста


п/п
Показатели готовности
Знаю, владею
Владею, знаю, но не всегда
Не знаю, не владею

1
Понимание термина «патриотическое воспитание»

2
Понимание задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста

3
Умение планировать работу по патриотическому воспитанию с детьми конкретной возрастной группы

4
Владение методами патриотического воспитания детей дошкольного возраста

5
Умение подбирать виды совместной деятельности с детьми

6
Разнообразие форм совместной работы с родителями детей- дошкольников

источник

Данная исследовательская работа заняла 3-е почетное место в конкурсе «Имею право и обязан»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Я-патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»»

Ставропольский край, Красногвардейский район, село Покровское

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Материалы на районный конкурс

Номинация: исследовательская работа.

«Я человек и патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»

Кононова Дарья Александровна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Глава1. Патриотизм как качество настоящего гражданина

1.1. Понятие термина «патриотизм»………………………………………….5-7

Глава 2. Патриотическое воспитание школьников

2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов……………………. 8

2.2. Программа «Патриот 2017» для школьников ……………………………9

Список использованных источников…………………………….………………..12

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Путин на встрече с общественными организациями в г.Краснодаре как-то заявил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.

Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование чувства патриотизма у школьников».

Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС),общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Объект исследования – патриотизм

Предмет исследования: процесс формирования чувства патриотизма у школьников.

Цель данного исследования: разработать программу патриотического воспитания учащихся.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:

ознакомиться с термином «патриотизм» и «патриот» в разных источниках;

изучить научную литературу по данной теме;

составить несколько анкет для разных школьных возрастов;

провести анкетирование учащихся;

проанализировать данные анкет;

составить модель ученика-патриота;

составить программу «Патриот-2017» на 1 год (2016-2017г.) по формированию чувства патриотизма;

представить программу «Патриот-2017» на рассмотрение, корректировку и утверждение администрации;

проводить мероприятия по данной программе в течение года;

Методологической основой исследования являются общенаучные положения о роли школы в формировании патриотических качеств личности и Федеральные Конституционные Законы.

В ходе научной работы были использованы следующие методы:

теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, сопоставление, анализ полученных данных;

эмпирические: беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов, педагогический эксперимент.

Данная научная работа относится к эмпирическим исследованиям, так как она ориентирована на проведение собственного эксперимента.

Основная база исследования: исследование проводилось в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №10» .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— проанализировали разные термины патриотизма;

— изучили Федеральные Конституционные Законы РФ;

— разработали собственную воспитательную программу «Патриот-2017» по формированию патриотических качеств у школьников.

Апробация работы: программа «Патриот-2017» рассчитана на 2016-2017 учебный год, в основном для начального звена школы.

Научное исследование планируется провести в 2 этапа:

анализ научной литературы и интернет-источников (теоретический);

Читайте также:  Анализ на грибок у детей

анализ анкетирования и разработка программы «Патриот-2017» (теоретический, частично эмпирический);

Глава I. Патриотизм как качество настоящего гражданина

Понятие термина «патриотизм».

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»

В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, А. С. Пушкин призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество» [9;c.7].

В советское время, говоря о патриотизме, опирались на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [13;c.31].

Игумен Нектарий (Морозов) считает: «… тот человек, который не является патриотом своей Родины, является ее потенциальным предателем. Среднего не дано. Когда приходит время испытаний, каждый человек либо становится патриотом и идет на жертвы ради спасения своей страны, либо ее предает. Поэтому мы должны определиться: кто мы?»

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [16; c.27].

Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники?

Патриотизм — это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям[3;c.393].

Патриотизм (от греч. Patriotes – соотечественник – patris – родина)- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства [17;c.461].

Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Воспитанию принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

В нашем понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Мы думаем, что патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.

Патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·уважительное отношение к языку своего народа;

·заботу об интересах Родины;

·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В моем понимании патриотизм, мужество, героизм – это близкие по значению слова.

Патриотизм – быть готовым защитить Родину от врагов.

Мужество – означает быть доблестным, стойким, крепким, храбрым, отважным, решительным.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Патриотизм актуален и в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны.

Возможно, что именно воспитание в духе патриотизма, пробуждает в нас и выбор таких благородных профессий как военнослужащий, врач, учитель, воспитатель, ученый…

источник

Анкетирование нацелено на то, чтобы выявить уровень сформированности патриотизма среди учащихся Советского района

Анализ анкеты «Сформированность патриотизма среди учащихся образовательных учреждений Советского района»

Всего приняли участие — 112 человек. Из них девушек — 60, юношей — 52.

Возраст респондентов – 14-17 лет.

I.На вопрос «Ваше любимое увлечение?» были получены следующие ответы:

4. Компьютер и Интернет – 68 (61%)

5. Общение с друзьями – 10 (9%)

7. Просмотр телепередач или видеофильмов – 47 (42 %)

8. Участие в школьных и внешкольных мероприятиях – 32 (29%)

9. Изобразительное искусство – 7 (6%)

10. Участие в молодежном объединении – 14 (13%)

11. Участие в волонтерском движении – 1 (1%)

II. На вопрос «Что является для Вас наиболее значимым в жизни?» ответили:

1. Любовь к родителям – 90 (80 %)

2. Материальное благополучие – 21 (19%)

4. Любимые увлечения – 25 (22%)

5. Возрождение России как сильной Державы – 44 (39%)

6. Развитие и самосовершенствование себя как личности – 42 (38%)

7. Отношение к любимому человеку – 49 (44%)

III. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотами?» ответили:

3. затрудняюсь ответить – 38 (34%)

IV. На вопрос «Что, по вашему мнению, входит в понятие «патриотизм»?

2. Любовь к своей семье, родным, близким – 36 (32%)

3. Естественное чувство любого гражданина – 15 (13%)

4. Стремление к социальной справедливости – 25 (22%)

5. Религиозная вера, которую я исповедую – 6 (5%)

6. Патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение – 2 (2%)

7. Выдуманное чувство манипулирования массами – 0

8. Устаревшее понятие – 2 (2%)

9. Затрудняюсь ответить – 9 (8%)

V. На вопрос «Что, по вашему мнению, составляет основу вашего понимания патриотизма?» ответили:

1. Сведения, полученные от родителей и близких – 62 (55%)

2. Знания, полученные от преподавателей – 70 (63%)

3. Сведения, полученные от друзей, в том числе, отслуживших в армии – 34 (30%)

4. Сведения, полученные из СМИ – 32 (29%)

5. Чтение художественной литературы – 25 (22%)

6. Научные труды, публикации, статьи – 23 (29%)

7. Затрудняюсь ответить – 12 (11%)

VI. На вопрос «В чем наиболее ярко, по вашему мнению, проявляется патриотизм?» ответили:

1. В успешной учебе – 37 (33%)

2. В выполнении воинского долга в рядах ВС – 71 (63%)

3. В активном участии в патриотических мероприятиях, акциях – 61 (54%)

4. В воспевании красоты и могущества Родины средствами искусства – 27 (24%)

5. В потребности приносить пользу своей стране – 57 (51%)

VII. На вопрос «Как вы оцениваете уровень понимания вашими сверстниками значение патриотизма?» ответили:

2. Не очень высокий – 66 (59%)

Таким образом, более половины респондентов считают, что уровень понимания сверстниками значения патриотизма не очень высокий.

VIII. На вопрос «Как вы считаете, патриотизм можно купить? Почему?» ответили:

3. При определенных условиях и обстоятельствах – 6 (5%)

4. Никогда об этом не задумывался – 27 (24%)

5. Этот вопрос звучит оскорбительно – 47 (42%)

63 % респондентов считают, что патриотизм нельзя купить, 42% посчитали этот вопрос оскорбительным.

IX. На вопрос «Как вы охарактеризуете скинхедов, неофашистов и т.д.?» ответили:

2. Молодежь, проявляющая агрессию и нетерпимость – 45 (40%)

4. Обычные хулиганы – 41 (37%)

5. Молодежь, представляющая опасность для общества – 68 (61%)

61% респондентов охарактеризовали скинхедов как молодежь, представляющую опасность для общества, 4% считают их патриотами.

X. На вопрос «Какая форма проявления патриотической активности для вас предпочтительнее?» ответили:

1. Участие в создании экспозиций школьных музеев – 45 (40%)

2. Участие в кружках народного творчества – 11 (10%)

3. Участие в деятельности детских молодежных общественных организаций патриотической направленности – 33 (29%)

5. Участие в исследовательских и поисковых мероприятиях историко-краеведческой и этнографической направленностей – 6 (5%)

6. Нетерпимость к различным проявлениям неуважительного отношения к стране и ее гражданам – 9 (8%)

7. Участие в мероприятиях, посвященных памятным датам и годовщинам событий – 61 (54%)

XI. На вопрос «Какая форма внеклассной и внешкольной работы по патриотической тематике вам наиболее интересна?» ответили:

5. Научно-практические конференции – 20 (18%)

8. Встречи с интересными людьми – 68 (61%)

XII. На вопрос «Какие, на Ваш взгляд, причины в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у ваших сверстников нравственно-патриотических качеств?» ответили:

1. Ненормальная обстановка в семье – 29 (26%)

2. Отрицательное влияние друзей и товарищей – 26 (23%)

3. Отсутствие хорошего и дружного коллектива – 25 (22%)

4. Отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей – 62 (55%)

5. Отсутствие возможности по-настоящему проявить себя в хорошем и нужном деле — 32 (29%)

6. Сложная и трудная обстановка в стране – 23 (21%)

XIII. На вопрос «Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?» ответили:

1. Активизировать работу на местах – 39 (35%)

2. Оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам патриотической направленности – 44 (39%)

3. Усилить патриотическую работу с молодежью со стороны ВС Российской Федерации – 60 (54%)

4. Добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в СМИ – 42 (38%)

5. Коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты – 11 (10%)

6. Предоставить больше возможностей Русской Православной Церкви для религиозно-патриотического влияния на общество — 17 (15%)

Подводя общий итог, можно заметить, что самыми любимыми увлечениями респондентов являются компьютер и Интернет, спорт и музыка, просмотр телепередач. Наиболее значимыми в жизни респонденты считают любовь к родителям, дружбу, отношение к любимому человеку и возрождение России как сильной Державы. Больше половины относят себя к патриотам. Затрудняются ответить – 34 %. Шесть человек не относят себя к патриотам. Наибольшее значение придается таким составляющим, как любовь к Родине, любовь к своей семье, родным, близким, стремление к социальной справедливости. Более половины респондентов основой понимания патриотизма считают знания, полученные от преподавателей и сведения, полученные от родителей и близких. Наиболее ярко, по мнению респондентов, патриотизм проявляется в выполнении воинского долга в рядах ВС, в участии в патриотических мероприятиях, акциях. Наиболее предпочтительной формой проявления патриотической активности респонденты отметили участие в мероприятиях, посвященных памятным датам и годовщинам событий, а также участие в создании экспозиций школьных музеев. Самыми интересными формами внеклассной и внешкольной работы респонденты считают встречи с интересными людьми, конкурсы и классные часы. Отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей, по мнению большинства респондентов, в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у сверстников нравственно-патриотических качеств. На вопрос о том, что необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе были получены следующие результаты: 54% респондентов считают, что нужно усилить патриотическую работу с молодежью со стороны ВС Российской Федерации, по мнению 39% респондентов, необходимо оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам патриотической направленности.

Читайте также:  Анализ на иммунитет у детей

Анкетирование провели: педагоги дополнительного образования, руководители музейной комнаты «Память МОУ ДОД – РДДиЮ Кунаева А.Ж., Ильющенкова Л.В.

источник

Цель: изучение отношения родителей воспитанников к традициям празднования ВОВ, к необходимости патриотического воспитания дошкольников.

Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни?
  2. Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?
  3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?
  4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?
  5. Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?
  6. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны?
  7. Рассказывали ли они о войне Вашим детям?
  8. Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?

В анкетировании приняло участие 84 родителя, что составляет 90,3% от общего числа родителей.

Вопрос/ варианты ответа

% от числа опрошенных

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни?

Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?

Праздником Великой Победы

Днем памяти погибших на войне

Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?

Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей

Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию

Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?

Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов

Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны?

Рассказывали ли они о войне Вашим детям?

Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?

Оформление мини-музея, фотовыставки

Создание альбома « Наши прадеды – герои», содержащего рассказы детей о родственниках – участниках войны

Проанализировав анкеты, было выявлено, что все опрошенные – 100% считают актуальным в современном обществе тему Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом.

На вопрос «Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?» 73,1% опрошенных считают 9 мая праздников Великой Победы и 26,9% — ассоциируют этот день с Днем памяти погибших на войне.

На вопрос «Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?» — 52,7 % родителей совместно с детьми участвуют в параде, посвященному Дню Победы, у 47,3% опрошенных отсутствует такая традиция.

На вопрос «Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?» большинство опрошенных родителей выбирали сразу несколько вариантов ответа:

  • конкурс рисунков – 70%;
  • оформление мини-музея, фотовыставки – 41%;
  • создание альбома « Наши прадеды – герои», содержащего рассказы детей о родственниках – участниках войны – 26%.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы: патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому ДОУ будет продолжать работу в этом направлении.

источник

Полищук Ирина Александровна соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 894 г. Москвы

Аннотация: В данной статье рассматривается диагностический этап опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, выявляются причины, влияющие на уровень гражданско-патриотического воспитания в школе и обуславливающие создание в школе музеев гражданско-патриотической направленности.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, школьный музей, диагностика, патриотизм, гражданственность, патриот, отечество, Родина, обучающиеся, молодежь.

В качестве экспериментальной базы исследования нами был выбран музейнообразовательный комплекс ГБОУ СОШ № 894 г. Москвы гражданско-патриотической направленности: военно-патриотический музей боевой славы «Отечество», музей «Отечественной войны 1812 года» и этно-краеведческий музей «Русского быта».

В работе была осуществлена диагностика состояния гражданско-патриотического воспитания школьников. Цель диагностического этапа исследования состояла в определении особенностей гражданско-патриотических качеств обучающихся и уровней их выраженности. В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа (с обучающимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, проективное сочинение, ранжирование, социометрия.

Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы у обучающихся школы.

По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях: отношение к родной природе, отечеству: высокий уровень – 17 %, средний уровень – 24 %, низкий уровень – 59 %; уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень – 16 %, средний уровень – 46 %, низкий уровень – 38 %; отношение к себе как гражданину: высокий уровень – 69 %, средний уровень – 18 %, низкий уровень – 13 %.

Анализ результатов исследования показал, что больше половины респондентов не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества недостаточно осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.

Осознание собственного «Я» у школьников преобладает над понятием «мы», им важнее ближайшее окружение (дом, семья), менее значимы интересы школы, отечества. Данные опроса показали, что многие обучающиеся сомневаются в наличии гражданско-патриотических чувств у современной молодежи.

Так, на вопрос: «Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами?» − 27,5 % респондентов выбрали вариант «меньшинство»; 8,9 % – «никого». Третья часть опрошенных (33,4 %) остановилась на ответе «половина», и только 4,1 % считают патриотами всех россиян, 26,1 % − считают патриотами большинство.

Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие: любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных, верить в будущее России − 13,2 %, защищать интересы страны − 12,1 %, иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %, гордиться славным прошлым – 11,2 %, знать и ценить культуру народов России – 9,8 %, ставить государственные и общественные интересы выше личных – 5,2 %, такого понятия сейчас нет – 1,2 %, готовность к подвигам во имя интересов Родины – 0,3 %.

На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» − 36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно, 29,6 % респондентов не считают себя патриотами, 33,5 % не смогли ответить на вопрос. Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что 37,8 % школьников испытывают гордость за свою страну; 25,4 % − за место, в котором родились; 26,3 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации; не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше – 5,0 %; затруднились ответить − 18,2 %. ‘

Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне – 67,2 %; победы российских спортсменов − 20,5 %; природу России − 25,8 %; историю страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %

. На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?» − «да» ответили 38,8 % обучающихся; «скорее да, чем нет» – 45,6 %; «скорее нет, чем да» – 8,8 %; «нет» – 3,2 %; «затрудняюсь ответить» – 3,6 %

Таким образом, большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания (см. теги герой, воин, подвиг — прим. Oboznik.ru), определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.

Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей. Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином. 40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию; преданность Родине и умение ее защищать – 66,4 %; жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность – 21,6 %; служение народу, конкретные дела – 15,3 %; готовность жертвовать своими интересами – 10,4 %, честный и бескорыстный труд – 8,2 %. Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданскопатриотических качеств в общей системе ценностей школьников.

Лидирующими у школьников являются такие ценности, как развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %). На втором месте самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %). Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %). На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?» − положительно ответили 11,2 % школьников; «Скорее да, чем нет» − 9,6 %, «Скорее нет, чем да» − 15,6 %, «Нет» − 58,4 %, «Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.

Анализ данных анкетирования показал, что чаще всего те обучающиеся, которые «жалеют, что родились в своей стране», называют гораздо меньше поводов гордиться своей страной, чем остальные опрошенные. Несмотря на это, большинство опрошенных считают, что гражданско-патриотическое воспитание необходимо − 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Проанализировав мнения респондентов, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия по созданию в школе музеев гражданско-патриотической направленности, на базе которых будут осуществляться культурно-досуговые, развлекательно-познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма; 31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 12,3 % –создание на базе музея военно-патриотического клуба; 10,8 % – проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.

Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.

Высокий уровень гражданского самосознания и готовности к участию в общественной жизни («Я активно участвую в общественной жизни школы») проявило 24,4 % обучающихся; средний уровень «Я не всегда принимаю участие в общественных делах, проводимых в школе» – 41,6 %; низкий уровень «Я не хожу на школьные мероприятия и никак не проявляю свою гражданскую активность, мне кажется, что это никому не нужно» – 20,4 %; не смогли оценить свою гражданскую позицию – 15,6 % обучающихся. Большинство респондентов утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли музей в школе?», положительно оценили значение пилотной площадки и уголка боевой славы. Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость создания в школе музея, причем респонденты указывают на профиль, отдавая приоритет гражданско-патриотической направленности музея.

Среди школьников идея гражданско-патриотического воспитания достаточно востребована, обучающиеся недовольны отсутствием мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении. В ходе диагностики состояния гражданско-патриотического воспитания в школе были выявлены следующие проблемы: – снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания школьников, отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине; – падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, – проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В связи с появлением таких проблем возникает необходимость создания и открытия музеев гражданско-патриотической направленности с целью качественно нового подхода к воспитанию молодежи, который способствовал бы осмыслению сущности патриотизма и гражданственности у молодежи, активной позиции по отношению к отечеству, а также поиска и внедрения эффективных средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

Запись создана: Четверг, 11 Октябрь 2018 в 8:24 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

источник