Меню Рубрики

Анализ активности детей на занятии

Методическая работа — Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий
методическая разработка по теме

Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оста влять свои мысли в комментариях!

Анализ занятий и игровой деятельности, схема анализа занятий

Организация и проведение занятия _

Характеристика программного содержания:

Соответствие задач программе группы (да, нет, частично, другое)

Соответствие уровню развития детей данной группы (да, нет, частично, другое)

Объём программного содержания (да, нет, частично, другое)

Конкретность формулировок программного содержания (да, нет, частично, другое)

Характеристика деятельности воспитателя:

Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач (да, нет, частично, другое)

Соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы (да, нет, частично, другое)

Правильность, точность применения этих приёмов (да, нет, частично, другое)

Характеристика деятельности детей:

Освоение детьми программного содержания по задачам (да, нет, частично, другое)

Особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию) (да, нет, частично, другое)

Учебные навыки детей (да, нет, частично, другое)

Характеристика условий проведения занятия:

Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий (да, нет, частично, другое)

Соответствие требованиям материально-технических условий (да, нет, частично, другое)

Соответствие требованиям функционально-педагогических условий (да, нет, частично, другое)

Дата проверки ________________________________

Кто проверял _________________________________

Психологический анализ занятия

Психологический анализ учебной деятельности детей:

• Активная позиция детей на занятии (да, нет, частично, другое)

• Позитивное отношение детей к воспитателю (да, нет, частично, другое)

• Преобладающее на занятии самочувствие детей (да, нет, частично, другое)

Психологическая оценка занятия:

• Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов) (да, нет, частично, другое)

• Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя; (да, нет, частично, другое)

преобладание речи детей; (да, нет, частично, другое)

равное соотношение) (да, нет, частично, другое)

• Соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятия) (да, нет, частично, другое)

Психологический анализ деятельности воспитателя:

• Наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе») (да, нет, частично, другое)

• Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком) (да, нет, частично, другое)

• Внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и причёске)

Дата проверки ____________________________________

Кто проверял _____________________________________

Анализ физкультурного занятия

Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование)

Полнота осуществления задач:

• Оздоровительных (да, нет, частично, другое)

• Воспитательных (да, нет, частично, другое)

• образовательных (да, нет, частично, другое)

Соответствие задач данному возрасту

Методы и приёмы, используемые на занятии:

• Индивидуальный подход (да, нет, частично, другое)

• Фронтальный (да, нет, частично, другое)

• Поточный (да, нет, частично, другое)

• Подгрупповой (да, нет, частично, другое)

• Словесный (да, нет, частично, другое)

• Показ взрослого (да, нет, частично, другое)

• Показ ребёнка (да, нет, частично, другое)

• Напоминание и др. (да, нет, частично, другое)

Соответствие физ. нагрузки нормам:

• В водной (да, нет, частично, другое)

• В основной (да, нет, частично, другое)

• В заключительной (да, нет, частично, другое)

Моторная плотность (да, нет, частично, другое)

Общая плотность (да, нет, частично, другое)

Используются ли нетрадиционные формы в занятии?

Активность выполнения ОРУ, ОД подвижных игр (%)

Осознано ли дети воспринимают материал? (да, нет, частично, другое)

Проявляют ли дети самостоятельность в поисках новых способов действий? (да, нет, частично, другое)

Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание? (да, нет, частично, другое)

Осуществляется ли работа по ознакомлению детей разным способам выполнения движений? (да, нет, частично, другое)

Была ли инициатива со стороны детей в подготовке атрибутов и пособий? (да, нет, частично, другое)

Дата проверки __________________________________________

Кто проверял ____________________________________________

Поведение ребёнка на занятии

Слушает воспитателя внимательно или отвлекается (да, нет, частично, другое)

Выполняет задание рассеяно или сосредоточено (да, нет, частично, другое)

Самостоятелен от начала до конца (да, нет, частично, другое)

Подражает соседу (да, нет, частично, другое)

Работает быстро или медленно (да, нет, частично, другое)

Успевает закончить или оставляет работу незавершённой (да, нет, частично, другое)

Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки, обращается к воспитателю за помощью (да, нет, частично, другое)

Как оценивает полученный результат: любуется, огорчается, смущается ошибкам, проявляет равнодушие (да, нет, частично, другое)

Дата проверки _______________________________

Кто проверял ________________________________

  • Соответствие программного содержания возрасту ребёнка (да, нет, частично, другое)
  • Наличие нового материала, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли. (да, нет, частично, другое)
  • Выполнение гигиенических требований (да, нет, частично, другое)
  • Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования) (да, нет, частично, другое)
  • Разнообразие методов и приёмов, их взаимосвязь и обоснованность (да, нет, частично, другое)
  • Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет). (да, нет, частично, другое)
  • Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. (да, нет, частично, другое)
  • Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя. (да, нет, частично, другое)
  • Индивидуальная работа с детьми. (да, нет, частично, другое)
  • Поведение детей в процессе работы. ( да, нет, частично, другое)
  • Оценка работы воспитателями, детьми. (да, нет, частично, другое)
  • Дата проверки ______________________________
  • Группа _____________________________________
  • Воспитатель ________________________________
  • Кто проверял ________________________________

Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детей

  • Умение слышать и принимать учебное задание (да, нет, частично, другое)
  • Умение слушать и слышать объяснение воспитателя (да, нет, частично, другое)
  • Умение выполнять задания по плану воспитателя или по собственному плану (да, нет, частично, другое)
  • Реакция на оценку воспитателя по ходу выполнения задания или в конце его (да, нет, частично, другое)
  • Умение слушать и слышать ответы товарищей (да, нет, частично, другое) Умение излагать свои мысли понятно для окружающих (да, нет, частично, другое)
  • Степень осознания ребёнком учебной задачи: что должен был сделать? Чему научился? (да, нет, частично, другое)
  • Дата проверки ________________________________
  • Ф.И. ребёнка _________________________________
  • Воспитатель __________________________________
  • Кто проверял _________________________________

Консультация предназначена для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду».

Пособие для педагогов-хореографов дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

Карты для фиксации результатов проверки , контроля занятий, прогулки с детьми раннего возраста. Данный материал может быть полезен в работе старшего воспитателя, методиста и т. п.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ло.

Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности.

Конспект логопедического занятия с детьми 6-7 лет по развитию фонематического анализа и синтеза на материале лексической темы «Транспорт&quot.

источник

№ п/п Вопросы и критерии анализа Реализовано
да нет частично
Соответствие программного содержания возрасту детей
Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
Выполнение гигиенических требований
Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий
Своевременно ли подготовлены наглядные пособия, дидактический материал
Наличие у детей познавательного интереса
Разнообразие методов и приемов
Правильно ли выбраны педагогом методические приемы: вопросы, объяснения, образец
Грамматическая правильность речи детей (были ли грамматические ошибки)
Словарь детей (правильно ли употребляют слова)
Побуждают ли вопросы педагога в ответах детей раскрывать причинно-следственные связи?
Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи педагога

Выводы и рекомендации.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

№ п/п Вопросы и критерии анализа Реализовано
да нет частично
Соответствие программного содержания возрасту детей
Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
Выполнение гигиенических требований
Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия
Правильное использование в речи математической терминологии
Полнота ответов
Количество и счет
Решение задач
Знание геометрических фигур
Деление предмета на равные части
Заинтересованность детей на занятии
Ориентировка в пространстве, во времени
Внимание
Качество выполнения задания
Самостоятельность
Организованность
Умение работать в темпе
Умение действовать по словесной инструкции
Умение делать логические выводы
Умение пользоваться пособиями
Умение содержать рабочее место в порядке
Соблюдение норм и правил поведения
Четкая формулировка вопросов педагогом

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

№ п/п Вопросы и критерии анализа Реализовано
да нет частично
Соответствие программного содержания возрасту детей
Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
Выполнение гигиенических требований
Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия
Правильное использование в речи математической терминологии
Проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений: — о количестве, — величине, — форме, — ориентировке в пространстве
Развитие у детей умений рассуждать, размышлять, делать выводы, умозаключения
Оцените индивидуальный подход педагога к детям
Заинтересованность детей на занятии
Внимание
Качество выполнения задания
Умение пользоваться пособиями
Четкость, логичность речи педагога

Выводы и рекомендации.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

НА ЗАНЯТИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

№ п/п Вопросы и критерии анализа Реализовано
да нет частично
Умение выделять первый звук в слове
Умение выделять и называть последний звук в слове
Умение проводить звуковой анализ слова
Умение определить ударение в слове
Умение образовывать слова путем замены одного звука другим
Умение проводить слоговый анализ слова
Умение различать понятия: звук – слог – слово – предложение
Умение различать гласные и согласные, мягкие и твердые звуки
Умение составлять и анализировать предложения
Заинтересованность детей на занятии
Внимание
Самостоятельность
Организованность
Умение работать в темпе
Качество выполнения задания
Умение пользоваться пособиями
Четкая формулировка вопросов педагога

Выводы и рекомендации.

КАРТА АНАЛИЗА РАЗВЛЕЧЕНИЯ (ПРАЗДНИКА)

№ п/п Вопросы и критерии анализа Уровни оценки/ степень выполнен., использования
Высок. / да Ср./ частично Низк./ нет
I Организация предметно – пространственной среды:
1.1 Оформление зала
1.2 Соблюдение: 1) гигиенических требований
2) ТБ
1.3 Использование предметной среды как средства решения поставленных задач
1.4 Оборудование и атрибуты: 1) обоснованность подбора
2) достаточность
3) качество и эстетичность
4) эффективность использования
II Целеполагание:
2.1 Наличие триединой дидактической цели
2.2 Ее соответствие: 1) тематике развлечения
2) его содержанию
3) возможностям детей
2.3 Полнота реализации задач
III Деятельность педагога:
3.1 Простота и доступность изложения материала, заданий
3.2 Речевая компетентность педагога
3.3 Используемые методы и приемы: 1) их разнообразие
2) взаимосвязь
3) обоснованность подбора
4) эффективность их использования
3.1 Умение: 1) обеспечить эмоциональный интерес
2) организовывать дет., поддерживать дисциплину
3) распределять внимание (на всех и каждого)
3.5 Взаимо-действие: 1) с детьми
2) с воспитателем
3) с “героями “ (персонажами)
4) с другими специалистами
3.6 Поведение ведущего: 1) уверенность в ведении досуга
2) эмоциональность
3) соблюдение педагогического такта
3.7 Знание репертуара 1) музыкальным руководителем
2) воспитателем
3.8 Качество исполнения 1) музыкальным руководителем репертуара
2) персонажами ролей
IV Организация развлечения (праздника)
4.1 Продуманность организации развлечения
4.2 Целесообразность его построения
4.3 Наличие мотивации, ее соответствие возрасту детей
4.4 Разнообразие музыкального репертуара
4.5 Подбор репертуара, игр, упражнений: 1) с учетом умений, опыта детей
2) коллективных
3) подгрупповых
4) индивидуальных
4.6 Наличие сюрпризного момента
4.7 Рациональность использования ТСО
4.8 Привлечение к участию в досуге (празднике) сверстников из других групп, школьников, родителей и др. (нужное подчерк.)
4.9 Привлечение детей, школьников, родителей, взрослых к испол-нению ролей (персонажей); его проведению (нужное подчерк.)
V Деятельность детей
5.1 Активность
5.2 Заинтересованность
5.3 Организованность и дисциплинированность
5.4 Умение действовать в соответствии с указаниями педагога
5.5 Качество исполнения 1) песен
2) танцев
3) стихотворений
4) хороводов, игр
5) драматизции
6) игры на музыкальных инструментах
7) ролей
5.7 Положительный эмоциональный настрой
5.8 Задействованность всех детей в ходе развлечения

Выводы и рекомендации.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

источник

1.Общая характеристика анализируемого явления.

2. Характеристика фактов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на результат воспитательно-образовательной работы, взаимосвязь этих факторов и степень влияния на изучаемый объект.

3. Причины возникновения факторов, положительно или отрицательно влияющих на анализируемый объект.

4. Обобщенные выводы по итогам анализа.

5. Предложения по ликвидации причин выявленных недостатков.

Воспитаниекультурно-гигиенических навыков и культуры поведения (схема 2.7)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Навыки пользования мылом, расческой, полотенцем, носовым платком
Культура еды
Навыки пользования столовыми приборами: а) ложкой б)вилкой в) ножом г) салфеткой
Содержание в порядке одежды
Обращение ко взрослому по имени-отчеству
Благодарит взрослых и сверстников за оказанную помощь
Бережное отношение к игрушкам
Соблюдение элементарных правил поведения в группе
Знание и соблюдение правил поведения в общественных местах
Читайте также:  Наблюдение и анализ двигательной активности детей

Организация и проведение занятий (схема 2.8)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Характеристика программного содержания: соответствие задач программе группы; соответствие уровню развития детей данной группы; объем программного содержания; конкретность формулировок программного содержания
Характеристика деятельности воспитателя: выделение приемов, используемых для решения поставленных задач; соответствие приемов возрасту детей, требованиям мето­дики данной программы; правильность, точность применения этих приемов
Характеристика деятельности детей: освоение детьми программного содержания по задачам; особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию); учебные навыки детей
Характеристика условий проведения занятия: соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий; соответствие требованиям материально-технических условий; соответствие требованиям функционально-педагогических условий

Аспектами анализ поведения детей на занятии (схема 2.9)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Проявляют ли дети познавательную активность?
Реагируют ли дети на приемы активизации деятельности?
Достигнута ли детьми дидактическая цель?

Аспектами анализ деятельности детей (схема 2.10)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Принятие детьми цели занятия
Проявление активности в процессе выполнения задания
Использования знаний и умений для достижения результата деятельности

Качество знаний и способов действий (схема 2.11)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Полнота и глубина знаний
Осознанность знаний
Умение ими оперировать, применять в разных ситуациях
Прочность сформированных знаний
Оценочные суждения
Формирование и развитие учебных умений
Научность
Учет индивидуальных особенностей детей
Формирование у детей навыков контроля и самоконтроля

Умение обобщать, сравнивать и прогнозировать (схема 2.12)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Умеют ли дети увидеть и понять связи и отношения при­родных явлений?
Умеют ли дети замечать изменения развития?
Умеет ли определять, замечать и видеть: свойство и качество объекта изменение развития взаимодействия живой и неживой природы
Умеют ли высказывать оценочные явления (есть ли суж­дения), значимость?
Умеют ли обобщать явления природы?
Вызывает ли наблюдение в природе радость и восторг от наблюдаемого объекта?
Эмоции детей: восторг восхищение изумление интерес равнодушие пассивность

Умение применять знания и умения на практике (схема 2.13)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Умение применять на практике полученные знания?
Самостоятельность применения разных способов воздействия на природу?
Ухаживают ли за животными и растениями по собственной инициативе?
Правильно ли выбирают орудия труда?
Постоянство проявления заботы, доброты по отношению к растениям, животным
Знание последовательности ухода за растениями и животными?
Эмоциональность наблюдения в природе у детей?
Отвечает ли объем знаний о природе требованиям программы данной группы?

Психологический анализ занятия (схема 2.14)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Психологический анализ учебной деятельности детей. Активная позиция детей на занятии, позитивное отношение детей к воспитателю, преобладающее на занятии самочувствие детей
Психологическая оценка занятия: а) уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов); б) соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя, преобладание речи детей, равное соотношение); в) соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятий)
Психологический анализ деятельности воспитателя на занятии: а) наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»); б) коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребенком); в) внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и прическе)

Организация разнообразной деятельности на прогулке (схема 2.15)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Удовлетворительность условий для двигательной деятельности на участке?
Пути педагогического содействия игровой деятельности
Содержание, характер индивидуальных занятий с детьми

Блок 3. Физическое воспитание

Физическое воспитание (схема 3.1)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Имеются ли в занятии задачи: оздоровительная воспитательная образовательная какие превалируют
• 2 Понимают ли дети цель занятия?
Доступно ли содержание занятия детям?
Применяются ли нетрадиционные формы в занятии?
Соответствуют ли приемы, используемые в занятии, возрасту детей: словесные наглядный показ взрослого наглядный показ ребенка напоминание частичный показ другие
Поддерживается ли воспита­телем интерес к занятию на протяжении всего занятия?
Умеет ли ребенок сопереживать товарищу?
Присутствует ли на занятиях дух соперничества?
Использует ли ребенок свои способы выполнения?
Показывает ли воспитатель разные варианты выполнения упражнений?
Проявляет ли ребенок инициативу в подготовке оборудования?
Моторная плотность (ее реализация в соответствии с возрастом детей)
Нагрузка (соответствие индивидуальных особенностей детей)

Использование физкультурного уголка детьми в течение дня (схема 3.2)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Эстетичность оформления уголка?
Соответствие уголка возрастным особенностям детей данной группы
Соответствие атрибутов подвижных игр для данного возраста
Наличие инвентаря для каждого ребенка (для занятий по подгруппам)
Занимаются ли дети в физкультурном уголке: с удовольствием с подсказкой воспитателя непринужденно
Используют ли дети в игре персонажные шапочки?
Придумывают ли свои игры с имеющимися атрибутами и снарядами?

Анализ физкультурного занятия (схема 3.3)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование)
Полнота осуществления задач: оздоровительных воспитательных образовательных
Соответствие задач данному возрасту
Понимают ли дети поставленные перед ними задачи? индивидуальный подход фронтальный поточный подгрупповой словесный показ взрослого показ ребенка напоминание и др.
Соответствие физической нагрузки нормам: в водной в основной в заключительной
Моторная плотность
Общая плотность
Используются ли нетрадиционные формы в занятии?
Активность выполнения ОРУ, ОД подвижных игр (%)
Осознанно ли дети воспринимают материал?
Понимают ли дети поставленные задачи?
Проявляют ли дети самостоятельность в поисках новых способов действий?
Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание?
Осуществляется ли работа по ознакомлению детей разным способам выполнения движений?
Была ли инициатива со стороны детей в подготовке атрибутов и пособий?
Ваши предложения

Умение детей самостоятельно использовать подвижную игру в своей деятельности (схема 3.4)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Самостоятельно ли дети выбирают знакомую игру?
Согласовывают ли дети в игре свои действия с действиями партнера?
Способствует ли игра самовыражению детей?
При объяснении воспитателя воспринимают ли дети правила игры?
Какие игры больше используют дети: игры с бегом игры с пользованием и лазанием игры с метанием и ловлей народные игры эстафеты игры на ориентировку в пространстве
Улучшают ли дети в игре свои физические качества?
Эмоциональны ли дети в игре?
Достаточно ли времени для игровой деятельности?
9 Учит ли игра детей: честности справедливости дружелюбности организованности самостоятельности

Оценка двигательной среды развития (схема 3.5)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Минимально-необходимое оборудование для выполнения программы (II категория)
Современное спортивное оборудование, соответствующее требованиям Госстандарта + требования П категории (I категория)
Усовершенствованное спортивное оборудование с элементами собственных конструкций + требования I категории (высшая категория)

Оценка эффективности физзанятия (схема 3.6)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Программное содержание: целесообразность поставленных задач (образовательной, воспитательной, оздоровительной); преемственность структурных частей занятия (соответствие типу занятия, наличие специфических физических упражнений в каждой части занятия); осуществление комплексного подбора всего программного материала по развитию движений и физических качеств
Деятельность педагога: соответствие методов обучения поставленным задачам; обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом состояния их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка, детской самостоятельности; достижение высокой моторной плотности и хорошего тренирующего эффекта; использование специальных приемов повышения физической нагрузки; эмоциональный микроклимат занятия и стиль общения
Деятельность детей: особенности поведения на занятии (активность, внимание, интерес, соответствие нагрузок); освоение детьми программного содержания по задачам; навыки самостоятельной деятельности; проявление двигательной инициативы и творчества детей
Оценка эффективности досуга (схема 3.7]
Вопросы для изучения Да Нет Частично
Деятельность детей: интерес, увлеченность; самочувствие, настроение; соответствие нагрузки уровню физического развития детей и их физической подготовленности; проявление двигательной инициативы и творчества детей; навыки самостоятельной двигательной активности
Деятельность инструктора по физической культуре: эффективность использования оборудования и инвентаря; соответствие содержания праздника (досуга) теме, сезону и условиям проведения; динамичность праздника (досуга); разнообразие игр, упражнений по двигательному содержанию и способы их подачи; стиль общения

Оценка эффективности секционного занятия (схема 3.8)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Постановка цели
Эффективность использования оборудования и инвентаря
Соответствие содержания занятия поставленной цели
Методы проведения занятий в секции: обеспечение контроля и коррекции при выполнении двига­тельных заданий; использование традиционных методик; применение авторских приемов
Результативность занятий: овладение детьми данным ма­териалом; навыки самостоятельной рабо­ты детей
Эмоциональный настрой детей к восприятию материала
Стиль общения
Дополнительный показатель: участие детей в открытых мероприятиях (соревнованиях, показательных выступлениях) района, города, области

Блок 4. Игровая деятельность

Анализ условий проведения игр (схема 4.1)

Объект наблюдения Да Нет Частично
Соблюдение игрового режима
Наличие оборудованной игровой площадки
Расположение и хранение игру­шек
Соблюдение правил пользования игрушками
Подбор игрушек и других мате­риалов в соответствии с темати­кой игр
Взаимосвязь игры с другими ви­дами деятельности детей.
Развитие чувства ответственно­сти у детей за сохранение игру­шек и умения приводить их в по­рядок
Условные обозначения

Анализ руководства воспитателем играми детей (схема 4.2)

Объект наблюдения Да Нет Частично
Приемы воздействия воспита­теля на игровую деятельность детей
Игры: показ, совет. Указание, помощь в налаживании кон­фликтов между детьми, обсу­ждение с детьми сюжета
Оказание помощи детям в осуществлении игровых замы­слов
Приемы, направленные на це­леустремленность и актив­ность в играх
Руководство поведением детей
Создание положительных эмоций
Условные обозначения

Поведение и знания ребенка в игре (схема 4.3)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Содержит ли игра элементы новизны?
Содержание игры вводит ре­бенка в условную ситуацию?
Присутствует ли информа­ция, которая связана с со­держанием отображаемой жизненной ситуации?
Меняется ли в процессе иг­ры игровая среда (игрушки-заместители, игровой мате­риал)?
Использованные методы и приемы побуждают их к разным способам воспроиз­ведения действительности в игре?
Все ли задействованы в игре?
Умеют ли распределять роли?
Создает ли воспитатель про­блемную ситуацию для вы­явления знаний о чем-либо?
Побуждает ли воспитатель добиваться воображаемого результата?
Как отражена нравственная сторона в игре?
Присутствуют ли отрица­тельные качества: конфликт грубость в обращении всегда быть первым споры
Умеют ли решать коллек­тивные задачи?

Анализ руководства педагога играми детей (схема 4.4)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Правильно ли воспитатель по­нимает свою роль в руковод­стве игрой?
Насколько полно использует игру?
Развивается ли игровая дея­тельность с учетом уровня раз­вития детей?
Полно ли раскрыты в содержа­нии игры те или иные события или явления?
Доиграли ли до конца?
Обсуждается ли с детьми про­шедшая игра?
Формируется ли у них оценоч­ное отношение не только к вы­полнению ролей, но и ко всей игре в целом?
Достаточно ли хорошо осна­щена игра необходимым мате­риалом?
Доступен ли игровой материал для использования его детьми?

Развитие нравственных качеств детей через игру (схема 4.5)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Рождаются ли во время игры новые варианты?
Умеют ли дети применять свои знания на практике?
Выполняются ли эстетические нормы поведения во время игры: доброжелательность отзывчивость чуткость агрессивность умение договариваться доверие сопереживание взаимопомощь правдивость справедливость
Имеет ли в игре отражение знаний о профессиях взрослых?
Какие приемы, побуждающие детей к началу игры, использовал воспитатель: предложение игрушки взятие на себя роли предложение темпа игры совместное обсуждение плана игры подготовка оборудования к игре внесение нового оборудования и др.
Формирует ли способности управлять своим поведением?
Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта?

Игровая деятельность (схема 4.6)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Умеют ли ориентироваться в игровой задаче?
Умеет ли ребенок строить по чертежу?
Умеют ли отражать реальные факты или события, знания о профессии взрослых?
Умеют ли в процессе игры регулировать свои желания?
Умеют ли дети: анализировать обобщать рассуждать делать выводы, умозаключе­ние
Проявляется ли творчество в создании игры (выбор тем)
Умеют ли ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности?
Есть ли у ребенка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли?
Рождаются ли во время игры новые варианты?
Выполняют ли дети этические нормы поведения во время игры: доброжелательность отзывчивость агрессивность неумение договариваться умение договариваться доверие сопереживание взаимопомощь правдивость справедливость
Используют ли пространствен­ную среду для развертывания игры?
Читайте также:  Нечипоренко анализ расшифровка для детей

Формируют ли способности управлять своим поведением?
Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта?

Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников (схема 4.7)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Наблюдение игры, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей
Проектирование развития игровой деятельности, планирование приемов, направленных на ее развитие
Обогащение впечатлений детей с целью развития игр
Организация начала игры, побуждение детей к игре
Проектирование развития конкретной игры, предвидение ее развития
Пользование прямыми приемами руководства игровой деятельностью (вопросы к детям, предложение новой игры, и т.д.)
Включение в игру на главных или второстепенных ролях
Выражение своих чувств, мыслей с помощью речи, мимики, пантомимики в процессе воплощения взятой на себя роли
Пользование косвенными методами руководства игрой
Регулирование взаимоотношений детей, разрешение конфликтов, возникающих в процессе игры
Включение в игровую деятельность застенчивых, неуверенных и малоподвижных детей
Обсуждение с детьми и оценивание игры

Блок 5. Интеллектуально-познавательная деятельность

Анализ занятия по математике (логика мыслительной деятельности ребенка) (схема 5.1)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Соответствует ли программное содержание данному возрасту?
Имеется ли наличие нового, обеспечивающее некоторое усилие и напряжение мысли?
Имеются ли в занятии элементы занимательности?
Присутствуют ли приемы, направленные на: привлечение и сосредоточение внимания активизацию и самостоятельность мысли подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей
Доступно ли воспитатель объясняет задания детям?
Понятно ли ставит вопросы перед детьми?
Повторяются ли вопросы, задания несколько раз?
Имеются ли содержания в ответах?
Могут ли дети устанавливать связи?
Поведение ребенка на занятии в процессе работы: с удовольствием и интересом с увлечением помогает при ответах другим детям

Анализ занятия по математике (схема 5.2)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Достигнуты ли цели занятия?
Развивался ли интерес детей в процессе занятия?
Соответствие методов и приемов обучения (в зависимости от возраста): роль образа показа действий словесные приемы, их характер в зависимости от возраста (вопросы, задания, инструкции, оценка детских ответов) упражнения детей занимательные игры задачи, загадки
Анализ деятельности педагога на занятии: грамотность, четкость, лаконичность или полнота демонстрации объяснений, заданий, указаний; умение организовать самостоятельную практическую дея­тельность детей; умение активизировать мысленную деятельность детей, подводить к обобщению, делать выводы, доступность обобщения воспитателя; умение активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок);

индивидуальная работа на занятии; воспитательное влияние на детей (демократизм, плюрализм, сотрудничество, культура общения); подведение итога, обобщения
Анализ деятельности детей на занятии: заинтересованность внимание желание работать организованность спокойное поведение умение и желание отвечать на вопросы самостоятельность полнота ответов желание исправить дополнить ответ товарища помочь ответу товарища

Анализ занятия познавательного характера (схема 5.3)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Соответствует ли программное содержание уровню развития детей?
Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
Умение детей принимать познавательную задачу
Стремление к разрешению возникших проблем, непонятных вопросов: задает вопросы пытается разобраться сам уходит от разрешения проблемы
Побуждают ли вопросы педагога детей раскрывать причинно-следственные связи?
Учитываются ли индивидуальные особенности детей?
Умеет ли ребенок обобщать, находить сходство, отличить существенное от несущественного?

Беседы воспитателя на занятиях (развитие мыслительной деятельности) (схема 5.4.)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Содержат ли вопросы конкретную и понятную мысль, выраженную в краткой и четкой форме?
Активизируют ли воспитание ребенка, способствуют лучшему усвоению нового материала и связывание его с имеющимся личным опытом?
Стимулируют ли развитие сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его мысли?
Направляют ли внимание ребенка на отыскание и название в определенной последовательности?
Вопросы направляют внимание детей на сравнительный анализ предметов, явлений?
Стимулируют ли на образование доступных обобщений, усвоения навыков классификации?

Анализ сенсорного развития детей (схема 5.5.)

Вопросы для изучения Да Нет Частично
Умеют ли обследовать предметы при выполнении разных заданий?
Владеют ли содержанием сенсорных представлений?
Отражается ли в речи сенсорный опыт (назначение обследования, назначение качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого)?
Понимает и принимает ли ребенок задачу?
Начало выполнения задания (например: собрать башенку): оценивает ли зрительно величину колец и сразу выбирает по убывающей, раскладывает ли кольца в порядке убывания величины, сравнивает ли их попарно, нанизывает ли кольца беспорядочно
Сопровождали ли деятельность речевые реакции?

Организация и проведение наблюдения (схема 5.6)

источник

Оксана Заколодная
Анализ деятельности детей на занятиях

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствие программного содержания возрасту детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Выполнение гигиенических требований

4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

5 Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий

6 Своевременно ли подготовлены наглядные пособия, дидактический материал

7 Наличие у детей познавательного интереса

8 Разнообразие методов и приемов

9 Правильно ли выбраны педагогом методические приемы: вопросы, объяснения, образец

10 Грамматическая правильность речи детей (были ли грамматические ошибки)

11 Словарь детей (правильно ли употребляют слова)

12 Побуждают ли вопросы педагога в ответах детей раскрывать причинно-следственные связи?

13 Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи педагога

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствие программного содержания возрасту детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Выполнение гигиенических требований

4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

5 Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия

6 Правильное использование в речи математической терминологии

10 Знание геометрических фигур

11 Деление предмета на равные части

12 Заинтересованность детей на занятии

13 Ориентировка в пространстве, во времени

15 Качество выполнения задания

18 Умение работать в темпе

19 Умение действовать по словесной инструкции

20 Умение делать логические выводы

21 Умение пользоваться пособиями

22 Умение содержать рабочее место в порядке

23 Соблюдение норм и правил поведения

24 Четкая формулировка вопросов педагогом

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствие программного содержания возрасту детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Выполнение гигиенических требований

4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

5 Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия

6 Правильное использование в речи математической терминологии

7 Проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений:

— ориентировке в пространстве

8 Развитие у детей умений рассуждать, размышлять, делать выводы, умозаключения

9 Оцените индивидуальный подход педагога к детям

10 Заинтересованность детей на занятии

12 Качество выполнения задания

13 Умение пользоваться пособиями

14 Четкость, логичность речи педагога

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

НА ЗАНЯТИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Умение выделять первый звук в слове

2 Умение выделять и называть последний звук в слове

3 Умение проводить звуковой анализ слова

4 Умение определить ударение в слове

5 Умение образовывать слова путем замены одного звука другим

6 Умение проводить слоговый анализ слова

7 Умение различать понятия: звук – слог – слово – предложение

8 Умение различать гласные и согласные, мягкие и твердые звуки

9 Умение составлять и анализировать предложения

10 Заинтересованность детей на занятии

14 Умение работать в темпе

15 Качество выполнения задания

16 Умение пользоваться пособиями

17 Четкая формулировка вопросов педагога

КАРТА АНАЛИЗА РАЗВЛЕЧЕНИЯ (ПРАЗДНИКА)

Ф. И. О. анализирующего ___

Вопросы и критерии анализа Уровни оценки/ степень выполнен., использования

Высок. / да Ср. / частично Низк. / нет

I Организация предметно – пространственной среды:

1.2 Соблюдение: 1) гигиенических требований

1.3 Использование предметной среды как средства решения поставленных задач

Оборудование и атрибуты: 1) обоснованность подбора

3) качество и эстетичность

4) эффективность использования

2.1 Наличие триединой дидактической цели

Ее соответствие: 1) тематике развлечения

3) возможностям детей

2.3 Полнота реализации задач

III Деятельность педагога:

3.1 Простота и доступность изложения материала, заданий

3.2 Речевая компетентность педагога

Используемые методы и приемы: 1) их разнообразие

4) эффективность их использования

3.1 Умение: 1) обеспечить эмоциональный интерес

2) организовывать дет., поддерживать дисциплину

3) распределять внимание (на всех и каждого)

3.5 Взаимо-действие: 1) с детьми

4) с другими специалистами

3.6 Поведение ведущего: 1) уверенность в ведении досуга

3) соблюдение педагогического такта

3.7 Знание репертуара 1) музыкальным руководителем

3.8 Качество исполнения 1) музыкальным руководителем репертуара

IV Организация развлечения (праздника)

4.1 Продуманность организации развлечения

4.2 Целесообразность его построения

4.3 Наличие мотивации, ее соответствие возрасту детей

4.4 Разнообразие музыкального репертуара

Подбор репертуара, игр, упражнений: 1) с учетом умений, опыта детей

4.6 Наличие сюрпризного момента

4.7 Рациональность использования ТСО

4.8 Привлечение к участию в досуге (празднике) сверстников из других групп, школьников, родителей и др. (нужное подчерк.)

4.9 Привлечение детей, школьников, родителей, взрослых к испол-нению ролей (персонажей); его проведению (нужное подчерк.)

V Деятельность детей

5.3 Организованность и дисциплинированность

5.4 Умение действовать в соответствии с указаниями педагога

Качество исполнения 1) песен

6) игры на музыкальных инструментах

5.7 Положительный эмоциональный настрой

5.8 Задействованность всех детей в ходе развлечения

Ф. И. О. анализирующего___

Выводы и рекомендации: ___

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование)

2 Полнота осуществления задач:

3 Соответствие программного содержания возрасту детей

4 Применяются ли нетрадиционные формы занятия?

5 Соответствуют ли приемы, используемые на занятии, возрасту детей:

— наглядный показ взрослого

6 Поддерживается ли воспитателем интерес к занятию на протяжении всего занятия?

7 Показывает ли воспитатель разные варианты выполнения упражнений?

8 Проявляет ли ребенок инициативу в подготовке оборудования?

11 Активность выполнения ОРУ, ОД, подвижных игр (%)

12 Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание?

15 Качество выполнения упражнений, заданий

16 Умение пользоваться пособиями

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО РИСОВАНИЮ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствует ли программное содержание уровню развития детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Применяются ли нетрадиционные формы занятия?

4 Использует ли педагог в занятии:

5 Умение держать кисточку

6 Владеют ли дети различными техническими навыками рисования

7 Заинтересованы ли дети рисованием?

8 Умеют ли работать в коллективе рядом или с группой детей?

9 Четкая формулировка вопросов педагога

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствует ли программное содержание уровню развития детей?

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Умение детей принимать познавательную задачу

4 Стремление к разрешению возникших проблем, непонятных вопросов:

уходит от разрешения проблемы

5 Побуждают ли вопросы педагога детей раскрывать причинно-следственные связи?

6 Учитываются ли индивидуальные особенности детей?

7 Умеет ли ребенок обобщать, находить сходство, отличить существенное от несущественного?

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

Анализ занятия 3 Анализа занятия Вопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Соответствие программного содержания возрасту ребёнка 2. Наличие нового.

Контроль в ДОУ Схемы :«Анализ музыкального занятия», «Анализ занятия по РЭМП»,«Анализ предметно – развивающей среды по РЭМП»[cut=Читать далее. ] СХЕМА.

источник

Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.

Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:

  • самоанализ, или рефлексивный анализ;
  • анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.

Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.

Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.

Читайте также:  Навыки звукового анализа детей с онр

Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога

Проблемный анализ призван диагностировать:

  • качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
  • эффективность используемых методов работы с детьми;
  • уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
  • соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:

  • оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями);
  • прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре);
  • психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.);
  • наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов);
  • уровень усвоения детьми материала;
  • методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника).

Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.

Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.

Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга

Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:

  • методической оснащённости занятия, то есть соответствии набора наглядности теме, уровню детей (для первой младшей группы иллюстрация о весне с прилетевшими птицами и растаявшим снегом вполне достаточно, а вот картинки с посевом огородных, злаковых культур будут лишними);
  • психологическом климате на уроке (к примеру, находит ли педагог «ключик» ко всем детям, в том числе гиперактивным, невнимательным, например, в старшей группе такие дети могут вовлекаться в чтение стихотворений или загадок, иллюстрирующих тему);
  • методической подкованности педагога, то есть о том, как воспитатель варьирует способы взаимодействия с ребятами в зависимости от сложности материала, опыта малышей или их общефизического состояния (например, на уроке по развитию речи после физкультурного занятия не стоит давать малышам подвижную игру в качестве физкультминутки, лучше ограничиться пальчиковой гимнастикой).

Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).

Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.

Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы

Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:

  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  • формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
  • музыкальное занятие;
  • логопедическое занятие;
  • хореография;
  • физкультура;
  • основы грамоты.

Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.

Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:

Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.

По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки

Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:

  • общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
  • педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
  • психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
  • анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).

Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.

  1. Тема урока.
  2. Дата проведения.
  3. Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
  4. Название группы и возраст детей.
  5. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
  6. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
  7. Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
  8. Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
  9. Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
  10. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.

Пример анализа занятия по развитию речи

Воспитатели: Колмыченко А.И., Павлова С.В.

Занятие: Развитие речи, рисование.

Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.

Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы.

Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия.

Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.

На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.

Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.

Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.

Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.

Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.

Авдонина В.И., воспитатель

https://konspekteka.ru/primer-analiza-zanyatiya-dlya-molodyh-pedagogov/

Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ

Цель посещения занятия:
Ф. И. О. педагога, регалии:
Дата:
Занятие:
Тема:
Показатели Баллы
1 Целеполагание
Соответствие цели и задач занятия теме и отобранному содержанию. Целевые ориентиры определены.
2 Подготовка к занятию
2.1. Умение составить «скелет» занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия).
2.2. Подбор демонстрационного, раздаточного материала, современных средств обучения. Рациональное их использование на занятии.
2.3. Предварительная работа с детьми (если это было необходимо).
3 Структура занятия
3.1. Чёткое прослеживание структурных частей занятия.
3.2. Каждая часть занятия играет определённую роль в решении задач.
3.3. Оптимальное распределение времени на каждую часть занятия.
4 Содержание занятия
4.1. Содержание занятия соответствует программному материалу.
4.2. Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей.
4.3. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
4.4. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным, интегративность занятия, связь с другими занятиями.
5. Выполнение санитарно-гигиенических требований
5.1. Удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия).
5.2. Смена поз во время занятия.
5.3.Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами.
5.4. Соответствие продолжительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям.
6. Создание познавательной сферы занятия
Занятие или большая его часть проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме, в результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и закрепить успех.
7. Применяемые методы обучения
7.1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей.
7.2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания.
7.3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы дошкольников.
8. Организация деятельности детей
8.1. Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах.
8.2. Дети принимают творческие и проблемные ситуации занятия, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками.
9. Взаимодействие воспитателя и детей
9.1. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия.
9.2. Воспитателем совместно с воспитанниками создаются возможности для самореализации личности.
10. Речь воспитателя и её значение на занятии
10.1. Речь воспитателя обогащает материал занятия.
10.2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации.
10.3. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность воспитанников, побуждает к творчеству.
11 Воспитывающая сторона занятия.
11.1. Воспитатель осуществляет нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д. через содержание программного материала, методы и формы работы.
11.2. Воспитатель (его манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания.
11.3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот.
12 Контроль и коррекция деятельности детей.
12.1. Контроль осуществляется в системе, ненавязчиво корректируется деятельность воспитанников.
12.2. Дошкольники владеют навыками само- и взаимоконтроля.
12.3. Дети владеют простыми способами самоанализа и рефлексии.
13 Результативность занятия
13.1. Материал урока усвоен всеми, определена перспектива дальнейшего обучения.
13.2. Воспитанники получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности.
13.3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире).
Всего баллов:
Критерии оценивания:
0 б. – показатель не проявляется;
1 б. – проявляется частично;
2 б. – проявляется в полном объёме.
60–70 б. – оптимальный уровень;
35–48 б. – допустимый уровень;
49–59 б. – достаточный уровень;
менее 50 б. – критический уровень.
Занятие посетил:
Вопросы для рассмотрения Да Нет Частично Примечание
Психологический мониторинг активности детей:
  • дети активны на занятии;
  • малыши положительно воспринимают педагога;
  • на занятии у ребят преобладает хорошее настроение.
Психолого-педагогическая оценка урока:
  • организационный уровень урока (общее настроение на занятии, применение игры в качестве элементов организации);
  • соотношение монологов и диалогов в общении ребят с педагогом (чья монологическая/диалогическая речь преобладает или соотносятся в равной мере);
  • соответствие приёмов работы на занятиях возрастному психологическому и физиологическому развитию малышей (осуществляет ли педагог индивидуальный подход при проведении урока).
Психологическая диагностика активности педагога:
  • наличие дистанции между педагогом и ребятами («над», «под», «рядом», «вместе»);
  • общительность (умение находить подход к группе, и к каждому малышу);
  • внешний вид педагога (поза, мимика, пантомимика, стиль и сдержанность в одежде и причёске).
Дата анализа:
Группа:
Воспитатель — Ф. И. О.:
Проверяющий — Ф. И. О.:

Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь

Видео: анализ занятия в подготовительной группе учителями начальных классов с целью определения уровня готовности детей к школе

Анализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду — обязательный элемент методической работы педагогов. Рекомендованные ФГОС схемы мониторинга позволяют всесторонне изучить эффективность выполнения образовательной программы, а также действенность выбранных педагогом способов взаимодействия с детьми. Всё это позволяет улучшить качество учебно-воспитательного процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников.

источник