Гипотеза – социально – педагогическая работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Цель работы – изучить взаимодействие детско — родительских отношений, выяснить влияние родительского отношения на адаптацию ребенка группы раннего возраста в детском саду.
1. Охарактеризовать феномен адаптации как социально – психологический феномен.
2. Выявить социально – педагогические методы работы, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
3. Осуществить практическую социально – педагогическую деятельность по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Исследование проводилось с 20-ю родителями воспитанников группы раннего возраста детского сада № 389 г. Новосибирска.
Задачи экспериментальной работы:
Использовались следующие методы исследования:
Встреча с родителями проходила непосредственно во время посещения детей детского сада.
Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Адаптация ребенка в детском саду» (Приложение Б).
По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние адоптации детей данной группы при посещении дошкольного образовательного учреждения, что отражено в таблицах 2.1-2.7.
Таблица 2.1. С каким настроением ребенок ходит в ДОУ
Варианты ответов | Результаты |
Кол-во чел. | % |
Ходит с удовольствием | 50,6 |
Не желает идти | |
С вечера хочет идти | 6,9 |
Не желает идти утром | 30,0 |
По настроению (свой вариант ответа) | 12,5 |
Итого |
Как видно из таблицы 2.1, по мнению родителей, большинство детей посещает детское образовательное учреждение с удовольствием -10 человек-50,6%.
Таблица 2.2 Что в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ
Варианты ответов | Результаты |
Кол-во чел. | % |
Не соответствие домашнего режима с режимом в детском саду | 6,9 |
Некаждодневное посещение | 24,7 |
Близкие взаимоотношения родителя и ребенка | 30,0 |
Ранний подъем (другой вариант ответа) | 38,4 |
Итого |
По опросу родителей, как видно из таблицы 2.2, в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ ранний подъем (8 чел.) 38,4%, близкие взаимоотношения родителя и ребенка (6 чел.) 30%, а так же некаждодневное посещение (5 чел.) 24,7%.
Таблица 2.3 Кто, по вашему мнению, может помочь успешно адаптироваться вашему ребенку в ДОУ
Варианты ответов | Результаты |
Кол-во чел. | % |
Родитель | |
Воспитатель и младший воспитатель | 6,9 |
Совместные усилия воспитателей и родителя | 93,1 |
Итого |
Как видно из таблицы 2.3, успешно адаптироваться ребенку в ДОУ могут помочь совместные усилия воспитателей и родителя.
На этот вопрос положительно ответили 19 родителей — 93,1 %.
Таблица 2.4 Что вы думаете о ДОУ
Варианты ответов | Результаты |
Кол-во чел. | % |
образовательное учреждение, где ребенок развивается | 6,9 |
место, где дети под присмотром | |
подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом | 93,1 |
другой вариант ответа | |
Итого |
Как видно из таблицы 2.4, по мнению родителей, на ребенка в большей мере влияет подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом (15 чел.) 93,1%.
Таблица 2.5 Подготавливали ли вы своего ребенка к поступлению в ДОУ
Варианты ответов | Результаты |
Кол-во чел. | % |
Да | 45,2 |
Нет | 5,2 |
Не акцентировали внимание на этом | 49,6 |
Итого |
По данным таблицы 2.5, мнение родителей явно разделились. Занимались подготовкой ребенка к детскому саду – 10 чел.(45,2%), 16 чел. Не акцентрировали на этом внимание – 49,6%.
На вопрос: «Как повлияет на привыкание ребенка к детскому саду его отсутствие по причине болезни?» был допустим свободный вариант ответа.
— Каждый раз как первый раз.
— Сложно ребенку привыкнуть к режиму детского сада.
— Отвыкает, потом не очень хочет идти в детский сад.
— Пока болеет хочет в детский сад.
— За период болезни отвыкает и капризничает.
— Увеличивается желание идти в дс при условии не раннего подъема утром.
— Отличается более агрессивное поведение в группе, отбирание игрушек, ссоры с детьми.
— Уже привык, скучает и просится в детский сад.
— Возвращаемся к периоду привыкания заново.
— Ребенок отвыкает от детского сада.
— Адаптация начинается с нуля.
— Не возникло проблем, наоборот скучает по дс.
Таблица 2.6 Как относитесь к тому. Если родитель привел ребенка в детский сад с признаками простуды или гриппа
Варианты ответов | Результаты |
Кол-во чел. | % |
С пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, и в детском саду есть медицинский работник | 48,9 |
Категорически отрицательно | 35,2 |
В зависимости от степени болезни, если сильно то отрицательно (свой вариант ответа) | 15,9 |
Итого |
По данным таблицы 2.6 мнения родителей разделились. 8 человек относится с пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, в детском саду есть медицинский работник (48,9%). 7 человек относятся категорически отрицательно (35,2%).
На вопрос: «Как может помочь своему ребенку родитель, что бы легче и быстрее ребенок привык ходить в детский сад?» был допустим свободный вариант ответа.
— Настраивать ребенка на детский сад.
— Получение положительных эмоций, узнавание чего-то нового.
— Уделять максимум внимания ребенку по возвращению из детского сада домой.
— Настраивать ребенка на положительные эмоции.
— Подбадривать, успокаивать, поддерживать.
— Организовать режим как в детском саду.
— Прогуливаться возле детского сада.
— Находиться вместе с ребенком в группе первое время и обыгрывать день детского сада дома.
— Общаться с ребенком на тему детского сада. Говорить что там хорошо, много детей, много игрушек и то что мама обязательно вернется за ребенком.
— Проводить позитивные беседы в дружественной манере о детском саде, о воспитателях и детях, соблюдать режим дс дома.
— Акцентировать внимание ребенка на положительных моментах детского сада, вкусная еда, детское окружение и т.д.
— Поощрять первые успехи во всем, рисование, лепка и прочее.
— Говорить ребенку, что его ждуть дети и воспитатели, без него будет скучно играть и они скучают.
— Разговаривать с ребенком, рассказывать, как другие дети ходят в дс, сколько нового они там узнают, как там интересно и т.д.
— Не пропускать детскй сад не по причине болезни.
— Говорить только хорошее о детском саде. Проводить беседы, игры в дс.
— Дать понять ребенку что угрозы безопасности без мамы у него нет, положительно настраивать на детский сад.
Таблица 2.7 Испытываете ли вы тревогу оставляя ребенка в ДОУ
Варианты ответов | Результаты |
Кол-во чел. | % |
Первое время. Да | 78,4 |
Нет, т.к. ребенок не беспокоился и не плакал | 15,2 |
Да | 6,4 |
Итого |
Как видно из табицы 2.7 первое время, родители испытывают тревогу за ребенка-14 человек (78,4%).
По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы — 52,6%, не готовы — 21,1%.
Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».
Беседа с воспитателями показала, что при поступлении ребенка в детский сад педагоги использовали формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.
В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.
Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее:
— Визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы, дополнительных услуг.
— Информация о достижениях (дипломы, грамоты как сотрудников учреждения, так и детей).
— Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и другие).
— График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника).
Стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.
Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух недель, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.
Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.
В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы — результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения ребенка у детскому саду.
На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.
Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.
Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).
Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.
Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
Таблица 2.8 Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению
Адаптация | Сроки (А) | Поведенческие реакции (П) | Уровни адаптации |
Легкая | От 5 дн. до нед. | +12…+8 | А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий |
Средняя | От 15 дн. до 3 нед. | +7…0 | А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний |
Усложненная | От 25 дн. до 5 нед. | -1…-7 | А-2 и П-4 А-3 и П-3 сложный |
Дезадаптация | Более 5 нед. | -8…-12 | А-3 и П-4 А-4 и П-4 дезадаптация |
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.
1) Эмоциональное состояние ребенка.
+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1 Иногда задумчив, замкнут.
Легкая плаксивость, хныканье.
Плачет за компанию; плач приступообразный.
Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
2) Социальные контакты ребенка.
+3 Много друзей, охотно играет с детьми.
+2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
+1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут.
Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+1 Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне.
+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 Нормальный аппетит, ест до насыщения. Сон спокойный.
+1 Аппетит выборочный, но насыщенный. , но недолго.
Отвергает некоторые блюда, капризничает.
Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.
Отвращение к еде, кормление мучительно.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
— охотное общение с другими детьми,
— адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
— нормальное эмоциональное состояние.
Результаты анализ адаптационной карты детей представлены в таблице 2.9.
Результаты показали, что высокий уровень адаптации выявлен у 36,8% детей, средний — у 47,4%, сложный — 10,5%, дезадаптация наблюдается у одного ребенка, что составляет 5,3%.
Таблица 2.9 Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Уровень | Число детей | % |
Высокий (до 1 недели) | 36,8 | |
Средний (до 3 недель) | 47,4 | |
Сложный (до 5 недель) | 10,5 | |
Дезадаптация (более 5 недель) | 5,3 |
Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.
источник
Анализ адаптационного периода
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Итак, адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к условиям.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс для ребенка.
Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям
детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени,
другие дети переносят кризис тяжѐлой адаптации, которая приводит к
длительным и тяжелым заболеваниям. У таких детей преобладают агрессивно-
разрушительные реакции, активное эмоциональное состояние, либо отсутствует
активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях.
Адаптация у нас в группе прошла ровно. Степень адаптации в основном была легкая и средняя , только у 2х детей тяжелая. Детей оставляли в группе постепенно. В начале ребенка оставляли на 2 часа , потом неделю до 12 часов, далее до 2х, до 3х часов вечера. Так постепенно дети привыкали к детскому саду.
У детей с легкой степенью адаптационный период, в среднем, длился около 16 рабочих дней. В течение дня преобладало радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактировали со взрослыми детьми, окружающими предметами. За отведенный промежуток времени, заболеваний отмечено не было.
Легкая степень составляет-46%
У детей со средней степенью адаптации были отмечены незначительные, кратковременные отклонения в эмоциональном фоне, в основном при расставании с родителями, и добавлением в режим дневного сна. Адаптационный период у детей длился до 30 рабочих дней, были зарегистрированы незначительные заболевания, типа конъюктивита, ОРВИ.
Средняя степень составляет-36%
У двоих детей раннего возраста – тяжелая степень –адаптационный период проходил около 2-х месяцев, в течение которого девочки перенесли несколько раз
ОРВИ. Тяжелая степень составляет -18%
В данный момент, все дети успешно адаптированы, в течение дня эмоциональный фон стабильный, поведенческие реакции адекватны ситуациям.
С родителями проводились беседы и консультации на темы «Жизнь в детском саду и дома», «Адаптация детей», «Кризис 3-х лет». Просили родителей принести любимую игрушку ребенка, чтобы ребенку было комфортно адаптироваться к группе, к детям.
А также мы оценивали состояние детей в период адаптации к условиям детского сада с помощью карты наблюдений, заполняли индивидуальные листы адаптации. В первые дни знакомили детей с групповой комнатой, с туалетной комнатой, со спальной, с игровой зоной, с участком. По результатам проведенного консультирования родителей обозначали для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные этих работ позволяли нам грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями, а также воспитательно-образовательный процесс с детьми.
Таким образом, процесс привыкания детей к условиям детского сада прошла успешно. Положительным являлось и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкали к детскому саду безболезненно. Но хочется отметить, что были небольшие сложности с детьми сотрудников, т.к. ребенок видел свою маму на прогулке и в детском саду, поэтому адаптация затягивалась.
источник
Анализ результатов адаптации детей
Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка. Адаптация ребѐнка к саду во многом зависит от того, насколько легко он умеет устанавливать отношения со сверстниками и контактировать со взрослыми. А так же насколько быстро он привыкает к изменившейся обстановке. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад. На протяжении всего адаптационного периода наша работа была направлена на создание условий для успешной лѐгкой адаптации детей к условиям детского сада. Проведенное анкетирование, личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.
На протяжении 2 месяцев (сентябрь, октябрь) воспитателями младшей группы в соответствии с годовым планом работы велась работа по адаптации детей к условиям детского сада.
Основной целью нашей работы было достижение следующих целей:
помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
-определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
-проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
-анализ результатов адаптации;
-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации
детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; -развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; -развитие игровых навыков, произвольного поведения.
В группе набор детей начался с 09.07.2018 года. Прием проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
открытию группы педагоги тщательно готовились: изучили методическую литературу по данному периоду, подготовили игры и игрушки для малышей, была подготовлена предметно — развивающая среда с учѐтом возрастных особенностей, которая обеспечила бы в дальнейшем комфортное пребывание детей в группе. На каждого ребенка были заведены листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон,
общение со сверстниками, взрослыми, настроение, индивидуальные особенности. Встречая детей педагоги, конечно же, улыбались, ласково знакомились с ними. Первый день для ребенка был достаточно короткий – 2 часа. Главное в этот день было создать для него ощущение, что в садике ему очень рады, что его всегда ждут и воспитатели и понравившиеся игрушки. В случаях, когда малыш начинал переживать или плакать педагоги старались успокоить его, отвлечь игрой или разговором.
процессу укладывания мы относились очень осторожно и бережно, старались уговорить малыша, ласково объяснить, что он отдохнет и за ним придет мама. Таким образом, большинство детей нашей группы быстро и легко адаптировались к условиям детского сада. Некоторые детки в период адаптации перенесли недолгие ОРЗ, что говорит о некоторых проблемах как соматического, так и психологического характера. Но болезнь не повлияла на адаптационный период, а просто немного затянула его.
результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:
64 % детей — лѐгкая степень адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в дальнейшем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети немного капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали. По происшествию недели у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
28 % детей — средняя степень адаптации – привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно
и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.
8 % детей — тяжелая степень адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены, часто плакали, устраивали истерики, вели себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали игрушки или отнимали их у других детей. Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности — у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, спрашивали, придет ли она, вопрос как бы переходил в жалобный плач и требования позвать маму. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в группе «Смешарики» прошѐл успешно. Дети уже чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.
Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все детки адаптировались к новым для них условиям — стали более общительными, учатся играть вместе, делятся игрушками. Все дети знают, где находится их шкафчики, полотенце, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения
группе. Учатся одеваться. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать нас! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по — настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!
В дальнейшем мы планируем:
Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;
Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;
Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка , умением применять их в общении.
Постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, ограничения контактов с больными детьми.
источник
Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2016-2017 учебный год
На 1 Ноября 2016 года в ясельную группу поступило 23 ребенка, в первой младшей группе тоже 23 ребенка. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день.
С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.
Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:
эмоциональное состояние (настроение)
аппетит во время завтрака, обеда, полдника
характер сна и длительность засыпания
проявления активности в игре, на занятиях, в речи
взаимоотношения со взрослыми
На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность .
Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительское собрание «Адаптация». Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по лбым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации.
Этапы деятельности в адаптационный период :
Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.
Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.
Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.
Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.
Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.
Планирование работы с детьми.
-Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.
-Проведение родительских собраний на актуальные темы, размещение актуальной информации в приемной, организация индивидуальных консультаций по запросу родителей.
-Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.
-Удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии.
-Систематический учет воспитателями возрастной специфики.
-Выделение в группе зон: игровая с учетом гендерного подхода, уголок природы, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок.
В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы о процессе адаптации детей к ДОУ: По ясельной группе :
Лёгкая адаптация – 13 детей -57%
Средняя адаптация – 9 детей— 40%
Низкий уровень – 1ребенок— 3%
Лёгкая адаптация – 20 детей -87%
Средняя адаптация – 3 детей— 13%
Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.
Для 1 ребенка (3%) острая фаза адаптации ещё не завершилась, Основные причины протекания адаптации в тяжёлой форме у этих детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации), сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребёнка.
С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.
Таким образом , благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно.
источник
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).
Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.
Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ.
Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Основные направления работы педагога: | ||
Создание условий для успешной адаптации | Взаимодействие педагога с родителями | Взаимодействие педагога с воспитанниками |
|
|
|
Слагаемые успешной адаптации