Меню Рубрики

Анализ адаптации вновь прибывших детей

Гипотеза – социально – педагогическая работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Цель работы – изучить взаимодействие детско — родительских отношений, выяснить влияние родительского отношения на адаптацию ребенка группы раннего возраста в детском саду.

1. Охарактеризовать феномен адаптации как социально – психологический феномен.

2. Выявить социально – педагогические методы работы, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

3. Осуществить практическую социально – педагогическую деятельность по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Исследование проводилось с 20-ю родителями воспитанников группы раннего возраста детского сада № 389 г. Новосибирска.

Задачи экспериментальной работы:

Использовались следующие методы исследования:

Встреча с родителями проходила непосредственно во время посещения детей детского сада.

Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Адаптация ребенка в детском саду» (Приложение Б).

По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние адоптации детей данной группы при посещении дошкольного образовательного учреждения, что отражено в таблицах 2.1-2.7.

Таблица 2.1. С каким настроением ребенок ходит в ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
Ходит с удовольствием 50,6
Не желает идти
С вечера хочет идти 6,9
Не желает идти утром 30,0
По настроению (свой вариант ответа) 12,5
Итого

Как видно из таблицы 2.1, по мнению родителей, большинство детей посещает детское образовательное учреждение с удовольствием -10 человек-50,6%.

Таблица 2.2 Что в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
Не соответствие домашнего режима с режимом в детском саду 6,9
Некаждодневное посещение 24,7
Близкие взаимоотношения родителя и ребенка 30,0
Ранний подъем (другой вариант ответа) 38,4
Итого

По опросу родителей, как видно из таблицы 2.2, в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ ранний подъем (8 чел.) 38,4%, близкие взаимоотношения родителя и ребенка (6 чел.) 30%, а так же некаждодневное посещение (5 чел.) 24,7%.

Таблица 2.3 Кто, по вашему мнению, может помочь успешно адаптироваться вашему ребенку в ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
Родитель
Воспитатель и младший воспитатель 6,9
Совместные усилия воспитателей и родителя 93,1
Итого

Как видно из таблицы 2.3, успешно адаптироваться ребенку в ДОУ могут помочь совместные усилия воспитателей и родителя.

На этот вопрос положительно ответили 19 родителей — 93,1 %.

Таблица 2.4 Что вы думаете о ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
образовательное учреждение, где ребенок развивается 6,9
место, где дети под присмотром
подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом 93,1
другой вариант ответа
Итого

Как видно из таблицы 2.4, по мнению родителей, на ребенка в большей мере влияет подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом (15 чел.) 93,1%.

Таблица 2.5 Подготавливали ли вы своего ребенка к поступлению в ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
Да 45,2
Нет 5,2
Не акцентировали внимание на этом 49,6
Итого

По данным таблицы 2.5, мнение родителей явно разделились. Занимались подготовкой ребенка к детскому саду – 10 чел.(45,2%), 16 чел. Не акцентрировали на этом внимание – 49,6%.

На вопрос: «Как повлияет на привыкание ребенка к детскому саду его отсутствие по причине болезни?» был допустим свободный вариант ответа.

— Каждый раз как первый раз.

— Сложно ребенку привыкнуть к режиму детского сада.

— Отвыкает, потом не очень хочет идти в детский сад.

— Пока болеет хочет в детский сад.

— За период болезни отвыкает и капризничает.

— Увеличивается желание идти в дс при условии не раннего подъема утром.

— Отличается более агрессивное поведение в группе, отбирание игрушек, ссоры с детьми.

— Уже привык, скучает и просится в детский сад.

— Возвращаемся к периоду привыкания заново.

— Ребенок отвыкает от детского сада.

— Адаптация начинается с нуля.

— Не возникло проблем, наоборот скучает по дс.

Таблица 2.6 Как относитесь к тому. Если родитель привел ребенка в детский сад с признаками простуды или гриппа

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
С пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, и в детском саду есть медицинский работник 48,9
Категорически отрицательно 35,2
В зависимости от степени болезни, если сильно то отрицательно (свой вариант ответа) 15,9
Итого

По данным таблицы 2.6 мнения родителей разделились. 8 человек относится с пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, в детском саду есть медицинский работник (48,9%). 7 человек относятся категорически отрицательно (35,2%).

На вопрос: «Как может помочь своему ребенку родитель, что бы легче и быстрее ребенок привык ходить в детский сад?» был допустим свободный вариант ответа.

— Настраивать ребенка на детский сад.

— Получение положительных эмоций, узнавание чего-то нового.

— Уделять максимум внимания ребенку по возвращению из детского сада домой.

— Настраивать ребенка на положительные эмоции.

— Подбадривать, успокаивать, поддерживать.

— Организовать режим как в детском саду.

— Прогуливаться возле детского сада.

— Находиться вместе с ребенком в группе первое время и обыгрывать день детского сада дома.

— Общаться с ребенком на тему детского сада. Говорить что там хорошо, много детей, много игрушек и то что мама обязательно вернется за ребенком.

— Проводить позитивные беседы в дружественной манере о детском саде, о воспитателях и детях, соблюдать режим дс дома.

— Акцентировать внимание ребенка на положительных моментах детского сада, вкусная еда, детское окружение и т.д.

— Поощрять первые успехи во всем, рисование, лепка и прочее.

— Говорить ребенку, что его ждуть дети и воспитатели, без него будет скучно играть и они скучают.

— Разговаривать с ребенком, рассказывать, как другие дети ходят в дс, сколько нового они там узнают, как там интересно и т.д.

— Не пропускать детскй сад не по причине болезни.

— Говорить только хорошее о детском саде. Проводить беседы, игры в дс.

— Дать понять ребенку что угрозы безопасности без мамы у него нет, положительно настраивать на детский сад.

Таблица 2.7 Испытываете ли вы тревогу оставляя ребенка в ДОУ

Варианты ответов Результаты
Кол-во чел. %
Первое время. Да 78,4
Нет, т.к. ребенок не беспокоился и не плакал 15,2
Да 6,4
Итого

Как видно из табицы 2.7 первое время, родители испытывают тревогу за ребенка-14 человек (78,4%).

По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы — 52,6%, не готовы — 21,1%.

Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».

Беседа с воспитателями показала, что при поступлении ребенка в детский сад педагоги использовали формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.

В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.

Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее:

— Визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы, дополнительных услуг.

— Информация о достижениях (дипломы, грамоты как сотрудников учреждения, так и детей).

— Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и другие).

— График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника).

Стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.

Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух недель, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.

Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы — результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения ребенка у детскому саду.

На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.

Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.

Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).

Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.

Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Таблица 2.8 Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению

Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации
Легкая От 5 дн. до нед. +12…+8 А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий
Средняя От 15 дн. до 3 нед. +7…0 А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний
Усложненная От 25 дн. до 5 нед. -1…-7 А-2 и П-4 А-3 и П-3 сложный
Дезадаптация Более 5 нед. -8…-12 А-3 и П-4 А-4 и П-4 дезадаптация

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.

1) Эмоциональное состояние ребенка.

+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1 Иногда задумчив, замкнут.

Легкая плаксивость, хныканье.

Плачет за компанию; плач приступообразный.

Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

2) Социальные контакты ребенка.

+3 Много друзей, охотно играет с детьми.

+2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

+1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут.

Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+1 Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне.

+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 Нормальный аппетит, ест до насыщения. Сон спокойный.

+1 Аппетит выборочный, но насыщенный. , но недолго.

Отвергает некоторые блюда, капризничает.

Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.

Отвращение к еде, кормление мучительно.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

— охотное общение с другими детьми,

— адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

— нормальное эмоциональное состояние.

Результаты анализ адаптационной карты детей представлены в таблице 2.9.

Результаты показали, что высокий уровень адаптации выявлен у 36,8% детей, средний — у 47,4%, сложный — 10,5%, дезадаптация наблюдается у одного ребенка, что составляет 5,3%.

Таблица 2.9 Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Уровень Число детей %
Высокий (до 1 недели) 36,8
Средний (до 3 недель) 47,4
Сложный (до 5 недель) 10,5
Дезадаптация (более 5 недель) 5,3

Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.

источник

Анализ адаптационного периода

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Итак, адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к условиям.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс для ребенка.

Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям

детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени,

другие дети переносят кризис тяжѐлой адаптации, которая приводит к

длительным и тяжелым заболеваниям. У таких детей преобладают агрессивно-

разрушительные реакции, активное эмоциональное состояние, либо отсутствует

активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях.

Адаптация у нас в группе прошла ровно. Степень адаптации в основном была легкая и средняя , только у 2х детей тяжелая. Детей оставляли в группе постепенно. В начале ребенка оставляли на 2 часа , потом неделю до 12 часов, далее до 2х, до 3х часов вечера. Так постепенно дети привыкали к детскому саду.

У детей с легкой степенью адаптационный период, в среднем, длился около 16 рабочих дней. В течение дня преобладало радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактировали со взрослыми детьми, окружающими предметами. За отведенный промежуток времени, заболеваний отмечено не было.
Легкая степень составляет-46%

У детей со средней степенью адаптации были отмечены незначительные, кратковременные отклонения в эмоциональном фоне, в основном при расставании с родителями, и добавлением в режим дневного сна. Адаптационный период у детей длился до 30 рабочих дней, были зарегистрированы незначительные заболевания, типа конъюктивита, ОРВИ.

Средняя степень составляет-36%

У двоих детей раннего возраста – тяжелая степень –адаптационный период проходил около 2-х месяцев, в течение которого девочки перенесли несколько раз
ОРВИ. Тяжелая степень составляет -18%
В данный момент, все дети успешно адаптированы, в течение дня эмоциональный фон стабильный, поведенческие реакции адекватны ситуациям.

С родителями проводились беседы и консультации на темы «Жизнь в детском саду и дома», «Адаптация детей», «Кризис 3-х лет». Просили родителей принести любимую игрушку ребенка, чтобы ребенку было комфортно адаптироваться к группе, к детям.

А также мы оценивали состояние детей в период адаптации к условиям детского сада с помощью карты наблюдений, заполняли индивидуальные листы адаптации. В первые дни знакомили детей с групповой комнатой, с туалетной комнатой, со спальной, с игровой зоной, с участком. По результатам проведенного консультирования родителей обозначали для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные этих работ позволяли нам грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями, а также воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Таким образом, процесс привыкания детей к условиям детского сада прошла успешно. Положительным являлось и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкали к детскому саду безболезненно. Но хочется отметить, что были небольшие сложности с детьми сотрудников, т.к. ребенок видел свою маму на прогулке и в детском саду, поэтому адаптация затягивалась.

источник

Анализ результатов адаптации детей

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка. Адаптация ребѐнка к саду во многом зависит от того, насколько легко он умеет устанавливать отношения со сверстниками и контактировать со взрослыми. А так же насколько быстро он привыкает к изменившейся обстановке. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад. На протяжении всего адаптационного периода наша работа была направлена на создание условий для успешной лѐгкой адаптации детей к условиям детского сада. Проведенное анкетирование, личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.

На протяжении 2 месяцев (сентябрь, октябрь) воспитателями младшей группы в соответствии с годовым планом работы велась работа по адаптации детей к условиям детского сада.

Основной целью нашей работы было достижение следующих целей:

помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

-определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;

-проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

-анализ результатов адаптации;

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации

детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; -развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; -развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Читайте также:  Анализ на билирубин у детей расшифровка

В группе набор детей начался с 09.07.2018 года. Прием проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

открытию группы педагоги тщательно готовились: изучили методическую литературу по данному периоду, подготовили игры и игрушки для малышей, была подготовлена предметно — развивающая среда с учѐтом возрастных особенностей, которая обеспечила бы в дальнейшем комфортное пребывание детей в группе. На каждого ребенка были заведены листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон,

общение со сверстниками, взрослыми, настроение, индивидуальные особенности. Встречая детей педагоги, конечно же, улыбались, ласково знакомились с ними. Первый день для ребенка был достаточно короткий – 2 часа. Главное в этот день было создать для него ощущение, что в садике ему очень рады, что его всегда ждут и воспитатели и понравившиеся игрушки. В случаях, когда малыш начинал переживать или плакать педагоги старались успокоить его, отвлечь игрой или разговором.

процессу укладывания мы относились очень осторожно и бережно, старались уговорить малыша, ласково объяснить, что он отдохнет и за ним придет мама. Таким образом, большинство детей нашей группы быстро и легко адаптировались к условиям детского сада. Некоторые детки в период адаптации перенесли недолгие ОРЗ, что говорит о некоторых проблемах как соматического, так и психологического характера. Но болезнь не повлияла на адаптационный период, а просто немного затянула его.

результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

64 % детей — лѐгкая степень адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в дальнейшем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети немного капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали. По происшествию недели у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

28 % детей — средняя степень адаптации – привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно

и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.

8 % детей — тяжелая степень адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены, часто плакали, устраивали истерики, вели себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали игрушки или отнимали их у других детей. Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности — у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, спрашивали, придет ли она, вопрос как бы переходил в жалобный плач и требования позвать маму. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в группе «Смешарики» прошѐл успешно. Дети уже чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все детки адаптировались к новым для них условиям — стали более общительными, учатся играть вместе, делятся игрушками. Все дети знают, где находится их шкафчики, полотенце, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения

группе. Учатся одеваться. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать нас! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по — настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!

В дальнейшем мы планируем:

Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;

Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;

Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка , умением применять их в общении.

Постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, ограничения контактов с больными детьми.

источник

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2016-2017 учебный год

На 1 Ноября 2016 года в ясельную группу поступило 23 ребенка, в первой младшей группе тоже 23 ребенка. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день.

С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.

Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:

эмоциональное состояние (настроение)

аппетит во время завтрака, обеда, полдника

характер сна и длительность засыпания

проявления активности в игре, на занятиях, в речи

взаимоотношения со взрослыми

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность .

Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительское собрание «Адаптация». Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по лбым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации.

Этапы деятельности в адаптационный период :

Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.

Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.

Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.

Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.

Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.

Планирование работы с детьми.

-Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.

-Проведение родительских собраний на актуальные темы, размещение актуальной информации в приемной, организация индивидуальных консультаций по запросу родителей.

-Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.

-Удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии.

-Систематический учет воспитателями возрастной специфики.

-Выделение в группе зон: игровая с учетом гендерного подхода, уголок природы, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок.

В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы о процессе адаптации детей к ДОУ: По ясельной группе :

Лёгкая адаптация – 13 детей -57%

Средняя адаптация – 9 детей— 40%

Низкий уровень – 1ребенок— 3%

Лёгкая адаптация – 20 детей -87%

Средняя адаптация – 3 детей— 13%

Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.

Для 1 ребенка (3%) острая фаза адаптации ещё не завершилась, Основные причины протекания адаптации в тяжёлой форме у этих детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации), сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребёнка.

С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.

Таким образом , благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно.

источник

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.

Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ.

Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Основные направления работы педагога:
Создание условий для успешной адаптации Взаимодействие педагога с родителями Взаимодействие педагога с воспитанниками
  1. Изучение литературы по вопросу адаптации: Алямовская В. «Ясли – это серьезно», Ватутина Н. «Ребенок поступает в детский сад» Журнал «Дошкольное воспитание» №4 –1998г. стр.2 «Ребенок пошел в детский сад».
  2. Сбор информации о семьях будущих воспитанников. Подготовка и проведение анкетирования. Анализ результатов анкетирования.
  3. Подготовка места приема, распределение шкафчиков.
  4. Подготовка наборов игрушек-забав для отвлечения детей.
  5. Подготовка дидактического материала.
  6. Подготовка плана воспитательно-образовательной работы на период адаптации.
  1. Сбор информации о семьях будущих воспитанников. Подготовка и проведение анкетирования. Анализ результатов анкетирования.
  2. Подготовка папок-передвижек по вопросам адаптации (с практическими рекомендациями)
  3. Ежедневные беседы с родителями воспитанников. Цель: вселять уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
  1. Заполнение листов адаптации.
  2. Установка для каждого вновь поступившего ребенка индивидуального режима. Постепенное подведение индивидуальных режимов к общему.
  3. Подготовка «полочки любимой игрушки», где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
  4. Ознакомление детей с детским садом: групповой комнатой, раздевальной комнатой, спальней, туалетной комнатой, участком для прогулок. Знакомство с персоналом детского сада: воспитателями, няней, медсестрой.

Слагаемые успешной адаптации

источник

Наталья Никитина
Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада

Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ- с 2 часов до перехода на полный день.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,

ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.

По окончании периода адаптации выявлены следующие результаты:

На 2014-2015 учебный год списочный состав составляет 24 ребенка. Количество вновь поступивших детей – 13 человек. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 4 ребенка, что составляет 30,8% от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

7 детей со средней степенью адаптации, что составляет 53,8%, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось.

У двоих детей (15,4%) адаптация прошла тяжело. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у детей поведение нормализовалось.

На 2015-2016 учебный год списочный состав составляет 25 детей. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

Количество вновь поступивших детей – 15 человек. Из них – 6 детей с легкой степенью адаптации, что составляет 40%. Период адаптации прошел спокойно, без каких-то срывов, без нарушения сна и частых заболеваний.

8 детей (53,3%) со средней степенью адаптации, у детей наблюдалось сильная привязанность к родителям; нарушался сон и аппетит; снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны. Но по истечению определенного времени поведение детей нормализовалось и самочувствие улучшилось

Один ребенок (6,6%) с тяжелой степенью адаптации к детскому саду, у ребенка сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. По истечении 3 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались.

Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад, к детям осуществлялся индивидуальный подход. Мной было проведено анкетирование с целью того, чтобы ребенок успешнее адаптировался к новым создавшимся условиям. С родителями налажен тесный контакт.

В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. Подготовлена стендовая информация для родителей «Ваш ребенок идет в сад», «Кризис трех лет», «Что делать родителям, чтобы пережить кризис трех лет?». Проведены родительские собрания на тему «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Адаптация детей к условиям детского сада Адаптационный период делится на 3 этапа 1. Подготовительный. Начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. 2. Основной. Главная.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Как замечательно, что Вам доверили малышей раннего дошкольного возраста. До прихода в дошкольное образовательное учреждение малыш находился.

Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021.

Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Организационный момент (Создание положительного.

Подвижные игры с элементами логоритмики как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада Автор: Безгодова Любовь Николаевна воспитатель МАДОУ д/с №89, г. Тюмень высшая категория Дошкольный возраст является важнейшим периодом,.

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад» Актуальность проекта Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Форма проведения: семинар – практикум. Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: • познакомить родителей.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие детей и взаимодействие детского сада с семьей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Сценарий праздника «Мама-солнышко мое» для детей первой младшей группы. СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА К 8 МАРТА В 1 мл. гр. Вед: Пригласили в гости к нам мы дорогих, любимых мам! Обещаем, обещаем, здесь не скучно будет вам.

Совместное мероприятие первой младшей группы детского сада со старшей группой «Читаем сказки К. И. Чуковского» В нашем детском саду ведется работа по преемственности поколений между первой младшей группой и старшей (идет интересное общение между.

источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ВНОВЬ ПОСТУПИВШИХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИЙ САД
консультация на тему

Материал полезен воспитателям, которые планируют работать на группах раннего возраста.

ВОСПИТАТЕЛЯМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

ВНОВЬ ПОСТУПИВШИХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИЙ САД

Психологический словарь под общей редакцией Ю.Л. Неймера (2003) даёт такое определение адаптации (лат. adaptacion – приспособлять ) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие «адаптация» было предложено в 1936 году канадским физиологом Г. Селье. Бытовое его определение слова «адаптация» звучит так: « Приспособление организма к изменяющимся условиям существования ». Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затруднённой адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни.

Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 2 до 3 лет или с 3 до 4 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания ребёнка к условиям детского сада особенно актуальной.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :

  • легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10-20 дней, ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  • адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение 20 – 40 дней, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

степени адаптации детей раннего (младшего) возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

I. Нормализация поведенческих реакций (аппетит, сон, отрицательные эмоции в общении со взрослыми и детьми, боязнь пространства), восстановление речевой активности

II. Нервно-психическое развитие

Нет отставания в сравнении с исходными данными.

Замедление темпа речевой активности в течение 1 – 2 мес.

Отставание в развитии в течение 3 мес.

Отставание в развитии в течение 3 мес.

III. Острые заболевания в первые дни (длительность и краткость)

(может быть и повторные — до 20 дней)

потеря массы тела в течение

Замедление темпов роста и прибавки массы тела в течение

6 мес. со дня приема ребенка в ДОУ

Авторский состав: И.И. Новикова, доктор медицинских наук, профессор, Ерофеев Ю.В., доктор медицинских наук, Министерство здравоохранения Омской области, А.С. Крига, отличник здравоохранения РФ, Управление Роспотребнадзора по Омской области.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕБЁНОК В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ?

Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами — дело привычное, часто привлекательное. Иное дело — дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям (дошкольному учреждению) требует разрушения некоторым сложившихся ранее связей (правил) и быстрого образования новых. Ребёнок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. Такое приспособление требует торможения ранее сложившихся связей, правил поведения и быстрого образования новых, что для детей первых 3-х лет жизни при слабости тормозных процессов и сравнительно малой подвижности нервных процессов является задачей хотя и возможной, но трудной для их нервной системы. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в ДОУ, показывает, что этот процесс приспособления не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности. У ребёнка появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищённости, к которому прибавляется чувство покинутости, брошенности близкими людьми. Он много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми, или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников. На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П.Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания («ручка болит»), а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям, сильно плачет.

Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде, сне. Его пугают попытки воспитателей хоть как-то успокоить его. Ребёнок настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй, третий день. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных нагрузок: у ребёнка может подняться температура, может появиться сыпь или же первые признаки расстройства желудка, срыгивание, рвота, непроизвольное мочеиспускание, он бледнеет или краснеет. Такое состояние чаще наблюдается у детей 2-х лет.

В новой обстановке ребёнок чувствует себя напряженнее, скованнее, не может сориентироваться, что ему делать, как поступать в новых условиях, не засыпает, отказывается от еды, выходит из режима. Ребёнка может напугать большое количество взрослых и детей в группе, громкий голос сотрудников ДОУ, резкие звуки, длительный шум. Он «застывает», становится бездеятельным, плаксивым. Может снизиться интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему. У более старших детей (3 года), в период привыкания, нарушаются ранее приобретённые навыки (например, ребёнок становится нечистоплотным), наблюдается временная потеря речи и т.д.

Общее подавленное состояние в совокупности с тем, что ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Известно: наиболее сложно адаптация проходит у детей 2 лет. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в детский сад после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА В ГРУППЕ

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

Процесс адаптации ребёнка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации использую следующие формы работы:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование;
  • наблюдение за ребёнком;
  • развивающие игры.

Сведения о ребёнке (семье) воспитатель получает в процессе беседы с родителями, с помощью анкетирования (образец анкет представлены в приложениях №№ 1, 2), а также в ходе наблюдений за ребёнком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений получают достаточно важную информацию о степени проблемности каждого ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации, для этого на каждого ребёнка ведётся индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в группу, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист , передаётся медицинской сестре, которая прилагает его к медицинской карточке ребёнка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе беседы с родителями, устанавливается контакт, который помогает снять тревогу за малыша, информируя о протекании адаптационного периода, ориентируя на активное взаимодействие.

В первые дни пребывание ребёнка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать приходить только на прогулку.

Психологи рекомендуют приводить ребёнка в детский сад папам.

Укладывание спать желательно на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребёнка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма).

В процессе адаптации ребенка к ДОУ можно использовать следующие моменты:

  • элементы телесной терапии (брать ребенка па руки, обнимать, поглаживать);
  • по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребёнка мешочки с успокаивающими сборами трав;
  • рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном (включать записи музыки для детей «Релакс»);
  • использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;
  • создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Организация работы педагога с детьми в адаптационный период

Характеристика детей первой группы адаптации

(ребёнок не может оторваться от мамы)

Воспитательную работу с детьми в адаптационный период планируется и организуется дифференцированно, в соответствии с содержанием потребностей ребёнка в общении с окружающими. Наибольшую трудность представляют дети, отнесённые нами к группе адаптации по характеру привыкания. Отсутствие близких, их внимания, ласки вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно предложениям и требованиям воспитателя, действия ребенка становятся хаотичным и, беспорядочными. Часто он как будто сжимается в комочек, стремится уединиться, избежать всего, что его окружает. Иногда переживание сопровождается повышением температуры, расстройством желудка, появлением сыпи, частым мочеиспусканием.

При поступлении в группу такого ребёнка необходимо в первую очередь удовлетворить потребность, определяющую его поведение, а именно — потребность в общении с близкими. , Предложить близким ребенка пройти в группу вместе, ребёнок перестанет плакать, успокаивается, присутствие близкого человека (матери, отца) помогает снять отрицательные эмоции, позволяет ему правильно, без искажений воспринимать окружающее. Возможно, что в первое время ребёнок в присутствии близкого человека не захочет устанавливать контакт с воспитателем. В таком случае маму с ребёнком на некоторое время оставить одних, чтобы мать помогла освоиться ему в новой обстановке, приласкала и успокоила. В этом особенно нуждаются дети, круг общения которых был резко сужен. Через некоторое время ребёнок начинает интересоваться окружающим. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Объяснить родителям, что их роль заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить эмоциональный контакт с воспитателем, познакомить ребёнка с окружающим, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых.

Необходимо маме показать ребёнку игрушки, необходимые в пользовании предметы быта, вместе рассмотреть их, потрогать, подействовать с ними, объяснить назначение предмета, показать, как с ним действовать. Неоднократная экскурсия по группе вместе с мамой снимает у ребёнка неуверенность, страх перед неизвестным, и он начинает поглядывать на воспитателя. Чтобы вызвать у ребёнка положительное отношение к воспитателю, родители должны сами обращаться к нему с просьбой и вопросами. При этом ребёнок должен почувствовать уважительное отношение к воспитателю со стороны близких. Они должны побуждать ребёнка к самостоятельному обращению к воспитателю, подчеркивая при этом, как он добр, ласков, какие интересные игрушки даёт детям, как весело с ними играет, как ребята обращаются к нему.

Если родные, придя в группу, будут только обнимать и жалеть ребенка, это не даст необходимого результата, а, наоборот, сыграет отрицательную роль. Важно именно побудить ребёнка общаться с воспитателем. И как только обстановка и общение с воспитателем перестает пугать ребёнка, можно предложить родителям оставить его на 15-30 минут одного, т. е. попросить выйти из группы. При этом следует рекомендовать им первое время уходить из группы незаметно. Но надо помнить, что долгое отсутствие их может напугать ребенка, придется начинать все сначала. Родителям надо пояснить также, что, приходя в группу, они не должны сосредоточивать все своё внимание только на своём ребёнке. Они должны на это время стать не только союзниками воспитателя в формировании у ребёнка потребности в общении, но и помощниками по уходу за детьми всей группы. Правда, дети иногда с ревностью относятся к этому, утверждая: «Это моя мама!» Не следует их за это ругать или наказывать, надо только подтверждать и успокаивать: «Да, твоя мама, Оля. У ребят тоже есть свои мамы. Они на работе, а ребята такие молодцы, играют без мам, сами. Они уже большие. И ты скоро будешь большой. Покажи, какой большой ты будешь. Давай покажем». Мама и я поднимаем руки, и все дети поднимают ручки. Вот — вот какие они большие. ». Дети очень любят такие совместные движения, выполняют их с удовольствием.

Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Полетим, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и др., надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению и новеньких.

Помогает в снятии эмоционального напряжения и музыка. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под неё приплясывать. Следовательно, музыка тоже может быть использована как средство для вовлечения ребёнка в общение со взрослым. Чтобы ребёнок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр, движений под музыку на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней.

Игрушка-забава положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, отвлекает его от мамы, приближает к воспитателю и детям. Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем — самый эффективный метод по отношению к детям. Он применяется сначала в присутствии мамы, а затем и без неё. Важно, чтобы ребенок был не просто спокоен, но и деятелен. Именно активность, контакты в действиях, в игре способствуют развитию ребенка, а также формированию потребностей общения на более высокой ступени.

Персоналу группы необходимо помнить о том, что органические потребности также влияют на поведение ребенка, и важно принять все меры к их своевременному удовлетворению, не допускать нарушения аппетита, сна, эмоционального состояния. В первые дни по возможности не следует резко изменять те привычки, которые сложились у ребенка в условиях семьи. Так, например, если ребенок засыпал только при напевании песенки, надо, не дожидаясь его плача, постоять около него, погладить рукой, спеть песенку. Временное сохранение привычки предупредит появление отрицательных эмоций, поможет ребёнку легче адаптироваться. Безусловно, в условиях семьи нетрудно укладывать спать и кормить ребенка в соответствии с его привычками. В детском учреждении сделать это сложнее, не вполне возможно при соблюдении определенного порядка в обслуживании детей, при соблюдении принципа постепенности.

Соответствие режима кормления, укладывания спать, туалета с потребностью в этом ребенка — требование определяющее, но ребенка надо приучать к режиму, вырабатывать стойкие рефлексы. Только при этом условии у ребёнка не будет возникать отрицательного отношения к режимным процессам. Выработка рефлекса на время проведения того или иного режимного процесса осложняется, если родители не выдерживают режима дома, если у ребенка сформировались отрицательные привычки. В таком случае не следует менять сразу в режим, и методику кормления, и методику укладывания. Ребенок не сможет справиться с одновременной ломкой всех сложившихся привычек, а это ухудшит его состояние, снизит возможность адаптации, приведет к заболеванию. Если проводят ту или иную процедуру против желания ребенка или в момент его неуравновешенного эмоционального состояния, это вызывает затем протест, крик, слезы даже при одном упоминании о ней. Персонал должен помнить, что, только успокоив ребёнка можно его накормить, уложить спать, высадить на горшок. Очень часто дети протестуют, плачут и не сразу включаются в действие, если у них не создают установки на предстоящий процесс. Чтобы не допустить закрепления отрицательного отношения к тому или иному режимному процессу в условиях детского сада, необходимо предупреждать ребенка о предстоящем действии. Желательно сократить время пребывания ребенка в группе в первые дни до минимума, с условием, что родители дома обратят особое внимание на методику проведения режимных процессов и выработку положительного отношения к ним, детям, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначить в первые дни приходить в детский сад только на прогулку. На прогулке легче ориентироваться в окружающем, легче установить контакт с воспитателем и детьми, так как эти условия напоминают условия домашнего двора. Различные игрушки машины, совочки, лопатки, формочки, мячи, куклы — помогут ребенку провести время весело и заинтересуют его, привлекут внимание, вызовут желание прийти сюда снова, повысить эмоциональный тонус.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Характеристика детей второй группы адаптации

(входят в группу без плача)

Дети II группы, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Однако им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение ситуативно-действенного характера. Если воспитатель помогает познакомиться предметами, которые окружают ребенка, раскрывает способы действия с ними и их свойства, потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым вполне удовлетворяется. Поэтому воспитатель должен поддержать интерес ребёнка к окружающему, обращать внимание на сходство и различие предметов и игрушек, формировать умения действовать с ними, для организации ситуативно-действенного общения очень важен подбор игрушек в размещение их. Однако, учитывая, что дети, поступающие в группу, сначала стремятся овладеть отдельными действиями с предметами, так как многие игрушки в группе им незнакомы, рекомендуется иметь следующий подбор:

  • для развития движений — мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;
  • для развития предметной деятельности — пирамидки, матрёшки, кубы, различного рода вкладыши, игра «почта» с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий строительный материал и др.: лопаточки, совочки, ведёрки для игр с песком; лопатки, печатки для игры со снегом);
  • для развития сюжетных игр — куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;
  • для развития речи и обогащения впечатлений — набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки.

Целесообразно использовать также игрушки-забавы, настольный, пальчиковый кукольный театр.

При этом не рекомендуется частая смена игрушек и пособий, так как это утомляет ребенка, не даст возможности их освоить, и у него вырабатывается небрежное к ним отношение. Игрушки располагаются в групповой комнате соответственно их назначению, например: мишка в коляске, кукла за столом, кукла в кроватке, кубики в машине и т. п., обязательно в разных местах. Такое расположение игрушек подсказывает содержание игровых действий и помогает овладеть этими действиями без взаимных столкновений с другими детьми.

Для обучения действиям с игрушками воспитатель может использовать показ, совместные действия с ребёнком, упражнения в действии, похвалу за совершенное действие. Все эти приёмы и методы педагогического воздействия с первых дней пребывания ребенка в группе являются важными и необходимыми. В совместных действиях с воспитателем в играх-занятиях, в неоднократных упражнениях ребёнок овладевает способами действия с окружающими предметами и начинает выполнять то или иное действие самостоятельно. Так в ситуативно-действенном общении не только удовлетворяется потребность в сотрудничестве со взрослым, но и начинает формироваться потребность в активных самостоятельных действиях. Поэтому для дальнейшего развития этой потребности рекомендуется постепенно включать и такие приемы и методы педагогического воздействия, как упражнения в самостоятельных действиях, поручение, напоминание, указание, как уступить игрушку, как поделиться игрушкой с другими детьми.

Характеристика детей третьей группы адаптации

Когда дети имеют определенные знания, стремятся к активным самостоятельным действиям, они обращаются к взрослым лишь в случаях, когда необходимо что-либо выяснить. Если ранее ребёнок в основном только воспроизводил предметные действия, показанные воспитателем, то теперь он использует в своей игре эти действия самостоятельно, усложняя их. Например, он уже не просто поит куклу из чашки, многократно повторяя это действие, а что-то наливает в чашку, предлагает кукле попить, хвалит ее.

Действия ребёнка становятся многозвеньевыми, хотя, безусловно, чем моложе ребенок, тем, меньше звеньев будет в его игре. Ребёнок третьего года жизни уже в состоянии перенести в игру действия, виденные у взрослых, у других детей или воспроизводимые им самим с другим предметом. Но чтобы действия детей развивались, организую нужные ситуации, подготавливаю игрушки и атрибуты, показываю, как с ними действовать.

Важен подбор игрушек, с которыми дети будут действовать. Это должны быть различные игровые уголки с игрушками различной величины, цвета, формы. Рядом должна быть также и скамейка, чтобы ребенку удобно было не только напоить куклу, но и сесть с ней рядом. На последнем этапе привыкания дети уже меньше играют в одиночку, начинают объединяться в небольшие группы. Это следует поощрять, особое внимание, уделяя вопросу формирования взаимоотношений между ними.

При этом рекомендуется использовать такие приемы и методы педагогического воздействия:

  • упражнять ребенка в совместных действиях со сверстниками,
  • учить уступать игрушку и делиться ею с товарищем,
  • поручить обратиться к сверстники т. п. («Лена, накорми куклу, а Танечка уложит её спать. Пока Танюша укладывает, дай попить другой куколке!. Молодцы! Как вы дружно играете!»).

При этом необходимо учесть, что взаимоотношения детей и по времени контактирования, и по содержанию совместных действий складываются постепенно. Так, если ребёнок только овладевает самостоятельными игровыми действиями, то общение его со сверстниками не может быть длительным, оно обычно одномоментно, кратковременно, чаще всего возникает по поводу игрушки и может иметь конфликтный характер. В таком случае настаивать на совместных играх ещё не следует. На этапе развития взаимоотношений с другими детьми важно показать ребенку, как следует поступать в каждом конкретном случае («дай Сашеньке твою машину. Скажи: «Возьми, Саша!», «Молодец!»). По мере формирования устойчивых навыков совместной игры надо обращать внимание детей на правила взаимоотношений («Игрушку отбирать нельзя! Надо просить игрушку. Вот так: «Дай, пожалуйста!»). В результате такого подсказа со стороны взрослых дети быстрее овладевают нужной формой обращения и от кратковременных игр со сверстниками переходят к длительному игровому общению в малых группах.

Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками и специальные игры-занятия. Эти занятия могут быть разнообразны по содержанию и направлены не только на развитие речи ребенка и ориентировки в окружающем, но и умения общаться как со взрослыми, так и со сверстниками для таких игр-занятий рекомендуется использовать набор сюжетных игрушек: куклы девочки, мальчики, бабушка, воспитатель, мама и др. Используя знакомые куклы, в виде инсценировок показываю, как дети обращаются с просьбой друг к другу, как они обращаются с вопросами к бабушке или воспитателю и т. п. На играх-занятиях можно показать, как пригласить сверстника в игру, предложить поиграть вместе с одной игрушкой и т д. Полученные на занятиях знания и представления детей переносят в самостоятельную игровую деятельность, воспроизводят увиденное в игре. Поэтому рекомендуется все атрибуты к играм в «больницу», «парикмахерскую», «дом» и т. п. сначала продемонстрировать на играх-занятиях и только затем включать в игры детей. При этом в играх-занятиях необходимо показывать не только как действовать с игрушками, но и правила общения: как обратиться с просьбой, с вопросом, поблагодарить, уступить игрушку и т. п. Тогда конфликтные ситуации в общении детей станут проявляться реже, а взаимоотношения упрочатся, необходимо использовать и приём вовлечения ребенка в игру, помогая ему определить свою роль в игре (например: «Санечка, ты будешь врачом. Вот тебе халат, шапочка. Надевай их. Будешь замерять куклам температуру. Вот градусник»). Постепенно игру следует усложнять, привлекая к ней и других детей. Кто-то будет медицинской сестрой, помогать врачу ставить горчичники, кто-то мамой.

Организуя игры детей, необходимо учить их просить и предлагать свои игрушки, давать друг другу советы, как сделать что-то лучше, помогать друг другу в совместной игре. Дети должны понять назначение каждого игрового уголка, усвоить смысл и способы действий с атрибутами, научиться обыгрывать их в совместных действиях со сверстниками. Поэтому руководство воспитателя играми и общением детей, недавно поступивших в группу, должно быть постоянным и на этом этапе привыкания. Иначе ребёнок может часто вступать в конфликтные ситуации, что затормозит развитие общения и игровых действий, а, следовательно, осложнит его адаптацию в коллективе. Итак, все приёмы и методы педагогического воздействия со стороны воспитателя должны быть направлены на то, чтобы, продвигая ребёнка с одной ступени развития, на другую, обеспечивать условия для его дальнейшего всестороннего умственного и физического развития.

Содержание общения воспитателя с ребенком в период адаптации

В педагогической практике нередки случаи, когда ребёнок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение. Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту. Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы, и т. д. В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения.

Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

  • 1 этап — потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
  • 2 этап — потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
  • 3 этап — потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Предметно-игровая деятельность детей развивается примерно по следующим этапам:

  • манипуляция с предметами;
  • отдельные предметные действия и наблюдение за действиями других;
  • предметная деятельность, включение в сюжетно-ролевые игры.

Определение уровня развития потребности в общении у ребенка

Определить, каков уровень навыков общения у вновь поступившего ребенка, воспитатель может в процессе наблюдения за ним в первые дни и часы пребывания его в группе. Ситуация введения ребенка в группу позволяет обнаружить, способен ли он вступить в контакт с воспитателем и сверстниками, в какой форме это общение осуществляется, какой уровень деятельности при этом проявляется.

Обратите особое внимание на следующее:

  • эмоциональное состояние ребёнка (слёзы, улыбка, неуравновешенное состояние, т. е. спокойствие, сменяется слезами, и наоборот);
  • характер деятельности (отсутствие действий наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);
  • отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное или вообще отсутствует);
  • высказывания о желаемом.

Показателями хорошего и быстрого привыкания ребенка можно считать:

  • спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние,
  • активные действия при ознакомлении с окружающим;
  • умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками;
  • высказывания, не связанные с воспоминаниями о близких.

Плач при уходе близких, отказ от деятельности, отрицательное (негативное) отношение к воспитателю и детям, высказывания «Хочу домой», «Где моя мама?», радость при возвращении близких — показатели того, что привыкание ребенка будет длительным, болезненным.

Воспитатель должен учитывать, что в соответствии с потребностями, определяющими поведение детей, должны изменяться не только приёмы и методы педагогического воздействия, но и содержание деятельности, которую он организует для дальнейшего развития потребностей сферы ребенка.

Не желательно при расставании ребёнка с близким человеком, произносить фразу: «Не плач, мама скоро придёт!», тем самым настраивая малыша на постоянное ожидание родителей и проживание в стрессовой обстановке.

Подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста

Чтобы период привыкания к ДОУ прошёл быстрее и спокойнее, необходимо в комплексе применять различные адаптационные методики и приёмы.

Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

Игры с песком — проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом исходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные развивающие обучающие игры-занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Идея «терапии песком» была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Прежде всего, необходима «песочница» Она может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдаётся квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет — дно символизирует воду, а борта — небо. Заниматься нужно обычно с подгруппой детей (3-4 человека) и индивидуально, поэтому диаметр песочницы – 80 см. Широко использовать два ящика — для сухого и влажного песка. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. К песочнице необходим набор мелких предметов (до 8 см): человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, дома, машины, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры — словом, всё, что встречается в окружающем мире. Эта коллекция постоянно пополняется.

Рекомендуемые упражнения с песком:

  1. «Отпечатки наших рук», Поверхность песка ровная, песок влажный. Ребёнок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук — то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям (песок прохладный, теплый, сухой, мокрый; когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки. ).
  2. «Отпечатки кулачков, костяшек пальцев» ( найти сходство со знакомым предметом — цветок, солнышко, ежик).
  3. «Скользить ладонями по поверхности песка» ( зигзагообразные и круговые движения — как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром).
  4. Пройтись поочередно каждым пальчиком правой и левой руки по поверхности песка (потом двумя руками одновременно).
  5. Поиграть пальцами по поверхности песка как на пианино (движения мягкие вверх- вниз — движется вся кисть).
  6. Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?).
  1. Картотека игр ( см. приложение №№ 1, 2).
  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребёнок в детском саду. – 2003. –№ 5. – с.49 – 53; № 6 – с.46 –51.
  2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. — М.,АСТ-ПРЕСС, 1999 .
  3. Варпаховская О. «Зелёная дверца»: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – №1. – с.30 – 35.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М., ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  5. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004 .
  6. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – с.66 – 77.
  7. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – c.34 – 37.
  8. Лютова Е.К. МонинаГ.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).
  9. Г.М. Лямина. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 2-у, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1976. 239 с.
  10. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка — С-Петербург, Речь , 2002 .
  11. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, 2004.
  12. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – №2.
  13. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М., Книголюб ,2003 .
  14. СевостьяноваЕ.О. Дружная семейка – М., ТЦ Сфера ,2006 .
  15. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ ,2006 .
  16. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006 – №№3,4. с. 46 – 51.

Автор-составитель: Сосунова Ирина Владимировна., старший воспитатель МБДОУ №22 пгт Кавалерово

Анкета «Что нужно знать педагогу о вашем ребёнке?»

Уважаемые родители! Ваш малыш скоро начнет посещать детский сад, что является психологическим стрессом для него. В целях прохождения легкой адаптации малыша к условиям детского сада просим заполнить предложенную анкету, которая позволит педагогам учитывать индивидуальные особенности и наклонности вашего ребёнка.

Фамилия, имя _________________________________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания до поступления в ОУ ___________________________________________

Любимые игры ________________________________________________________________________

Любимые игрушки _____________________________________________________________________

Радуется, когда ________________________________________________________________________

Боится, когда __________________________________________________________________________

Какими ласковыми словами называете ребёнка___________________________________________

ПОВЕДЕНИЕ: указать «да» или «нет», или напишите свой вариант ответа

Почти всегда бывает послушным_________________________________________________________

В равной мере бывает послушным и непослушным__________________________________________

Чаще бывает непослушным______________________________________________________________

АППЕТИТ: указать «да» или «нет», или напишите свой вариант ответа

Ест хорошо, быстро с аппетитом________________________________________________________

Иногда ест хорошо, иногда плохо_________________________________________________________

Ест плохо, без аппетита________________________________________________________________

СОН : указать «да» или «нет», или напишите свой вариант ответа

Долго лежит, не засыпая________________________________________________________________

Сон длительный, спокойный_____________________________________________________________

Сон кратковременный, беспокойный ______________________________________________________

АГРЕССИВНОСТЬ: указать «да» или «нет», или напишите свой вариант ответа

Часто обижает других детей, дерется____________________________________________________

Иногда бывает агрессивным______________________________________________________________

Спокойный, совсем не дерется____________________________________________________________

ОБИДЧИВОСТЬ: указать «да» или «нет», или напишите свой вариант ответа

Совсем не обидччивый___________________________________________________________________

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ: указать «да» или «нет», или напишите свой вариант ответа

Сам одевается и раздевается_____________________________________________________________

Делает что-то одно____________________________________________________________________

Просит, чтобы ему помогли______________________________________________________________

Не умеет одеваться, раздеваться________________________________________________________

НАСТРОЕНИЕ: указать «да» или «нет», или напишите свой вариант ответа

Чаще радуется, смеется, не плачет_______________________________________________________

Часто смеется и часто плачет _________________________________________________________

Плаксивый, часто испытывает недовольство______________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Просим заполнить анкету для оформления социального паспорта группы!

Ф.И.О. ребёнка, дата рождения _______________________________________

Ф.И.О. мамы _______________________________________________________

Образование: высшее, среднее специальное, среднее общее — ( подчеркнуть)

Являюсь студентом _______________________________________________

(указать название учебного заведения)

Место работы и должность: ____________________________________________

Ф.И.О. папы _______________________________________________________

Образование: высшее, среднее специальное, среднее общее — ( подчеркнуть)

Являюсь студентом ________________________________________________

(указать название учебного заведения)

Место работы и должность: _________________________________________

Сколько детей в семье (до 18 лет):_______чел., из них детей до 8 лет______чел.

К кому можно позвонить в экстренных случаях, если ВЫ будете не доступны?

Ф.И.О (родственное отношение, контактный телефон)______________________

Благодарим за сотрудничество!

Данная программа составленна с учетом основного запроса ГБДОУ детский сад №1, расчитана на 3 ясельные группы (1группа с 1,6 до 2 лет, 2 группы с 2 до 3 лет). Программа выстроенна с учетом возрастных о.

Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д.

Чтобы снизить риск дезадаптации при поступлении ребенка в детский сад, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, что обеспечивает оптимальное течение адаптации. Кроме того нужно пони.

В то время, когда ребенок идет в детский сад, родительское сердце замирает. Замирает от тревоги, переживаний и чувства неизвестности. Этот комплекс негативных эмоций направлен, как на самого себя (род.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В.

АДАПТАЦИЯ – это…. Психологический словарь под общей редакцией Ю.Л. Неймера (2003) даёт такое определение адаптации (лат. adaptacion – приспособлять) – приспособление стро.

Методическая разработка праздника «День защиты детей в детском саду&raquo.

источник