Меню Рубрики

Анализ адаптации детей в детском доме

Автор: Рогова Тамара Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ «Детский дом № 4 «Солнышко»
Населённый пункт: п.Солнечнодольск Изобильненского района Ставропольского края
Наименование материала: Научно — исследовательская работа
Тема: Исследования социальной адаптации детей детского дома
Дата публикации: 06.08.2016
Раздел: среднее профессиональное

РАБОТЕ
по теме:
Исследования социальной адаптации детей

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям. Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. И только 10% удаётся адаптироваться в обществе. Общество в их лице теряет полноценную смену поколений и «испытывает» проблемы с их поведением. Ведущими причинами «социального сиротства» являются:  лишение родительских прав (до 70%);  отказ от воспитания ребёнка (до 20%);  пребывание родителей в местах заключения (до 10%). Следовательно, в наших учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитанника в обычную жизнь страны. Дети не ориентированы на достижение более высоких профессиональных перспектив: более 80% детей-сирот ожидают направлений в ПТУ, лишь 10% мечтают о среднем специальном и высшем образовании. Трудности и просчёты социальной адаптации очевидны при сопоставлении ответов воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут преодолеть самостоятельно. Это
касается не только стороны их быта, отношение к работе, но и сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников.
Цель исследования
заключается в выявлении особенностей социальной адаптации детей в детском доме. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1. Проанализировать особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Измерить уровень социальной адаптации воспитанников «Детского дома № 4 «Солнышко» и их сверстников, живущих в полных семьях.
Объект исследования
: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитанники детского дома),дети проживающие в семьях.
Предмет исследования
: особенности социальной адаптация детей в детском доме.
Гипотеза:
имеется взаимосвязь между социальной адаптацией и социометрическим статусом детей проживающих в детском доме, у детей с низким уровнем социальной адаптации социометрический статус также низкий, характер взаимосвязи не зависит от пола ребёнка.
Методы исследовательской работы:
1. Теоретические: анализ литературы по данной теме, изучение документации специалистов детского дома. 2. Эмпирические: для измерения уровня социальной адаптации используется опросник социально-психологической адаптации Карла Роджера и Ричарда Даймонда; методы математической обработки информации; для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы используется социометрический тест Джекоба Морено. Практическая значимость: работа позволит скоординировать усилия по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома.

Общая характеристика места проведения исследования

Я проводила научно – исследовательскую работу на базе ГКОУ Детский дом (смешанный) №4 «Солнышко» п.Солнечнодольск Изобильненского района по адресу бульвар Школьный дом 11. Данное учреждение создано с целью создания благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, обеспечения социальной защиты, охраны и укрепления здоровья воспитанников, их прав и законных интересов. В детском доме 40 воспитанников: одна группа дошкольного возраста, 4 группы – дети школьного возраста. Основными задачами Учреждения являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, её самореализации и самоопределению; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства воспитанников при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии воспитание детей различных национальностей в духе толерантности, мира и взаимопомощи; охрана прав и интересов воспитанников. В ГКОУ «Детский дом (смешанный) №4 « Солнышко» работает один психолог: Кулик Мария Геннадьевна, психолог первой категории. Стаж работы 10 лет, стаж работы педагогом-психологом — 10 лет. Она осуществляет психолого-педагогическое сопровождение коррекции и развития воспитанников с момента поступления их в детский дом и до выпуска из него. Оказывают консультативную помощь выпускникам детского дома. Особенностью направлений деятельности психолога в условиях
детского дома является работа с детьми, имеющими задержку психического развития различного генеза, социально-педагогическую запущенность, различного рода депривации. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется: Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Семейным кодексом РФ; решениями Правительства Российской Федерации; Трудовым кодексами РФ; Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; Уставом и локальными правовыми актами детского дома (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией). Педагог-психолог должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка. У психолога имеется кабинет, в котором он проводит: а) индивидуальную и групповую диагностику воспитанников; б) индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу с воспитанниками, игровую терапию, тренинги, релаксации; в) обучающие занятия, г) консультативную помощь детям и взрослым. Кабинет оснащен аппаратурой: имеется магнитофон, компьютер, DVD; а также необходимые игрушки, настольные дидактические игры, тестовые материалы, мебель.
2. Направления деятельности, должностные обязанности педагога-

психолога детского дома
Основными видами деятельности практического психолога образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и психодиагностика,
психокоррекция и развитие. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. Диагностическое направление работы психолога включает: — обследование вновь прибывших детей с заполнением индивидуальных карт развития с целью последующего динамического наблюдения за развитием по годам и составления по необходимости коррекционных программ; — текущую диагностику по запросам педагогов и администрации для уточнения областей задержки развития, для формирования классов и групп, для осуществления преемственности звеньев обучения, для корректировки программ развития; — обследование ЗУН обучающихся 4-ых классов для определения готовности к обучению в средней школе (5-ом классе); — диагностику взаимоотношений во всех классах для коррекции межличностных отношений (дети-дети, дети-взрослые); — обследование личностных черт; — диагностика воспитанников склонных к риску (дети, состоящие на ВШУ); — обследование воспитанников по степени адаптации; — обследование готовности к выбору профессии; — обследование интеллектуальных особенностей; — исследование работников детского дома с целью определения уровня «эмоционального выгорания»; — исследование микроклимата в классе и детском доме.
Коррекционно е направление деятельно сти п р е д п о л а г а е т индивидуальные и групповые формы работы: — индивидуальные занятия по коррекции личностных черт; — индивидуальные занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, (не имеющие навыков обучения), с целью формирования установки на обучение; — индивидуальные занятия для детей с трудностями концентрации внимания; — индивидуальные терапевтические встречи с целью «отработки психотравмирующего опыта» (Детские истории); — групповые игровые коррекционно-развивающие занятия с целью развития коммуникативных навыков; — группы психологической поддержки «Семья», «Встреча» для решения насущных проблем развития ребёнка; — групповые занятия по формированию ценностного отношения к институту брака и семьи, «Подготовка воспитанников детского дома к условиям семейной жизни». Темы занятий: — развитие высших психических функций; — воспитание и развитие эмоционально-волевой сферы; — узнавание характерологических особенностей людей; — определение собственных склонностей, выбор профессии; — формирование жизненных целей, выстраивание ценностного ряда; — формирование стремлений к здоровому образу жизни;
— формирование семейных ценностей и семейных традиций; — формирование половой культуры. Занятия направлены на выработку произвольности поведения, создание положительного Я-образа, гармонизацию межличностных отношений. Психолог использует методы: — арттерапия (рисунки, лепка, разыгрывание этюдов, музыкотерапия), — психодрама (ситуативные сценки, кукольный театр), -методы терапии творческим самовыражением (работа с воспоминаниями детства, творческое общение с природой, творческое фотографирование, ведение дневников, написание рассказов и стихотворений, детский историй и т.д.). Ведётся коррекционно-развивающая работа с агрессивными, тревожными, конфликтными детьми с целью облегчения средовой адаптации и выработки коммуникативных навыков. Психопрофилактическое направление деятельности психолога осуществляется в форме: — психотерапевтических бесед по профилактике аддиктивных зависимостей, самовольных уходов, девиантного поведения, правонарушений; — групповые консультации с педагогами для ознакомления с особенностями депривированных детей. Психологическое просвещение как направление работы психолога включает:
— проведение консультаций педагогов и воспитателей по вопросам осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям в образовательном процессе; — ведение всеобуча для вновь прибывших педагогов по теме «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей детских домов»; — предоставление информации о деятельности психолога на педсоветах; — консультирование педагогов по использованию результатов обследований и итогов наблюдений детей в коррекционной деятельности; — индивидуальное консультирование по профессиональным и личностным вопросам. Формы взаимодействия психолога со специалистами детского дома . 1) Основной формой координации действий, выработки единых требований в ведении документации, проведению коррекционных мероприятий, подготовке рекомендаций по осуществлению индивидуально- дифференцированного воспитания и обучения, является ПМПк; 2) на педсовете обсуждаются стратегии поведения педагогов, новые направления деятельности, утверждаются планы специалистов; 3) на МО педагогов-психологов обсуждаются конкретные мероприятия каждого специалиста по улучшению мероприятий сопровождения развития воспитанников; 4) взаимодействуя с социальным педагогом, психолог выявляет особенности личности ребёнка, его возможности в трудоустройстве и социализации;
5) тесное сотрудничество с медицинской службой позволяет уточнить рекомендации охранительного режима для детей. Продолжительность практики с 05 октября 2015 года по 16 октября 2015 года. На практике был изучении план работы педагога-психолога на 2015- 2016 учебный год. Цель деятельности педагога-психолога детского дома №4 «Солнышко» — содействие психическому и личностному развитию воспитанников с учётом их индивидуальных особенностей, коррекция имеющихся у детей недостатков. Для того чтобы результаты деятельности психологической службы детского дома соответствовали ожиданиям и потребностям практики и чтобы ее деятельность, в конечном счете, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы как педагогической системы, необходимо строить деятельность психологической службы на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса. В процессе практики: — Познакомилась с нормативными документами. — Выбрано направление для проведения научно – исследовательской работы. — Проведена исследовательская работа — Провела ряд методик, проанализировала результаты.

2.1 Организация и проведение исследования
Изучение особенностей социальной адаптации детей Детского дома № 4 «Солнышко» п.Солнечнодольск Изобильненского района. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1. Измерить уровень социальной адаптации воспитанников Детского дома № 4 «Солнышко» в возрасте от 12–17 лет. 2. Диагностирование эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между воспитанниками групп. 3. Провести анализ полученных данных.
База исследования:
ГКОУ «Детский дом(смешанный) № 4 «Солнышко» был открыт в июле2005 года в п.Солнечнодольск Изобильненского района.
Для измерения уровня социальной адаптации используется методика

К. Роджерса и Р. Даймонда.
Д а н н а я м е т о д и к а р а з р а б о т а н а с ц е л ь ю д и а г н о с т и к и неприспособленности, выявления отклонений в психологическом состоянии воспитанников детского дома, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения. Предназначена для воспитанников 12–17 лет. Описание методики: Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов), как свойственные и не свойственные ему (от 0 – совершенно ко мне не относится, до 6 – точно про меня).

симпатий между членами группы используется социометрия Джекоба

Морено.
Социометрическая техника применяется для диагно стики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

2.2 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной

адаптации детей в «Детском доме № 4 «Солнышко»
Исследования уровня социальной адаптации проводилось в октябре 2015 года среди воспитанников детского дома и учеников 7 класса средней школы № 17 п.Солнечнодольск. Таблица 1. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников детского дома и учеников 7 класса средней школы Школьники Адаптация Дезадаптация Принятие себя Непринятие себя Принятие других Неприятие других Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт Внутренний контроль Внешний контроль Доминирование Ведомость Уход от решения проблем 68 -170 68 – 170 22 – 52 14 – 35 12 – 30 14 – 35 14 – 35 14 – 35 25 – 65 15 – 45 6 – 15 12 – 30 10 – 25 126 80.3 42.6 14 22 14.5 25.2 15.2 49 18 8.3 17.3 15.6 Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Адаптация Дезадаптация Принятие себя Непринятие себя Принятие других Неприятие других Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт Внутренний контроль Внешний контроль Доминирование Ведомость Уход от решения проблем 107.7 94 34 17.5 20.3 18 22.5 19.7 42.7 25.4 8.2 17.6 16.2
Из таблицы 1 мы видим, что дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), хоть и находится в пределах нормы, но все же гораздо выше, чем у их сверстников, живущих в семьях. У детей-сирот так же выше уровень непринятия себя (расхождение между «Я – идеальным» и «Я – реальным» представлениями о себе), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль. Как дети, живущие в семьях, так и дети- сироты ведомы. Уровень ухода от решения проблем у воспитанников превышает аналогичный показатель учащихся. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома хоть и находится в пределах нормы, но немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях. Таким образом, чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в детском доме, это далеко не так. У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний». Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом
телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности. То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива. Мы исследовали уровень социальной адаптации у мальчиков и девочек, воспитывающихся в детском доме с целью выявления отклонений в психологическом состоянии, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения. Таблица 2. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников детского дома Мальчики Адаптация Дезадаптация Принятие себя Непринятие себя Принятие других Неприятие других Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт Внутренний контроль Внешний контроль Доминирование Ведомость Уход от решения проблем 68–170 68–170 22–52 14–35 12–30 14–35 14–35 14–35 26–25 18–45 6–15 10–25 10–25 106.2 90.2 32 16.7 20.5 18.8 24.2 18.3 39.7 25 8.8 17.5 17
Девочки Адаптация Дезадаптация Принятие себя Непринятие себя Принятие других Неприятие других Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт Внутренний контроль Внешний контроль Доминирование Ведомость Уход от решения проблем 109.2 97.8 36 18.2 20 17 20.8 21.2 45.7 25.8 7.5 17.7 15.3 Из таблицы 2 мы видим, что дезадаптация девочек хоть и находится в пределах нормы, но немного выше, чем у мальчиков, таким образом, девочки склонны к неадекватному поведению норм и требований в обществе. Как мальчики, так и девочки принимают себя, принимают других, ведомы. У мальчиков выше эмоциональный комфорт, а у девочек выше эмоциональный дискомфорт. Уровень эскапизма у мальчиков в пределах нормы, но немного выше, поэтому они стремятся в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. В целом, анализ данных позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация мальчиков детского дома немного выше, чем у девочек, мальчики лучше приспосабливаются к условиям социальной среды.
Мальчики Девочки 0 20 40 60 80 100 120 Адаптация Дезадаптация Эмоциональную связь воспитанников мы можем проследить через взаимоотношения с одногруппниками. В октябре 2015 года я провела диагностику эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами групп. Рассмотрим результаты диагностики. Из полученных данных мы видим, что во второй семье в «зону звезд» попали лидеры, набравшие максимальное количество выборов–это Коля П.,Артур Б.,Вова Г. Они находятся в самой лучшей позиции, каждый из них привлекательная личность для других. Максимальное количество выборов (7 и з 7 ) получил Коля П., он оказался самым популярным среди одногруппников. Таким образом, выявляется неформальная группа из трех человек, а остальные к ним тянутся. В «зону предпочитаемых» вошлиАлексей Ч., Артур В., Саша С., Ахмед Б. В этой позиции воспитанники тоже хорошо себя чувствуют. Нужно отметить, что в этой группе нет ни «пренебрегаемых», ни «отвергнутых».
Коэффициент сплоченности данной группы составляет 100% – в целом в этой группе хорошо всем. В третьей семье мы видим, что в «зону звезд» входят Кирилл О., который получил самое большое количество выборов (5 из 5) и стал несомненным лидерам в данной группе. Егор К. получил 4 выборов и тоже относится к «зоне звезд». Сами ребята сделали от 3 до 4 выборов – это ни самое большое количество. Этим ребятам очень комфортно в своей группе, они приятны для многих своих товарищей и сами идут на контакт. В «зону предпочитаемых» вошли Илья Ю., Саша Л. они получили по 3 выбора из 5, им то же хорошо среди ребят в группе, сами они сделали среднее количество выборов. Артур З., хотя и находятся на границе «зоны предпочитаемых» и «зоны пренебрегаемых», набрал 2 голоса. В свою очередь Артур З., сделал наибольшее количество выборов, что говорит о потребности личности в общении. Нужно отметить, что в этой группе нет «отвергнутых». Коэффициент сплоченности группы составляет 83% – это неплохой показатель. Ребятам хорошо в этом коллективе. Но рекомендую улучшить климат группы; повлияв на пренебрегаемого, помочь воспитаннику выделиться, завоевать авторитет, заинтересовать ребят своей персоной. Необходимо провести беседы с ребятами, без Артура З., и с ним самим – наедине. Поговорить о его поведении, отношении с ребятами. Не нужно делать замечания и обсуждать Артура при всех, чтобы не давать повода ребятам дальше отвергать его. В четвертой семье в «зону звезд» вошла Оксана Т, она получила максимальное количество выборов (6 из 6), оказалась лидером данной группы, и Ника Б., получила (5 из 6) выборов. В «зону предпочитаемых» – Кристина Т.,Олеся Т., Ева П. им комфортно в своей группе.
«Зона пренебрегаемых» – ДианаП., она получила минимальное количество выборов (1). Девочка нужна от случая к случаю, а так прекрасно обходятся без неё. Сама же Диана стремится к общению, об этом говорят её 5 выборов. Коэффициент сплоченности группы составляет 83% Рекомендуем обратить внимание на Диану. Ей нужна помощь воспитателей в проявлении себя с лучшей стороны. Не нужно делать замечания при всех, обсуждать её проступки лучше с ней наедине, без присутствия девочек. С девочками нужно провести беседы, предложить им поставить себя на ее место, попросить письменно перечислить её достоинства. Обратить внимание на С. Валерию. В пятой семье «зона звезд» не выявлена. Все ребята относятся к «зоне предпочитаемых». Кристина Г. и Валерия К получили по 2 выбора из 6 – это граница «зоны предпочитаемых» и «зоны пренебрегаемых». Коэффициент сплоченности группы составляет 100% Обратить внимание на Кристину Г. и Валерию К. Таким образом, мы измерили степень сплоченности, выявили внутригрупповых «авторитетов» по признакам симпатии и «отвергнутых» по признакам антипатии. Учитывая полученные результаты, мы считаем возможным, рекомендовать педагогическому составу детского дома: – создавать эмоционально – комфортную обстановку д ля воспитанников; – удовлетворять важнейшие потребности – в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;
– включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития; – в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка; – одна из важнейших проблем в детском доме – потребность детей- сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную перегрузку воспитателей, рекомендуем уделять каждому ребенку персонально 15–20 минут в день, но в эти минуты сосредоточить свое внимание исключительно на нем; – учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения; – использовать полученные нами данные для реструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности, чтобы социальная адаптация имела положительную динамику. Поскольку мы проводили одноактную социометрию, мы не можем говорить о динамике взаимоотношений в группе, а только о срезе, одномоментной «фотографии» социометрической структуры группы. Требуется дальнейшее наблюдение и изучение причин низкого статуса у некоторых детей. Сводная по взаимной симпатии между члена групп, девочек и мальчиков (Таблица № 3)
Мальчики Девочка 0 10 20 30 40 50 60 70 зона звездный зона предпочтения зона пренебрежения зона отвергнутых

Читайте также:  Коклюш симптомы у детей анализы

Заключение
В процессе теоретического изучения данной проблемы мы рассмотрели понятия «адаптация» и «эмоциональные связи». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Результаты проведенного исследования подтвердили существующую гипотезу что у детей с низким уровнем социальной адаптации социометрический статус тоже низкий, и характер взаимосвязи не зависит от пола ребенка (Приложение№ 1). Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей. Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности Мы узнали, что молодые люди из числа сирот не конкурентоспособны на современном рынке труда, а полученные профессии – невостребованные. После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает.
Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14–18 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. Получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни. Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников). Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени. Воспитанник становится полноценным членом обще ства, усваивающим социальные нормы и культурные ценности. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют с а м о р а з в и т и ю , самоопределению, самореализации.

Литература
1. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996 год. 2. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 год. 3. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995, 400 с. 4. Астониц М. «Дети – сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2004. №3 5. Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1 6. Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. – 1999. – август. – с. 8–9 7. Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999 8. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 9. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 1992 10. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995
11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1998 – 110 с. 12. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребёнка // психологические основы духовной педагогики. М, 1997 – 56 с. 1 3 . Ж м ы р и к о в А.Н. Диагностика с о циа льно -пс ихоло гиче с ко й адаптированности в новых условиях деятельности и общения. 14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989 15. Кондратьев М.Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с. 16. Кривцова С.В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997 17. Кулаков С.А. на приеме у психолога – подросток. – СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2001 18. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов-на-Дону. Творческий центр «Учитель», 2000 19. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997 20. Мудрик А.В. Общение школьников. – М., 1987 21. Назарова И.Б. адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., Московский общественный научный фонд, 2000 22. Назарова И.Б. В о зм ож н о с т и и у с л о в и я а д ап т а ц и и с и р от // Социологические исследования, 2001, №4 23. Нестерова О. Сирота до востребования/ Труд. – 2005 – 23 сент., с. 1,2
24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с. 25. Одинцова Л.Н., Шамахова Н.н. Детский дом семейного типа. – 2000, Вологда: ВИРО – 56 с. 26. Охрана прав детей. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация. МГПУ, 1999 27. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. – СПб, 1997 28. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2000 29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу). 30. Психология развития, СПб, Издательство «Питер», 2000 31. Психология. Словарь/ под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. 1990. – 494 32. Реан Л.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб, серия №6, выпуск 3, 1995

Читайте также:  Комплексные анализы на аллергены у детей

источник

Адаптация детей-сирот затрагивает вопросы их активного приспособления к жизни в условиях детского дома или приемной семьи. С каждым годом число брошенных детей неуклонно растет, и данная проблема получила особую актуальность.

Детский дом – это государственное учреждение, которое должно заменить ребенку семью до его совершеннолетия. С помощью педагогов дети учатся адаптироваться к социальной жизни, в которую они вступят после того, как им исполнится 18 лет.

Социальная адаптация детей-сирот заключается в усвоении ими ценностей и норм общества, в котором они живут. Проявления адаптации заключаются во взаимодействии детей, оставленных родителями, с окружающим миром и в их активной деятельности.

Когда говорят о социальной адаптации детей-сирот, обычно под этим понимают сложный комплекс педагогических и воспитательных мер. На самом деле, этот процесс проходит любой ребенок в ходе своего развития.

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты. Она предполагает освоение собственной роли в системе общественных отношений. Это достигается путем формирования навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых навыков.

Выделяют следующие этапы адаптации детей в доме ребенка:

  • Подготовительный – с момента включения в социальную группу, он связан с социальной диагностикой, определением статуса, ознакомлением с личными особенностями воспитанника;
  • Включение в социальную группу – он предполагает помощь в приспособлении к условиям детского дома;
  • Усвоение ролей через участие в разнообразной деятельности с накоплением опыта, новых знаний и умений;
  • Устойчивое адаптированное состояние, когда дети могут решить практически любую проблему, которая возникает в естественных для них условиях среды.

Адаптация приемных детей проходит у всех по-разному. Определяющее значение имеют такие факторы, как:

  • Возраст попадания в дом ребенка или детский дом;
  • Наличие или отсутствие предыдущего опыта жизни в условиях семьи.

Адаптация детей-сирот зависит и от отношения к ним других членов семьи. Желательно, чтобы все относились к приемному ребенку ровно, без излишней эмоциональности, вначале потребуется много терпения и сил. Такие дети склонны предпочитать кого-то одного, проявляя к нему теплые чувства больше, чем к другим членам семьи.

Чем старше возраст, тем труднее происходит адаптация детей-сирот в семье. Особенно тяжело бывает в подростковый период, когда к трудностям адаптации приемных детей добавляются обычные для подростка проблемы. В это время такие дети могут критиковать приемных родителей, обвинять их в своих бедах и плохом настроении, тогда же обычно возникают трудности в общении со сверстниками и первая влюбленность.

Согласно статистике, лишь 10% выпускников детских домов успешно адаптируются к реальной жизни в социуме. У 90% из них возникают трудности в том или ином аспекте взаимодействия в обществе.

Наиболее частые затруднения, которые испытывают бывшие сироты:

  • Ожидание, что о них кто-то будет заботиться, надежда на помощь со стороны;
  • Неразвитое должное отношение к трудовой деятельности, отсутствие осмысленной заинтересованности в труде;
  • Отсутствие опыта достаточной ответственности;
  • Искаженные представления о семье и жизни в ней;
  • Недостаточные навыки самопрезентации, связанные с неумением следить за своим внешним видом;
  • Неумение грамотно и четко излагать свои мысли;
  • Финансовая безграмотность, безответственное отношение к деньгам, неумение планировать свои траты;
  • Правовая и юридическая безграмотность;
  • Информационная бедность ума из-за замкнутости и ограниченности условий детского дома и др.

Все эти знания обычные дети получают естественно, живя в условиях семьи. Из-за недостаточной самооценки дети-сироты часто не могут выбрать учебное заведение для овладения профессией и трудятся на низкоквалифицированных работах. Задача педагогов и приемных родителей – обеспечить максимально безопасную и безболезненную адаптацию детей-сирот.

источник

Лидия Истианиди
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

КГУ «Пионерский детский дом»

Истианиди Лидия Викторовна

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей затруднена вследствие отсутствия у них нормального взаимодействия с близкими взрослыми. На раннем этапе развития дети получают стимул к развитию и познанию мира через эмоциональное общение со взрослыми людьми. Поэтому семья является важнейшим фактором развития ребенка. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеют возможности воспитания в семье, поэтому они лишены возможности положительной социальной адаптации. Эти дети не видели счастливого детства, они имели лишь огромный опыт беды, неустроенности и безразличия к их судьбе со стороны самых близких людей. Главная трудность в том, что ребёнку нельзя помочь, просто накормив и согрев его. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишении каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Любви можно научиться только видя любовь в постоянном общении с любимыми людьми. Каждому нужна пища для души, идеал, которому можно следовать, а ребёнку, лишённому естественного семейного тепла, такой идеал нужен как никому другому.

Эта первая проблема социальной адаптации детей, вторая проблема — это жизнь в детском доме. Дети в нем живут как в замкнутом территориальном пространстве, не имея возможности полноценного общения с социумом. Живут как в коконе, где их опекают, где они получают всё, не имея представления о ценности, получают всё готовое: пищу, одежду, учебные принадлежности и т. д. Поэтому, немаловажной считается работа по формированию у детей таких качеств, как бережливость, умение знать всему ценность и умение самому воспроизводить труд, чтобы понимать значение своего труда для пользы в жизни в дальнейшем. Нужно учить детей самостоятельности, самореализации и самосовершенствованию. Потому что многие дети, покидая детский дом, теряются в самостоятельной жизни, оказываются неприспособленными, невостребованными обществом из-за неуверенности в себе и пониженной самооценке. Многие возвращаются к пьющим родителям в ту же негативную среду, откуда были изъяты в детстве, и поддаются их влиянию. Многие не могут трудоустроиться, а многие не желают работать, привыкнув жить на всём готовом, не могут самостоятельно вести свой быт, обеспечивать себя. Поэтому проблема социальной адаптации детей на сегодняшний день очень актуальна.

Для решения данной проблемы необходимо чтобы процесс адаптации детей-сирот проходил в развивающей социальной среде, которая должна способствовать включению ребенка в развивающийся социум для возможности самореализации и лучшей реализации своих возможностей.

Для повышения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома необходимо комплексно подходить к данной проблеме. Жизнь детей в детском доме не похожа на школы, детского лагеря и других детский учреждений. Но в нашем детском доме администрация и коллектив всего детского дома стараются максимально улучшить условия проживания и максимально приблизить жизнь в детском доме к жизни детей в семье.

В нашем детском доме для успешной адаптации воспитанников к современным требованиям общества созданы благоприятные условия. На базе детского дома функционирует множество кружков и секций, каждый воспитанник находит занятие по душе. Именно на этих занятиях в спортивных кружках, на уроках в кабинете домоводства, на занятиях в компьютерном классе, при занятости на экспериментальных участках и теплицах, на хореографических занятиях дети раскрываются, находят себя, утверждаются, в первую очередь в своих глазах.

Большое внимание уделяется в детском доме вопросу трудового воспитания. Воспитатели формируют у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, стремление оказывать взрослым посильную помощь, привычку к трудовому усилию, ответственность, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде. Основными видами труда в детском доме являются самообслуживающий труд, хозяйственно-бытовой труд. В летний период на приусадебном участке выращиваем зелень, овощи, в том числе и картофель. Имеются насаждения ягодных кустарников, среди которых особенно хорошо растёт малина, вишня, яблони, слива, смородина. Так же дети принимают участие по выращиванию огурцов и помидор, зелени в теплицах детского дома.

(Фото фруктового сада и огородного участка, фото в теплицах)

Одно из важных направлений в работе педагогического коллектива детского дома для успешной адаптации воспитанников является физкультурно-оздоровительная работа. Эта работа предполагает формирование потребности в

здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности. Для достижения этих целей в учреждении функционирует гимнастический зал, спортивная площадка для мини-футбола. В практику работы детского дома введены спортивно-массовые мероприятия, в которых участвуют воспитанники: «Веселые старты», «Поезд здоровья», соревнования по различным видам спорта. Систематически гуляют на свежем воздухе, принимают участие в физкультурных досугах и спортивных праздниках. Исключительно для всех воспитанников детского дома новый день начинается с утренней гимнастики. Они посещают спортивные секции в школе. Ежегодно дети бывают в санаториях области. Воспитанники детского дома принимают активное участие в городских, районных, областных соревнованиях по настольному теннису, футболу, баскетболу, волейболу.

В детском доме оформлены кабинеты домоводства, компьютерный класс, столярная мастерская, библиотека. На занятиях кружков руководители формируют умения и навыки детей, развивают кругозор, творческие способности, художественный вкус. Многие воспитанники детского дома в кабинете домоводства научились готовить различные блюда, почти все умеют вязать, шить, мастерить поделки из различного материала. Дети наши являются участниками и призёрами конкурсов, выставок и соревнований самого различного уровня. Все воспитанники с большим удовольствием посещают

занятия в компьютерном классе.

(Фото домоводства и компьютерного класса)

Особое место детского дома — библиотека. Она эстетично оформлена. Её фонд ежегодно пополняется. В библиотеке занимаются дети всех возрастов. Ежедневно сюда приходят дети и в одиночку и группами. Библиотека – не только источник информации и пункт выдачи книг. Библиотека стала центром неформального общения детей и взрослых, местом, где легче решать самые сложные педагогические задачи. Библиотечная работа в нашем доме направлена на развитие у детей интереса к книге, стремлению к общению с ней, к самостоятельному чтению, к воспитанию вдумчивого читателя. Формы работы для достижения этих задач разнообразны: проведение занятий внеклассного чтения, тематические выставки книг, различные игры-путешествия, конкурсы на лучшую иллюстрацию к произведению, проведение различного рода викторин и конкурсов, беседы и праздники к юбилеям писателей, разнообразная наглядная агитация.

Досуговая деятельность в детском доме насыщена различными мероприятиями. Многие из них стали уже традиционными: конкурс «Алло, мы ищем таланты», смотр строя и песни, конкурс «Две звезды», «Новогоднее представление», «День защиты детей» и так далее.

Таким образом, процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое «Я», создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социальной адаптации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе. Всегда приятно слышать положительные отзывы о наших выпускниках, о том, что воспитанники детского дома имеют хороший запас знаний, дисциплинированны, имеют навыки самообслуживания, достаточно хорошо адаптируются в обществе.

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста средствами ознакомления с трудом взрослых Работая по программе развития и воспитания детей в детском саду, Детство,, под редакцией Т. И. Бабаевой и В. И. Логиновой. Одно из главных.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Приход ребенка в детский сад или, другое дошкольное учреждение, означает новый этап в жизни ребенка. Воспитание и игра позитивно влияют.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта Михайлова Мария Николаевна МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» Тюменская область, п. Пурпе Воспитатель Адаптация детей раннего возраста к.

Гостевая семья, как предисловие к семейному устройству детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…» п. 2 ст. 54 Семейного Кодекса Российской Федерации Так уж получается, что по.

Проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада» Длительность проекта: средней продолжительности. Срок реализации: адаптационный период. (На сроки проекта влияют следующие факты – индивидуальность.

Собрание для родителей детей раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду» Слайд 2. Постарайтесь ответить на вопрос: «Для чего моему ребёнку нужен детский сад?» Слайд 3. — В детском саду ребенок имеет возможность.

Социальная адаптация детей с аутизмом Социальная адаптация детей с аутизмом Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.

Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение.

источник

надо знать их, а этому надо учиться.

Сегодня многие справедливо отмечают необходимость резкого усиления социальной заботы о здоровье детей-сирот, их правовой защите, полноценном включении в жизнь общества.

Читайте также:  Коклюш анализы у детей инвитро

В нашем детском доме по семейному типу большинство составляют дети, имеющие родителей, но в основном тех, которых государство лишило родительских прав. По некоторым данным, лишение родительских прав в 88% случаев связано с тяжелым алкоголизмом обоих родителей. Всё это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья, с учётом отягчённой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют по существу «группу риска». Широко распространены расстройства психоневрологической сферы, а также общая соматическая ослабленность организма. У воспитанников младших классов отмечаются нарушения в поведении типа психопатоподобного синдрома; (каждый 3-5 ребёнок страдает энурезом или другими проявлениями неврозов; у подростков наблюдается патохарактерологические формулирование личности).

Обсуждаемая проблема — считать детей, воспитывающихся вне семьи, здоровыми или больными — чрезвычайно сложная и острая. Однако, обе эти крайние позиции с точки зрения учёных — психологов, игнорируют принципиально важное обстоятельство — специфику психического, или, точнее, психологического, развития детей в наших учреждениях, специфику, которая не определяется по критериям «норма» и «патология».

Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребёнка, — они просто другие! Психологический анализ выявил, что во многих случаях результаты экспериментальных проб у детей, растущих вне семьи, даже нельзя сопоставить по параметру « лучше — хуже», они просто свидетельствуют о разном. Учёные- психологи столкнулись тем самым с совершенно особым типом психического развития, про которых нельзя сказать, что они хуже или медленнее, чем у семейных детей. Он просто другой. Не современная норма, не умственная отсталость, не форма той или иной психической патологии. Это особый тип, связанный со спецификой развития ребёнка вне семьи. В современной психологии такой тип развития объясняют так называемыми депривационными условиями.

Депривация — неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения. Отделение, имеющие пагубные последствия развития личности ребёнка. Рассмотрим, как влияет социальная депривация на развитие личности ребёнка. Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удаётся устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, которые перенесли тоже самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, всё время ждут подвоха со стороны других людей. Многие эти черты мы можем встретить и у наших воспитанников. Но, пожалуй, более показателен характер их социальных контактов после окончания проживания в детском доме, когда они входят в нормальную взрослую жизнь. Бывшие воспитанники испытывают явные трудности при установлении различных социальных контактов. Например, несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в родительскую семью своего избранника или избранницы, они часто терпят неудачи на своём пути. В результате всё приходит к тому, что создаются семейные или сексуальные связи с бывшими однокашниками, с членами той самой группы, с которой они терпели социальную изоляцию. Ко всем другим они испытывают недоверие, чувство незащищённости. Забор детского дома становится для этих людей забором, отгородивших их от социума. Он не исчезает даже тогда когда ребёнок вышел за стены детского дома и вступил во взрослую жизнь. В связи с этим коллектив детского дома поставил себе одну из главных целей социализации — не изолировать воспитанников, предупреждая возможность депривации, а всемерно развивать связи воспитанников со всем окружающим миром. Наши воспитанники ходят в гости к своим одноклассникам, приглашают своих друзей, учителей, шефов на праздники. Свободно ходят на все мероприятия города, всё лето проводят на даче в селе Дресвянка, общаясь с местным населением. И, наверное, хорошо то, что наши воспитанники чувствуют, что к ним приковано внимание общества, что они не безразличны для других людей. Но, проявляется здесь и негативное формирование личности. У детей складывается выраженная потребительская позиция и вытекающие из неё некоторые довольно уродливые формы поведения. Очень часто благотворительные акции подчёркивают особое положение ребёнка, и у детей возникает представление, что перед ним все виноваты и теперь замаливают свою вину. Всякий человек оказывается тем больше связанный с миром, включен в общество, чем больше он ему отдает сам, чем больше он делает для других людей. Развитие благотворительности порождает позицию потребителя. Конечно, сказанное не означает, что детским домам благотворительность не нужна. Напротив, остро необходимы и повышение материального состояния и обогащение среды, и расширение круга общения таких детей. Но субъективно дети не должны воспринимать это как подачку виноватого перед ним общества.

Ребёнка надо знать в норме и в отклонение от неё, что бы действительно быть ваятелем личности, какого бы качества исходный «материал» не достался. Жизнь наших детей связана с социальной собственной никому ненужности, духовной незанятостью, ребёнок зависит от реальной окружающей социальной жизни. Сегодня мир сложен как никогда.

Сейчас ещё не создана типология человеческого поведения, нет единого понимания «трудного ребёнка», единого подхода к коррекции его поведения и личностного развития. Всякий конкретный случай является своеобразным. Недостатки характера и эмоциональные (неустойчивость, повышенная возбудимость, сильная острота симпатии и антипатии к людям и импульсивность) и активно-волевые (постоянная жажда наслаждения и отсутствие определённой цели, воровство, злорадство, бродяжничество) ведут к трудностям в работе с такими детьми. Такие дети и подростки представляют собой, образно говоря, не здоровую поросль в лесу человеческого общества. У таких детей происходит психофизические изменения личности, они становятся не способными к социальной жизни. Годы дурного обращения с детьми в неблагополучных семьях сделала их людьми уже не ожидающими от людей ничего хорошего. Они вовлекают каждого взрослого из своего окружения в такую ситуацию, где может повториться их прежний негативный опыт. Всё может разыгрываться в форме незначительных, но выводящих из себя мелочей. Обычно они это делают демонстративно, уничтожая свои уже почти готовые работы и отвергая любое сотрудничество. Хотя в этой ситуации хорошо видно, насколько велика у ребёнка потребность в постоянной поддержке его сниженной самооценки.

Детство — период, когда закладываются фундаментальные, духовные качества, эти качества формируются, прежде всего, в условиях выраженной родительской любви. Дети, не получая родительской любви, чаще всего дают искажения в личностном развитии — становятся трудными для себя и других. Лишение ребёнка любви и признания приводит к деформации детской личности в сторону отчуждения, снижения способности к сопереживанию к другому.

В возрастной психологии установлено, что длительная депривация искажает умственное и личностное развитие, нарушает общение, ведёт к односторонности, бедности мотивационной сферы воспитанников.

Важным этапом в работе с такими детьми является расширение ценностной сферы ребёнка. Ребёнку объясняют его собственную уникальность, а так же необходимость освободиться от зависимости от прошлых стрессов, найти в себе силы и обрести уверенность в своём будущем. Необходимо проводить доверительные беседы, и стремиться разрушить нерезультативные стереотипы эмоциональных состояний поведения. Совместно с ребёнком конструируют его будущее. Не секрет, что дети, поступающие в детский дом, обделены в первую очередь общением; у старших потребность к общению значительно снижена, у малышей порой отсутствует совсем. Основной задачей воспитателя становится формирование этой потребности у наших воспитанников. Нужно не только научить ребёнка идти на контакт, но научить его сопереживанию, вежливости, доброжелательности, терпимости, эмоциональной поддержке, умению соглашаться, подчиняться, обмениваться опытом, знаниями, идеями для установления нормальных взаимоотношений в коллективе. Через общение дети учатся подчинять свои интересы и потребности, испытывать чувство жалости, быть чуткими, ласковыми, отзывчивыми, приобретают первый социальный опыт коммуникативной деятельности. Социальная адаптация невозможна без овладения человека общепринятыми коммуникативными навыками. Ограничение социального опыта обуславливает необходимость проведения специальной работы по формированию речевых и неречевых средств общения у воспитанников детского дома, имеющих патологию, начиная с первых месяцев пребывания детей в сиротских учреждениях. Необходимо создавать специальные педагогические условия, которые бы содействовали всестороннему развитию детей сирот. В основе таких условий лежит многоплановое по форме общение взрослых и детей, определяющими элементами которого являются эмоциональная насыщенность, доброжелательность, должный уровень культуры и выдержки взрослого, активность самого ребёнка.

Основным элементом социальной адаптации является:

1. Моделирование, которое включает в себя показ правильного поведения. Показ может организовать воспитатель в форме сценки, в которой принимает участие не только взрослый, но и сам подросток. Задача воспитателя заключается в том, чтобы создать ситуации, максимально приближенные к реальности;

2. Закрепление правильного поведения. Закрепления правильного поведения и моделирования это две стороны одного и того же процесса. При необходимости изменить поведение ребёнка, воспитатель должен использовать оба момента, так как взятые изолированно, они не принесут пользы;

3. Обратная связь — это знание результатов моделирования поведения;

4. Позитивная коррекция, которая включает в себя обратную связь и представляет собой возможность немедленного исправления неправильного поведения. В идеале, после того как воспитанник продемонстрировал своё неправильное поведение, оно корректируется. Воспитатель указывает на ошибки и модель повторяется;

6. Обобщение. Оно служит для того, чтобы расширить сферу применение поведенческих навыков, приблизить их к реальному окружению подростков. Воспитанников необходимо ставить в проблемную ситуацию. Этот компонент является решающим.

Таким образом, работа по социальной адаптации воспитанников детских домов представляет собой своеобразный инструмент корректировки, научения и закрепления адаптивных форм поведения. В работу по развитию социальной адаптации так же необходимо включить отработку таких навыков, как умение общаться, улыбаться, сочувствовать, приветствовать друг друга, задавать вопросы, умение хорошо выглядеть т.е. всё то, что можно назвать уроками этической грамматики. Например, умение общаться включает в себя такие моменты как умение правильно вести беседу с другим человеком, умение задавать вопросы и внимательно слушать собеседника, умение благодарить. Умение слушать включает в себя постоянный, визуальный контакт с собеседником, умение повторить только что высказанную мысль. Если воспитанник с низким интеллектуальным развитием, то делается основной акцент на повторение правильных поведенческих реакций и в меньшей степени акцентируют внимание на сложных социальных вопросах. Если же уровень интеллектуального развития высок, то необходимо организовать воспитанников на активное участие в дискуссиях, тренингах. «Расшифровка» окружающего мира головным мозгом происходит у таких людей не так как у других. Их оттесняют в сторону, отчуждают и превращают в иных. Поведение воспитанников идёт в разрез с ценностями, привычками или установками других людей, их необычное, неадаптивное, аномальное поведение привлекает к ним внимание других. Надо подвести этих детей к необходимости изменить себя, свою жизнь, и показать, что это в свою очередь приведёт к изменению отношений с окружающими людьми. Для адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома в центре педагогического внимания должны рассматриваться следующие вопросы:

1. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в школе, в семьях одноклассниках;

2. Взаимоотношения воспитанников с родителями и опекунами, налаживание взаимоотношений с родственниками;

3. Взаимоотношения детей с шефами;

4. Взаимоотношения детей с местными жителями, непосредственным окружением детского дома;

5. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни после выхода из детского дома.

Важной задачей подготовки к жизни воспитанников детского дома их социальной реабилитации является развитие у них самостоятельности, сознательности, чувство личной ответственности, способности к творческому труду, к самостоятельному и осмысленному проведение досуга, к взаимному воспитанию и самовоспитанию. Важнейшей основой коррекционно-педагогической работы в сиротских учреждениях является формирование у детей навыков общения. Общение необходимо для взаимопонимания, предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций различных асоциальных явлений.

Решить эту проблему можно путём проведения целенаправленной систематической работы по социальной адаптации, включающей обогащение и расширение социально — нравственных представлений детей об окружающем мире и обществе, труде и профессиях взрослых, работающих в учреждении и вне его, привлечением воспитанников к разнообразным, доступным видам деятельности в зависимости от возраста, степени и характера нарушения и интеллектуальных возможностей. Таким образом, мы должны создать семейную атмосферу в детском доме и погрузить ребёнка в неё с тем, чтобы восполнить то, что он потерял, лишившись своей семьи (или не получил вовсе ничего в неблагополучной семье), с тем чтобы у детей был образец взаимоотношений в семье взрослых и детей. Это, в свою очередь способствовало бы социальной адаптации наших воспитанников, помогло бы решить сложные проблемы жизнедеятельности каждого из них. Но сама по себе семейная обстановка не рождается, её нужно создавать. А для этого необходимо пересмотреть организацию воспитательной работы в детском доме, наполнить её новым содержание.

1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие / И.А. Бобылева. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 176 с.

2. Дубровина И.В. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатов / И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Д.И. Фельдштейн, — М.: 1986. – 196 с.

3.Методическое пособие «Психическое развитие детей сирот», — Санкт-Петербург: 1996. – 68 с.

4.Мухина В.С. Особенности развития личности ребёнка, лишённого родительского попечения. Дети с отклоняющимся поведением / В.С. Мухина. – М.: 1989. – 221 с.

5. Налчаджан А.А. Социально — психологическая адаптация личности. / А.А. Налчаджан, — Ереван: 1988. – 143 с.

6. Поварницина В.А. Воспитателю о развитии личности ребёнка. / В.А. Поварницына, — Курган: 1995. – С 42-43.

7. Прихожан А.М. Дети без семьи: (детский дом: заботы и тревоги общества)/ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: 1990. – 160 с.

8. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад/ Под ред. А.Н. Майорова, — М.: Интеллект-центр, 2002. – 208 с.

9. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технологии постинтернатной адаптации подростков/ Г.В. Семья. – М. 2009. – 196 с.

источник