Меню Рубрики

Анализ адаптации поступивших детей в доу

Наталья Никитина
Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада

Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ- с 2 часов до перехода на полный день.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,

ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.

По окончании периода адаптации выявлены следующие результаты:

На 2014-2015 учебный год списочный состав составляет 24 ребенка. Количество вновь поступивших детей – 13 человек. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 4 ребенка, что составляет 30,8% от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

7 детей со средней степенью адаптации, что составляет 53,8%, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось.

У двоих детей (15,4%) адаптация прошла тяжело. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у детей поведение нормализовалось.

На 2015-2016 учебный год списочный состав составляет 25 детей. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

Количество вновь поступивших детей – 15 человек. Из них – 6 детей с легкой степенью адаптации, что составляет 40%. Период адаптации прошел спокойно, без каких-то срывов, без нарушения сна и частых заболеваний.

8 детей (53,3%) со средней степенью адаптации, у детей наблюдалось сильная привязанность к родителям; нарушался сон и аппетит; снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны. Но по истечению определенного времени поведение детей нормализовалось и самочувствие улучшилось

Один ребенок (6,6%) с тяжелой степенью адаптации к детскому саду, у ребенка сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. По истечении 3 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались.

Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад, к детям осуществлялся индивидуальный подход. Мной было проведено анкетирование с целью того, чтобы ребенок успешнее адаптировался к новым создавшимся условиям. С родителями налажен тесный контакт.

В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. Подготовлена стендовая информация для родителей «Ваш ребенок идет в сад», «Кризис трех лет», «Что делать родителям, чтобы пережить кризис трех лет?». Проведены родительские собрания на тему «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Адаптация детей к условиям детского сада Адаптационный период делится на 3 этапа 1. Подготовительный. Начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. 2. Основной. Главная.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Как замечательно, что Вам доверили малышей раннего дошкольного возраста. До прихода в дошкольное образовательное учреждение малыш находился.

Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021.

Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Организационный момент (Создание положительного.

Подвижные игры с элементами логоритмики как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада Автор: Безгодова Любовь Николаевна воспитатель МАДОУ д/с №89, г. Тюмень высшая категория Дошкольный возраст является важнейшим периодом,.

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад» Актуальность проекта Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Форма проведения: семинар – практикум. Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: • познакомить родителей.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие детей и взаимодействие детского сада с семьей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Сценарий праздника «Мама-солнышко мое» для детей первой младшей группы. СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА К 8 МАРТА В 1 мл. гр. Вед: Пригласили в гости к нам мы дорогих, любимых мам! Обещаем, обещаем, здесь не скучно будет вам.

Совместное мероприятие первой младшей группы детского сада со старшей группой «Читаем сказки К. И. Чуковского» В нашем детском саду ведется работа по преемственности поколений между первой младшей группой и старшей (идет интересное общение между.

источник

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2016-2017 учебный год

На 1 Ноября 2016 года в ясельную группу поступило 23 ребенка, в первой младшей группе тоже 23 ребенка. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день.

С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.

Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:

эмоциональное состояние (настроение)

аппетит во время завтрака, обеда, полдника

характер сна и длительность засыпания

проявления активности в игре, на занятиях, в речи

взаимоотношения со взрослыми

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность .

Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительское собрание «Адаптация». Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по лбым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации.

Этапы деятельности в адаптационный период :

Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.

Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.

Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.

Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.

Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.

Планирование работы с детьми.

-Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.

-Проведение родительских собраний на актуальные темы, размещение актуальной информации в приемной, организация индивидуальных консультаций по запросу родителей.

-Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.

-Удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии.

-Систематический учет воспитателями возрастной специфики.

-Выделение в группе зон: игровая с учетом гендерного подхода, уголок природы, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок.

В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы о процессе адаптации детей к ДОУ: По ясельной группе :

Лёгкая адаптация – 13 детей -57%

Средняя адаптация – 9 детей— 40%

Низкий уровень – 1ребенок— 3%

Лёгкая адаптация – 20 детей -87%

Средняя адаптация – 3 детей— 13%

Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.

Для 1 ребенка (3%) острая фаза адаптации ещё не завершилась, Основные причины протекания адаптации в тяжёлой форме у этих детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации), сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребёнка.

С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.

Таким образом , благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно.

источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

по результатам диагностики

психологической адаптации детей к условиям ДОУ

1. Учреждение: МАДОУ д/с №1 «Ласточка» группа № 6 первая младшая в количестве 22 воспитанников (5 – не посещают д/с).

2. Причина исследования : плановое: оценка уровня адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

3 . Диагносты : педагог-психолог – Шпилевая И. Е.

4 . Сроки проведения исследования : октябрь – ноябрь 2016 г.

5. Методы : лист психологической адаптации (наблюдение воспитателя) .

С целью определения уровня адаптации дошкольников при поступлении в ДОУ, оптимизации ранней социализации детей в октябре-ноябре 2016 года проведено исследование процесса адаптации вновь поступивших детей ясельного возраста. Для исследования применялось наблюдение поведенческих реакций детей в процессе привыкания к новым социальным условиям развития. Обследовались вновь поступившие в ДОУ дети первой младшей группы №6, в количестве 17 человек из 22 (по списку) – 5 детей детский сад не посещали.

Изучались и анализировались следующие параметры: эмоциональное состояние, послеполуденный сон и аппетит в условиях дома и детского сада, навыки самообслуживания, социальные контакты со взрослыми и сверстниками, познавательная и игровая деятельность, реакции на изменение привычной ситуации. Данные показатели оценивались по 3-х бальной системе:

3 балла — положительные показатели;

2 балла — неустойчивые показатели;

1 балл — отрицательные показатели.

Степень адаптации ребенка определялась следующим образом:

легкая – до 15 дней 16-20 баллов

средняя – 15-25 дней 15-11 баллов

тяжелая – более 25 дней 10-7 баллов

Количественный анализ результатов диагностики

По результатам качественного и количественного анализа результатов можно сделать следующие выводы:

Из 17 обследованных детей, 5 ребят (23%) легко прошли период адаптации к ДОУ, что говорит о том, что эти дети были в течение всего адаптационного периода жизнерадостны, подвижны, охотно шли на контакт со взрослыми и детьми, у них был хороший аппетит и спокойный сон.

У 9 детей (41%) наблюдался средний уровень адаптации. Такие дети иногда бывали задумчивы, замкнуты, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный.

У 3 (13%) из обследованных детей выявлены признаки сложной адаптации, которая протекает более 5 недель и осложняется проблемами нервно-психического развития, серьезными нарушениями аппетита, сна, коммуникации. Причинами тяжелой адаптации у детей могли стать нерегулярность посещения детского сада и глубокая привязанность к маме, неудовлетворенность матери общением с воспитателем и родительским составом группы.

Один ребенок переведен из группы № 4 первой младшей, в связи с тяжелым прохождением адаптационного периода. Из беседы с мамой были предположены возможные причины дезадаптации ребенка в группе, одной из которых стал протест на дисциплинарные требования и непринятие воспитателя как авторитета, в связи с чем было рекомендовано перевести ребенка в группу № 6 первую младшую. После перевода девочка успешно прошла адаптационный период.

Из троих детей имеющих признаки тяжелой адаптации, близнецов Б. и М. родители решили оставить дома еще на некоторое время, чтоб вернуться в д/сад, когда мальчики подрастут. Родители третьего ребенка с признаками тяжелой адаптации, были приглашены на консультацию к педагогу-психологу, но не пришли (многодетная семья, мать-одиночка). В результате ведения адаптационных мероприятий воспитателем и психологом, ребенок адаптировался к детскому саду в срок чуть больше 5 недель.

Во время всего периода адаптации педагогом психологом проводилась работа по программе Роньжиной А.С. « Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Двое детей с выявленной тяжелой степенью адаптации к условиям детского сада, занятий педагога-психолога не посещали по причине нерегулярности посещения детского сада.

Читайте также:  Изменение анализов при пиелонефрите у детей

«Уровень психологической адаптации детей первой младшей группы

(на начало 2016-2017 уч.года)»

Анализируя качественные показатели по группе можно сказать о том, что в первой младшей группе осложняющими адаптацию факторами стали :

нерегулярность посещения детского сада;

неготовность детей расстаться с мамой;

недостаточно сформированные навыки самообслуживания;

неготовность детей идти на контакт со взрослыми и сверстниками;

неприязненное отношение родителей к воспитательскому и родительскому составу группы.

Выводы: Таким образом, преобладание легкого и среднего уровня адаптации у обследованных детей позволяет сделать вывод об эффективности работы педагогов, создании ими комфортных условий и содержательной среды развития детей, а также преемственности в работе педагогов, психолога, родителей.

Для детей, которые очень тяжело переживает разлуку с мамой хорошим подспорьем может стать небольшой альбом с фотографиями близких людей – мамы, папы, бабушек, дедушек, домашних питомцев .

Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с ДОУ.

Не водите ребенка в сад если он болен, это оставляет отрицательные впечатления ребенка о д/с, как о месте где чувствуешь себя плохо.

Вводите режимные моменты дня ДОУ в режим дня ребенка дома.

Уменьшите нагрузку на нервную систему малыша.

Дома следует побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным.

Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения.

Правильно организуйте игровую деятельность в адаптационный период, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок – ребенок».

Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

мальчики близнецы, у них наблюдалось активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), напряженность. Мама оставалась с детьми в группе, приводила их на прогулку, затем посещения детского сада стали нерегулярными, а затем и вовсе прекратились. В течение пребывания детей в детском саду сроком в месяц дети так и не смогли адаптироваться.

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

у ребенка отсутствует активность, хныканье, отказ от активных движений, подавленность, напряженность. Родители ребенка, были приглашены на консультацию к педагогу-психологу, но не пришли (многодетная семья, мать-одиночка). В результате ведения адаптационных мероприятий воспитателем и психологом, ребенок адаптировался к детскому саду в срок чуть больше 5 недель.

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней. Р ебенок переведен из группы № 4 первой младшей, в связи с тяжелым прохождением адаптационного периода. Из беседы с мамой были предположены возможные причины дезадаптации ребенка в группе, одной из которых стал протест на дисциплинарные требования и непринятие воспитателя как авторитета, в связи с чем было рекомендовано перевести ребенка в группу № 6 первую младшую. После перевода девочка успешно прошла адаптационный период.

источник

Резултаты адаптации в ДОУ

Аналитическая справка по результатам адаптации группы раннего возраста по МБДОУ Павловский детский сад №1 «Золотой петушок» за 2017-2018 учебный год.

С августа по ноябрь 2017 года в наше учреждение в группу раннего возраста поступило 17 детей.

Воспитатели: Сибукаева А.В. Абдряхимова Г.Р.

В младшую группу поступило 3 ребенка. Воспитатель: Поздышева Л.М.

В группах проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения . В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья ребенка:

— социальные контакты с взрослыми и детьми;

— познавательная и игровая деятельность;

— реакция на изменение привычной ситуации.

В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

13 детей адаптировались в легкой форме, т.е. к 15 дню пребывания у таких детей нормализовался сон, они нормально начинают есть. Настроение бодрое, приподнятое, дети исполняют ритуал прощания с близкими. Восстанавливается интерес к окружающему, речевая и познавательная активность. Снижается заболеваемость.

У 7 детей острая фаза адаптационного процесса прошла в степени средней тяжести: они переболели по 1- 2 раза; у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.

Дети с тяжелой формой адаптации отсутствуют.

У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях с взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.

По моим наблюдениям в период адаптации педагоги приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. С воспитателями групп проведена беседа и даны рекомендации по облегчению процесса адаптации к детскому саду. Был налажен тесный контакт с родителями.

Для успешного привыкания детей, раннего и младшего дошкольного возраста к новым условиям, разработана программа «Психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации». Цель программы: Организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Педагогом – психологом проведен анкетный опрос для родителей с целью того, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду, по облегчению прохождения адаптации и подготовлена консультация в раздевалке группы по теме «Адаптация ребенка к детскому саду» (психологическое просвещение родителей).

Таким образом, благодаря совместным скоординированным действиям адаптация детей в группе раннего возраста детского сада прошла относительно благополучно.

Отчет подготовила педагог – психолог Л.А.Варламова

источник

Аналитическая справка по теме «Адаптация младшей группы к условиям ДОУ».
от 02.10.2015г.

В сентябре 2015 года во II младшую поступило 14 детей двухлетнего возраста. Детский сад раннее не посещали, приняты из семьи. С целью обеспечение ранней адаптации, а также гармоничного, познавательного и личностного развития, на каждого ребенка заведены адаптационные листы, в которых воспитатели записывают наблюдения за поведением детей в течение дня, недели, месяца. Как итог этих наблюдений можно сделать вывод о том, какая степень адаптации к условиям пребывания в детском саду у каждого ребенка.

Легкая степень адаптации — 3 ребенка (Даша А., София Ш., Степан Т.), которые нормально спят, едят, не отказываются от контактов со сверстниками, сами идут на контакт. Дети выполняют речевые требования взрослых, указания, проявляют речевую активность, участвуют в игровой деятельности.

Средняя степень адаптации — 6 детей (Максим З., София К., Богдан П., Иван С., София С., Саша Т.) Проявлялись выраженные нарушения в общем состоянии: плаксивость, безразличие к детям и взрослым, непродолжительный сон, долгое засыпание, замедленная речевая активность, отсутствие аппетита. Но в течение месяца появились признаки адаптированности. Дети стали легче расставаться с родителями, с аппетитом кушать, быстро засыпать.
Тяжелая степень адаптации — 5 детей (Ярослав К., Юлия К., Дмитрий К., Виктория Л., Виктория К.), которые при расставании много и длительно плачут, детей и воспитателя избегают, сторонятся, отказываются от участия в любых видах деятельности.

Кол-во детей

Форма адаптации

Основными причинами протекания адаптации в тяжелой степени у этих детей являются: частые заболевания, слабая нервная система, низкий уровень навыков самообслуживания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации), сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребенка.

В период адаптации воспитатели, младшие воспитатели приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход.
Под адаптацией понимался процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделялись два критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Рекомендации воспитателям:

1. Организовать предметно — пространственную среду в группе, способствующую безболезненному привыканию к детскому саду:

— наличие дидактических игр и пособий (кубики, мозаика, настольно-печатные игры, образные дидактические игрушки с застегивающими и прилипающими элементами ( молнией, пуговицами, шнуровками, кнопками, липучками);
— фотографий из семейного альбома;
— любимые игрушки детей, принесенные из дома;
— музыкальные игрушки;
— сюжетно — образные игрушки;
— театральные игрушки.

2. В период адаптации воспитателям группы необходимо составить гибкий режим дня, который позволит учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, первые дни советы маме быть вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее.

3. Во время кормления, сна в группе можно включать спокойную музыку для снятия напряжения.

4. В период адаптации большое внимание уделять лечебно-профилактической работе, с этой целью в группе воспитателями ежедневно проводить дыхательную гимнастику, закаливающее носовое дыхание, гимнастику после сна.

5. Консультации, беседы и памятки для родителей. Если родители сформируют у ребенка навыки самообслуживания, умение играть и общаться со сверстниками, если домашний режим для малыша будет совпадать с детсадовским, то и адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Педагог-психолог МБДОУ № 2 «Ладушки:
Полякова С.С.
Рекомендации воспитателям по адаптации младшей группы к условиям ДОУ.

1. Организовать предметно — пространственную среду в группе, способствующую безболезненному привыканию к детскому саду:
— наличие дидактических игр и пособий (кубики, мозаика, настольно-печатные игры, образные дидактические игрушки с застегивающими и прилипающими элементами ( молнией, пуговицами, шнуровками, кнопками, липучками);
— фотографий из семейного альбома;
— любимые игрушки детей, принесенные из дома;
— музыкальные игрушки;
— сюжетно — образные игрушки;
— театральные игрушки.

2. В период адаптации воспитателям группы необходимо составить гибкий режим дня, который позволит учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, первые дни советы маме быть вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее.

3. Во время кормления, сна в группе можно включать спокойную музыку для снятия напряжения.

4. В период адаптации большое внимание уделять лечебно-профилактической работе, с этой целью в группе воспитателями ежедневно проводить дыхательную гимнастику, закаливающее носовое дыхание, гимнастику после сна.

5. Консультации, беседы и памятки для родителей. Если родители сформируют у ребенка навыки самообслуживания, умение играть и общаться со сверстниками, если домашний режим для малыша будет совпадать с детсадовским, то и адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Читайте также:  Инвитро таблица анализов для детей

Педагог-психолог МБДОУ № 2 «Ладушки:
Полякова С.С.

источник

(авт. В.Н. Меркулова, Л.Г. Самоходкина)

Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог — психолог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

-эмоциональное состояние ребенка;

-социальные контакты ребенка;

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой. Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

охотное общение с другими детьми;

адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

нормальное эмоциональное состояние.

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в ДОУ:

Эмоциональное состояние ребенка

(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

(+1) Иногда задумчив, замкнут.

(-1) Легкая плаксивость, хныканье.

(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.

(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

Социальные контакты ребенка

(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.

(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

Сон ребенка

(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

Аппетит ребенка

(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.

(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.

(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.

(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.

(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.

Определение уровня адаптации в соответствии с оценкой

Факторов адаптации ребенка в ДОУ

Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации
Легкая До 5 дней -1 неделя +12…+8 А1 и П1 высокий А1 и П2
Средняя До 15 дней — 3 недели +7…0 А1 и П3 средний А2 и П2
Усложненная До 25 дней — 5 недель -1…-7 А2 и П4 сложный А3 и П3
Дезадаптация Более 5 недель -8…-12 А3 и П4 дезадаптация А4 и П4

Анкета для родителей «Детский сад глазами родителей»

Инструкция: анкета анонимная, поэтому просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы.

О сотрудничестве с дошкольным образовательным учреждением:

1. Кто, по-Вашему мнению, более ответственен за воспитание ребенка: семья или дошкольное образовательное учреждение?

2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?

— Максимально полную информацию о ребенке

— Педагогические советы по общению с ним

— Рекомендации о том, какую литературу о воспитании ребенка вашего возраста лучше прочитать

— Возможность большего общения с родителями других детей

— Участвовать в мероприятиях детского сада

3. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом учебном году?

4. Хотели бы Вы посещать занятия вместе с ребенком? Какие занятия? С какой целью?

5. Какова роль семьи в адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения?

6. Вы испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада? Если да, то почему?

7. Насколько важна согласованность действий родителей и педагогов для успешной адаптации детей к ДОУ?

8. Какие самые распространенные ошибки родителей, которые те делают в период адаптации ребенка?

9. Ваши пожелания и замечания в работе детского сада

О воспитании Вашего ребенка:

1. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка?

2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?

3. Какие виды поощрения Вы используете?

4. Какие виды наказания, по Вашему мнению, наиболее действенны в воспитании?

5. Как уложить ребенка спать?

6. Как посадить ребенка на горшок?

7. В какие любимые игры Вы играете с ребенком?

8. Чем вкусным, но полезным, на Ваш взгляд, можно побаловать ребенка между основными приемами пищи?

2. Сделайте пояснения по проведенным методикам.

Уровень адаптации в группе раннего возраста Методика «Определение степени адаптации ребенка в ДОУ» (авт. В.Н. Меркулова, Л.Г. Самоходкина)

Эмоцион. состояние Социальн. контакты ребенка Сон Аппетит оценка сроки Уровень адаптации
1. +3 +3 +1 +1 +8 1 неделя высокий
2. +1 +2 -1 -2 +6 15 дней средний
3. -2 +1 +1 -1 -1 18 дней сложный
4. +2 +2 +2 -1 +5 2 недели средний
5. +3 +3 +2 +1 +9 5 дней высокий

Анализируя данные результаты, отметим, что из пяти детей высокий уровень адаптации имеют 2 ребенка — 40% это означает, что дети подготовлены к условиям ДОУ , у них наблюдается хорошее настроение в течении дня, аппетит. Эти дети хорошо засыпают и наблюдается продолжительный спокойный сон. Два ребенка из группа имеют средний уровень адаптации , что составляет 40%. И один ребенок показал сложный уровень адаптации (20%). Он болезненно расстаётся с мамой, в течении дня наблюдается приступообразный плач, ребенок безразличен к играм, часто просится на руки, засыпает с хныканьем. С родителями данного ребенка проводятся индивидуальные беседы, даны рекомендации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб.: Речь; М. : Сфера, 2011. – 125с.: ил. – (Большая энциклопедия маленького мира).

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

3. Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад [Электронный ресурс] // Центр развития ребенка Детский сад №14: [сайт] – Режим доступа: http://www.detsad14.ru/psychology/articles/adaptation.html

4. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. — №2. – С. 58-60.

5. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.

6. Апчел В.Я. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.: Изд-во ВМА, 1999. 86 с.

7. Атякшева Т. Дети могут быть счастливы в детском саду // Воспитание дошкольников. – 2009. – №1. – С. 52-63.

8. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 2007. — №5. – С. 100-102.

9. Байбанова Ф.А.-А. Развитие профессиональной компетентности дошкольного педагога в условиях последипломного образования: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2005. 23 с.

10. Баркан А.И. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] //Адалин: [сайт] – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301100.shtml

11. Берникова Н.Н. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру. Сайт для воспитателей детских садов: [сайт] – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/stati/40-2011-03-22-13-55-26.html

12. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольнх образовательных учреждений: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2003. 30с.

13. Борисова, Н. Использование средств арт-терапии в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ // Воспитание дошкольников. – 2009. — №4. – С. 18-32.

14. Борытко Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания. Монография. -Волгоград.:Перемена, 2001. 214 с.

15. Валиуллина Д.Р. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] // Сад Забава: [сайт] – Режим доступа: http://zabavasad.ru/dlya-roditelej/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu/

16. Василькина, Ю. Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию [Электронный ресурс] // Мама и малыш. – 2007.- №9. – Режим доступа: http://www.2mm.ru/vospitanie/875

17. Варпаховская О. Зеленая дверца: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. 2005. №1. с. 30-35.

18. Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. — №7. – С.13-18.

19. Ваш ребенок пришел в детский сад[Электронный ресурс] // Журнал «Малышок». Сайт для воспитателей детских садов: [сайт] – Режим доступа: www.parenting.ru, www.chelpsy.ru

20. Григорьева, А. Игра как способ адаптации детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. – 2010. — №3. – С.51-52.

21. Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2010.- №9. – С. 57-61.

22. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы // Обруч. – 2006. — №5. – С. 32-34.

23. Дорохина, Н. В детский сад идти пора // Дошкольное воспитание. – 2007. — №5. – С.108-115.

24. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 2002. 416 с.

25. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.

26. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. 2004. N7. с. 66-77.

27. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др.].– М.: Просвещение, 2007. – 303с.: ил.

28. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие Издательство: Академия Развития: 2008

29. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как метаиндивидуальная характеристика воспитателя и как фактор развития ребенка // Мир психологии.– 2002.– №1. С. 195–200.

30. Критерии адаптации к детскому саду [Электронный ресурс] // Наши Чадушки: [сайт] — Режим доступа: http://chadushki.ucoz.ru/publ/kriterii_ adaptacii_k_detskomu_sadu/14-1-0-374

31. Кузнецова, Г. Группа «Адаптация» — пространство счастливого детства / Г. Кузнецова, Т. Двуреченская, Г. Крысанова, Н. Соболева // Дошкольное воспитание. – 2010. — №9. – С. 46-56.

32. Ланцбург, М. Адаптация к детскому саду [Электронный ресурс] // mamapapa.ru : [сайт]. – Режим доступа: http://www.mamapapa.ru/dets-psyh-sovet/adapykdetsad.html

33. Лукина, Т.А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей // Ребенок в детском саду. – 2008. — №3. – С. 46-49.

34. Митлина, М. Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку? [Электронный ресурс] // 7я.ру: [сайт] – Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Adaptaciya-k-detskom-sadu-Kak-pomoch-rebenku/

35. Музыка О.И. Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру. Сайт для воспитателей детских садов: [сайт] – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/stati/40-2011-03-22-13-55-26.html

36. Николаева, Е.И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика. – 2011. — №9. – С. 67-69.

37. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. Челябинск: ИНВО, 2002. 176 с.

38. Оверчук Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. М., 2005. 216 с.

39. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.

40. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.

41. Петровский А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитания. М.: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 399 c.

42. Потапова, Е. «Завтра приду опять!» // Дошкольное воспитание. – 2011. — №10. – С. 63-67.

43. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.

44. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.

45. Слепцова И. Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. — 2007 — № 3 С. 165-166.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 3825 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Анализ результатов адаптации детей

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка. Адаптация ребѐнка к саду во многом зависит от того, насколько легко он умеет устанавливать отношения со сверстниками и контактировать со взрослыми. А так же насколько быстро он привыкает к изменившейся обстановке. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад. На протяжении всего адаптационного периода наша работа была направлена на создание условий для успешной лѐгкой адаптации детей к условиям детского сада. Проведенное анкетирование, личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.

Читайте также:  Изучение особенностей внимания детей анализ методик

На протяжении 2 месяцев (сентябрь, октябрь) воспитателями младшей группы в соответствии с годовым планом работы велась работа по адаптации детей к условиям детского сада.

Основной целью нашей работы было достижение следующих целей:

помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

-определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;

-проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

-анализ результатов адаптации;

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации

детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; -развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; -развитие игровых навыков, произвольного поведения.

В группе набор детей начался с 09.07.2018 года. Прием проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

открытию группы педагоги тщательно готовились: изучили методическую литературу по данному периоду, подготовили игры и игрушки для малышей, была подготовлена предметно — развивающая среда с учѐтом возрастных особенностей, которая обеспечила бы в дальнейшем комфортное пребывание детей в группе. На каждого ребенка были заведены листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон,

общение со сверстниками, взрослыми, настроение, индивидуальные особенности. Встречая детей педагоги, конечно же, улыбались, ласково знакомились с ними. Первый день для ребенка был достаточно короткий – 2 часа. Главное в этот день было создать для него ощущение, что в садике ему очень рады, что его всегда ждут и воспитатели и понравившиеся игрушки. В случаях, когда малыш начинал переживать или плакать педагоги старались успокоить его, отвлечь игрой или разговором.

процессу укладывания мы относились очень осторожно и бережно, старались уговорить малыша, ласково объяснить, что он отдохнет и за ним придет мама. Таким образом, большинство детей нашей группы быстро и легко адаптировались к условиям детского сада. Некоторые детки в период адаптации перенесли недолгие ОРЗ, что говорит о некоторых проблемах как соматического, так и психологического характера. Но болезнь не повлияла на адаптационный период, а просто немного затянула его.

результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

64 % детей — лѐгкая степень адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в дальнейшем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети немного капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали. По происшествию недели у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

28 % детей — средняя степень адаптации – привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно

и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.

8 % детей — тяжелая степень адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены, часто плакали, устраивали истерики, вели себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали игрушки или отнимали их у других детей. Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности — у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, спрашивали, придет ли она, вопрос как бы переходил в жалобный плач и требования позвать маму. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в группе «Смешарики» прошѐл успешно. Дети уже чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все детки адаптировались к новым для них условиям — стали более общительными, учатся играть вместе, делятся игрушками. Все дети знают, где находится их шкафчики, полотенце, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения

группе. Учатся одеваться. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать нас! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по — настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!

В дальнейшем мы планируем:

Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;

Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;

Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка , умением применять их в общении.

Постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, ограничения контактов с больными детьми.

источник

Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс.

В нашем ДОУ функционируют 6 групп, 3 из которых — группы раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас особенно актуален.

В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:

  • анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
  • выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
  • Вся работа проводится в три этапа:

    1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

    — характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2)

    — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

    — оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

    По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь — не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

    2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

    3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) — по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

    Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

    Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

    Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

    Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

    Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами — манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

    Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

    • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
    • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
    • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

    При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

    Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой — усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

    По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

    По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико — психолого — педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

    Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

    источник