Меню Рубрики

Анализ адаптации детей раннего возраста воспитателем

Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс.

В нашем ДОУ функционируют 6 групп, 3 из которых — группы раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас особенно актуален.

В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:

  • анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
  • выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
  • Вся работа проводится в три этапа:

    1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

    — характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2)

    — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

    — оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

    По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь — не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

    2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

    3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) — по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

    Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

    Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

    Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

    Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

    Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами — манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

    Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

    • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
    • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
    • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

    При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

    Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой — усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

    По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

    По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико — психолого — педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

    Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

    источник

    Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2015-2016 учебный год

    На 1 сентября 2016 года в первой группе раннего возраста «Ромашка»

    27 детей. Из них 11 девочек и 16 мальчиков. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день.

    С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.

    Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:

    • эмоциональное состояние (настроение)
    • аппетит во время завтрака, обеда, полдника
    • характер сна и длительность засыпания
    • проявления активности в игре, на занятиях, в речи
    • взаимоотношения с детьми
    • взаимоотношения со взрослыми

    На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная музыка перед дневным сном, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность.

    Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительские собрания по возрастным особенностям детей и др. Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Я иду в детский сад»», составлен облегчённый план воспитательно – образовательной работы с детьми в период адаптации, который позволил воспитателям мягко облегчить детям привыкание к новым условиям жизни

    Этапы деятельности в адаптационный период:

    • Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.
    • Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.
    • Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.
    • Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.
    • Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.
    • Планирование работы с детьми.
    • Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.
    • Проведение родительских собраний на актуальные темы, размещение актуальной информации в приемной, организация индивидуальных консультаций по запросу родителей.
    • Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.
    • Удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии.
    • Систематический учет воспитателями возрастной специфики.
    • Выделение в группе зон: игровая с учетом гендерного подхода, уголок природы, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок, игрушки- каталки для двигательной деятельности.

    В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы о процессе адаптации детей к ДОУ:

    • Лёгкая адаптация – 20 детей -70%
    • Средняя адаптация – 4 ребенка — 18%
    • Адаптация тяжёлая – 3 детей — 12%

    Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.

    Для 3 детей (12%) острая фаза адаптации ещё не завершилась, Основные причины протекания адаптации в тяжёлой форме у этих детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации), сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребёнка.

    С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.

    Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно.

    источник

    Наталья Никитина
    Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада

    Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ- с 2 часов до перехода на полный день.

    Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

    1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

    2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,

    ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

    3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)

    Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.

    По окончании периода адаптации выявлены следующие результаты:

    На 2014-2015 учебный год списочный состав составляет 24 ребенка. Количество вновь поступивших детей – 13 человек. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

    В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 4 ребенка, что составляет 30,8% от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

    7 детей со средней степенью адаптации, что составляет 53,8%, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось.

    У двоих детей (15,4%) адаптация прошла тяжело. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у детей поведение нормализовалось.

    На 2015-2016 учебный год списочный состав составляет 25 детей. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

    Читайте также:  Анализы показывают аппендицит у детей

    Количество вновь поступивших детей – 15 человек. Из них – 6 детей с легкой степенью адаптации, что составляет 40%. Период адаптации прошел спокойно, без каких-то срывов, без нарушения сна и частых заболеваний.

    8 детей (53,3%) со средней степенью адаптации, у детей наблюдалось сильная привязанность к родителям; нарушался сон и аппетит; снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны. Но по истечению определенного времени поведение детей нормализовалось и самочувствие улучшилось

    Один ребенок (6,6%) с тяжелой степенью адаптации к детскому саду, у ребенка сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. По истечении 3 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались.

    Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад, к детям осуществлялся индивидуальный подход. Мной было проведено анкетирование с целью того, чтобы ребенок успешнее адаптировался к новым создавшимся условиям. С родителями налажен тесный контакт.

    В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. Подготовлена стендовая информация для родителей «Ваш ребенок идет в сад», «Кризис трех лет», «Что делать родителям, чтобы пережить кризис трех лет?». Проведены родительские собрания на тему «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

    Адаптация детей к условиям детского сада Адаптационный период делится на 3 этапа 1. Подготовительный. Начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. 2. Основной. Главная.

    Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Как замечательно, что Вам доверили малышей раннего дошкольного возраста. До прихода в дошкольное образовательное учреждение малыш находился.

    Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021.

    Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Организационный момент (Создание положительного.

    Подвижные игры с элементами логоритмики как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада Автор: Безгодова Любовь Николаевна воспитатель МАДОУ д/с №89, г. Тюмень высшая категория Дошкольный возраст является важнейшим периодом,.

    Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад» Актуальность проекта Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований.

    Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Форма проведения: семинар – практикум. Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: • познакомить родителей.

    Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие детей и взаимодействие детского сада с семьей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

    Сценарий праздника «Мама-солнышко мое» для детей первой младшей группы. СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА К 8 МАРТА В 1 мл. гр. Вед: Пригласили в гости к нам мы дорогих, любимых мам! Обещаем, обещаем, здесь не скучно будет вам.

    Совместное мероприятие первой младшей группы детского сада со старшей группой «Читаем сказки К. И. Чуковского» В нашем детском саду ведется работа по преемственности поколений между первой младшей группой и старшей (идет интересное общение между.

    источник

    В нашей группе набор детей начался 14.06.2016 г. С первого же дня родителям были предложены анкета-знакомство, социальная анкета, медицинская анкета.

    Прием детей проходил постепенно. В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.

    К концу третьего месяца группа была сформирована и состояла из 20 человек. Большинство детей уже с интересом играли в группе, были знакомы с их местом за столом, освоились с понятиями «завтрак», «обед», «ужин» и правилами поведения во время приема пищи, с энтузиазмом принимали участие в совместных играх.

    С детьми мы проводили целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности. Кроме того все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени уделялось чтению художественной литературы: сказки, загадки. Театральная деятельность в группе также очень заинтересовала детей.

    Проведенное с первого же дня анкетирование родителей, личные беседы помогли правильно построить работу с родителями и детьми. Из анкет мы узнали как ласково называют ребенка дома родители, как засыпает, навыки самообслуживания, его любимые игрушки, в какие игры любит играть. Для родителей были подготовлены папка-передвижка «Адаптация в детском саду», консультации «Как надо вести себя родителям, когда он начал посещать впервые детский сад», «Готовим малыша в детский сад».

    Таким образом,60% детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло, с неохотой. В первые дни были недостаточно активны, иногда плакали, звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

    32% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после её ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключали внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. Постепенно дети освоили группу, включались в игру.

    5% детей с тяжелой степенью адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены. Ребята часто плакали, устраивали истерики, вели себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали игрушки или отнимали их у других детей. Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности: у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, иногда вовсе не спали, капризничали.Дети постоянно звали маму, на каждый стук двери реагировали жалобным плачем. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

    3% — адаптация ещё не завершилась.

    Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями.

    источник

    Гипотеза – социально – педагогическая работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

    Цель работы – изучить взаимодействие детско — родительских отношений, выяснить влияние родительского отношения на адаптацию ребенка группы раннего возраста в детском саду.

    1. Охарактеризовать феномен адаптации как социально – психологический феномен.

    2. Выявить социально – педагогические методы работы, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

    3. Осуществить практическую социально – педагогическую деятельность по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

    4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

    Исследование проводилось с 20-ю родителями воспитанников группы раннего возраста детского сада № 389 г. Новосибирска.

    Задачи экспериментальной работы:

    Использовались следующие методы исследования:

    Встреча с родителями проходила непосредственно во время посещения детей детского сада.

    Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Адаптация ребенка в детском саду» (Приложение Б).

    По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние адоптации детей данной группы при посещении дошкольного образовательного учреждения, что отражено в таблицах 2.1-2.7.

    Таблица 2.1. С каким настроением ребенок ходит в ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Ходит с удовольствием 50,6
    Не желает идти
    С вечера хочет идти 6,9
    Не желает идти утром 30,0
    По настроению (свой вариант ответа) 12,5
    Итого

    Как видно из таблицы 2.1, по мнению родителей, большинство детей посещает детское образовательное учреждение с удовольствием -10 человек-50,6%.

    Таблица 2.2 Что в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Не соответствие домашнего режима с режимом в детском саду 6,9
    Некаждодневное посещение 24,7
    Близкие взаимоотношения родителя и ребенка 30,0
    Ранний подъем (другой вариант ответа) 38,4
    Итого

    По опросу родителей, как видно из таблицы 2.2, в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ ранний подъем (8 чел.) 38,4%, близкие взаимоотношения родителя и ребенка (6 чел.) 30%, а так же некаждодневное посещение (5 чел.) 24,7%.

    Таблица 2.3 Кто, по вашему мнению, может помочь успешно адаптироваться вашему ребенку в ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Родитель
    Воспитатель и младший воспитатель 6,9
    Совместные усилия воспитателей и родителя 93,1
    Итого

    Как видно из таблицы 2.3, успешно адаптироваться ребенку в ДОУ могут помочь совместные усилия воспитателей и родителя.

    На этот вопрос положительно ответили 19 родителей — 93,1 %.

    Таблица 2.4 Что вы думаете о ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    образовательное учреждение, где ребенок развивается 6,9
    место, где дети под присмотром
    подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом 93,1
    другой вариант ответа
    Итого

    Как видно из таблицы 2.4, по мнению родителей, на ребенка в большей мере влияет подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом (15 чел.) 93,1%.

    Таблица 2.5 Подготавливали ли вы своего ребенка к поступлению в ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Да 45,2
    Нет 5,2
    Не акцентировали внимание на этом 49,6
    Итого

    По данным таблицы 2.5, мнение родителей явно разделились. Занимались подготовкой ребенка к детскому саду – 10 чел.(45,2%), 16 чел. Не акцентрировали на этом внимание – 49,6%.

    На вопрос: «Как повлияет на привыкание ребенка к детскому саду его отсутствие по причине болезни?» был допустим свободный вариант ответа.

    — Каждый раз как первый раз.

    — Сложно ребенку привыкнуть к режиму детского сада.

    — Отвыкает, потом не очень хочет идти в детский сад.

    — Пока болеет хочет в детский сад.

    — За период болезни отвыкает и капризничает.

    — Увеличивается желание идти в дс при условии не раннего подъема утром.

    — Отличается более агрессивное поведение в группе, отбирание игрушек, ссоры с детьми.

    — Уже привык, скучает и просится в детский сад.

    — Возвращаемся к периоду привыкания заново.

    — Ребенок отвыкает от детского сада.

    — Адаптация начинается с нуля.

    — Не возникло проблем, наоборот скучает по дс.

    Таблица 2.6 Как относитесь к тому. Если родитель привел ребенка в детский сад с признаками простуды или гриппа

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    С пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, и в детском саду есть медицинский работник 48,9
    Категорически отрицательно 35,2
    В зависимости от степени болезни, если сильно то отрицательно (свой вариант ответа) 15,9
    Итого

    По данным таблицы 2.6 мнения родителей разделились. 8 человек относится с пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, в детском саду есть медицинский работник (48,9%). 7 человек относятся категорически отрицательно (35,2%).

    На вопрос: «Как может помочь своему ребенку родитель, что бы легче и быстрее ребенок привык ходить в детский сад?» был допустим свободный вариант ответа.

    — Настраивать ребенка на детский сад.

    Читайте также:  Анализы после ангины для детей

    — Получение положительных эмоций, узнавание чего-то нового.

    — Уделять максимум внимания ребенку по возвращению из детского сада домой.

    — Настраивать ребенка на положительные эмоции.

    — Подбадривать, успокаивать, поддерживать.

    — Организовать режим как в детском саду.

    — Прогуливаться возле детского сада.

    — Находиться вместе с ребенком в группе первое время и обыгрывать день детского сада дома.

    — Общаться с ребенком на тему детского сада. Говорить что там хорошо, много детей, много игрушек и то что мама обязательно вернется за ребенком.

    — Проводить позитивные беседы в дружественной манере о детском саде, о воспитателях и детях, соблюдать режим дс дома.

    — Акцентировать внимание ребенка на положительных моментах детского сада, вкусная еда, детское окружение и т.д.

    — Поощрять первые успехи во всем, рисование, лепка и прочее.

    — Говорить ребенку, что его ждуть дети и воспитатели, без него будет скучно играть и они скучают.

    — Разговаривать с ребенком, рассказывать, как другие дети ходят в дс, сколько нового они там узнают, как там интересно и т.д.

    — Не пропускать детскй сад не по причине болезни.

    — Говорить только хорошее о детском саде. Проводить беседы, игры в дс.

    — Дать понять ребенку что угрозы безопасности без мамы у него нет, положительно настраивать на детский сад.

    Таблица 2.7 Испытываете ли вы тревогу оставляя ребенка в ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Первое время. Да 78,4
    Нет, т.к. ребенок не беспокоился и не плакал 15,2
    Да 6,4
    Итого

    Как видно из табицы 2.7 первое время, родители испытывают тревогу за ребенка-14 человек (78,4%).

    По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы — 52,6%, не готовы — 21,1%.

    Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».

    Беседа с воспитателями показала, что при поступлении ребенка в детский сад педагоги использовали формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.

    В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.

    Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее:

    — Визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы, дополнительных услуг.

    — Информация о достижениях (дипломы, грамоты как сотрудников учреждения, так и детей).

    — Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и другие).

    — График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника).

    Стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.

    Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух недель, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.

    Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

    В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы — результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения ребенка у детскому саду.

    На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.

    Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.

    Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

    Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.

    Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).

    Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.

    Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

    Таблица 2.8 Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению

    Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации
    Легкая От 5 дн. до нед. +12…+8 А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий
    Средняя От 15 дн. до 3 нед. +7…0 А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний
    Усложненная От 25 дн. до 5 нед. -1…-7 А-2 и П-4 А-3 и П-3 сложный
    Дезадаптация Более 5 нед. -8…-12 А-3 и П-4 А-4 и П-4 дезадаптация

    Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.

    1) Эмоциональное состояние ребенка.

    +3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

    +2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

    +1 Иногда задумчив, замкнут.

    Легкая плаксивость, хныканье.

    Плачет за компанию; плач приступообразный.

    Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

    2) Социальные контакты ребенка.

    +3 Много друзей, охотно играет с детьми.

    +2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

    +1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут.

    Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

    Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

    Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

    +3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

    +1 Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

    Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

    Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне.

    +3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

    +2 Нормальный аппетит, ест до насыщения. Сон спокойный.

    +1 Аппетит выборочный, но насыщенный. , но недолго.

    Отвергает некоторые блюда, капризничает.

    Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.

    Отвращение к еде, кормление мучительно.

    Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

    — охотное общение с другими детьми,

    — адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

    — нормальное эмоциональное состояние.

    Результаты анализ адаптационной карты детей представлены в таблице 2.9.

    Результаты показали, что высокий уровень адаптации выявлен у 36,8% детей, средний — у 47,4%, сложный — 10,5%, дезадаптация наблюдается у одного ребенка, что составляет 5,3%.

    Таблица 2.9 Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

    Уровень Число детей %
    Высокий (до 1 недели) 36,8
    Средний (до 3 недель) 47,4
    Сложный (до 5 недель) 10,5
    Дезадаптация (более 5 недель) 5,3

    Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.

    источник

    Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

    Статья просмотрена: 2147 раз

    Бежаева Д. Н., Зиновенко О. А. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 34-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11349/ (дата обращения: 22.10.2019).

    In article conditions of adaptation of children of early age to kindergarten are considered. The reasons of fear of children arising at visit of preschool educational institution are analysed.

    Keywords: adaptation, early age, tutor, kindergarten, family, parents

    Детский сад — это новая ступень в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакции, эмоции и вследствие этого период адаптации у каждого происходит по-разному: кто-то с большим удовольствием идет в детский сад и не испытывает каких-либо трудностей, а для кого-то это является большим испытанием и вызывает множество переживаний и слез. Трудности адаптации изучались многими отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В. Манова-Томова, Е. Шмидт-Кольмер).

    Адаптация — процесс приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке. И детский сад является именно тем местом, где ребенка ждет много нового и неизвестного. Адаптация охватывает огромное количество индивидуальных проявлений и реакций личности, характер которых зависит от личностных, физических и психических особенностей ребенка, от устоявшихся семейных взаимоотношений «папа — мама», «родители — ребенок», от возникающих и обновляющихся условий в дошкольном учреждении. Адаптация у детей раннего возраста к условиям ДОУ, ее темп проходят по-разному. Залогом легкого вхождения ребенком в условия и обстановку детского сада будет являться тесный контакт родителей и воспитателей, желание взаимно сотрудничать, умение принимать рекомендации друг друга и контактировать между собой [2].

    Воспитатель — это новый человек в жизни каждого ребенка. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь малышу освоиться в новом для него мире, беспроблемно войти в жизнь детского сада.

    В раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит несколько стадий: на первой стадии осуществляется сбор необходимой информации об особенностях и потребностях ребенка. На начальной стадии родителей знакомят с выбранным ДОУ, его структурой, а также с заведующим, педагогами и воспитанниками группы. Проводится сбор сведений о составе семьи, индивидуальных особенностях и интересах ребенка, осуществляется первичная диагностика, в первую очередь наблюдение за поведением ребенка во время пребывания в группе. На втором этапе проводится заключительное диагностирование особенностей адаптации раннего возраста и сравнительный анализ с результатами первичной диагностики [4].

    Условия адаптации детей раннего возраста должны быть согласованными со стороны родителей и воспитателей. Если воспитатель обладает необходимыми педагогическими знаниями о том, какие условия адаптации детей будут лучше, то в этом случае, родители обязательно должны прислушаться, чтобы сделать условия домашнего режима и режима детского сада максимально схожими [1].

    Трудности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ могут возникать в процессе общения, которое не вызывает особого интереса у детей. В этом случае требуется немалая работа со стороны родителей, которые должны активно разговаривать с детьми, знакомить их со сверстниками, то есть готовить детей к интенсивному общению.

    Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы:

    1. острая фаза — характеризуется нестабильным психическим состоянием. Малыши часто уменьшаются в весе, болеют разного рода заболеваниями, страдают расстройством сна и снижением речевого развития.
    2. подострая фаза — характеризуется приторможенностью темпов развития (в частности психического).
    3. фаза компенсации — увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития [3].

    Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три степени. Легкая адаптация в этом возрасте характеризуется недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии. На этой стадии дети страдают расстройством сна, у них пропадает аппетит, они отказываются играть со сверстниками.

    Адаптация средней тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. На этой стадии адаптации часто случаются болезни, которые длятся недолго и не несут за собой каких-либо последствий. Психическое состояние нестабильное, любая новизна вызывает негативные реакции.

    Тяжелая степень адаптации — эмоциональное состояние стабилизируется медленно (несколько месяцев), ребенок отличается агрессивным поведением, которое негативно сказывается на его здоровье и развитии. Данная степень адаптации обусловлена отсутствием режима в семье, неумением играть с игрушкой, неумением общаться с новыми людьми и др.

    Важную роль играет социальная адаптация детей, так как ДОУ является первым социальным институтом, где они приобретают опыт общения со сверстниками и другими людьми. Социальная адаптация зачастую проходит тяжело, так как страх является постоянным спутником в этом возрасте. Дети боятся незнакомых для них взрослых, они не понимают, почему они должны слушаться других людей, им нравится играть одним, чем с кем-либо. Как правило, другие малыши к такому ребенку подходят редко, так как видят, что он не готов на диалог. Если же случается, что ребенок находит контакт с другими малышами, то это говорит о том, что адаптационный период для него подошел к концу.

    Читайте также:  Анализы перед удалением аденоидов у детей

    Существует масса причин, вызывающих слезы и страх перед детским садом у ребенка:

    – тревога, которая обусловлена сменой обстановки (из привычной домашней атмосферы, где мама всегда рядом, малыш попадает в совершенно незнакомое пространство, окруженный массой чужих людей) и режима (ребенку сложно принять и соблюдать нормы и правила жизни группы);

    – негативное первое впечатление у ребенка от посещения детского сада — эта причина является одной из ключевых, так как именно первое впечатление зачастую имеет решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в ДОУ;

    – психологическая неготовность ребенка к детскому саду — эта проблема является одной из ключевых при поступлении ребенка в детский сад и может быть связана с особенностями индивидуального развития. Эта проблема возникает при нехватке эмоционального общения ребенка с мамой;

    – отсутствие элементарных навыков самообслуживания значительно затрудняет нахождение ребенка в детском саду;

    – избыток впечатлений — в ДОУ ребенок испытывает много негативных и позитивных переживаний, в результате чего он может переутомиться и как следствие этого — нервничать, капризничать [7].

    Воспитатель занимает важное место в жизни ребенка, так как именно он является проводником в новый для ребенка мир. И для того, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, воспитателю нужно помнить несколько правил.

    1. При знакомстве с ребенком, его родителями воспитатель должен выяснить:

    – какие привычки сложились у ребенка дома в процессе еды, засыпания и т. д.;

    – как называют ребенка дома;

    – какие особенности поведения радуют и настораживают родителей

    1. Воспитатель дожжен непременно ознакомить родителей с ДОУ, показать группу, ознакомить с режимом дня в детском саду и обратить внимание на то, насколько домашний режим ребенка отличается от режима в детском саду.
    2. Дать практические педагогические рекомендации родителям, оказать им психологическую, методическую помощь и поддержку по адаптации ребенка к условиям ДОУ.
    3. Необходимо всегда показывать исключительно приветливость и дружелюбие при приходе ребенка в группу.
    4. Необходимо обеспечить стабильность педагогического состава на весь период пребывания детей в ДОУ.
    5. Воспитатель должен помнить, что для ребенка главное в период адаптации получать максимальное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками, которые его окружают [5].

    Важно помнить, что успешная адаптация ребенка в детском саду зависит как от воспитателя, так и от родителей.

    На сегодняшний день проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада наиболее актуальна, так как полностью изменяются условия жизни для ребенка, организму маленького ребенка приходится приспосабливаться к новой температуре, влажности, микроклимату, постоянно присутствующим бактериям в группе. Первичная диагностика ребенка, а также комплекс медико — психолого — педагогических мероприятий способствуют успешному привыканию к условиям детского сада для ребенка.

    1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.
    2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 6 — с.46 –51.
    3. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2006. — 236 с.
    4. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е. А. Посевиной Г. Д. — Ростов — на — Дону, Феникс, 2004. — 275 с.
    5. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
    6. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. — М.: Просвещение, 2006. — 214 с.
    7. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С.14–16.

    детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка.

    детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний.

    детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель.

    детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние. Организация успешной адаптации детей к дошкольному.

    детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация.

    Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям. детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

    Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям.

    детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

    детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

    Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

    Ключевые слова: детский сад, адаптация, адаптационный период, дезадаптация, мотивация, социальный опыт, ранний возраст, педагоги, родители, психическое здоровье, стресс, график, режим, консультация, взаимодействие.

    детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация.

    . адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

    детский сад, ребенок, воспитатель, родитель, семья, ранний возраст, детское учреждение, адаптационный период, дошкольное учреждение.

    Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации: — предупреждение возникновения проблем развития ребенка

    источник

    Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контроля)

    И.о. заведующего МБДОУ №1 «Русалочка»

    _____________ Калашник Н.С.

    План проведения тематического контроля

    Тема «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

    Цель : определить эффективность создания оптимальных условий для успешной адаптации детей при поступлении в детский сад

    1. Изучить условия, созданные в группе для организации воспитательно-образовательной работы с детьми в адаптационный период
    2. Провести оценку и анализ воспитательно-образовательной работы в адаптационный период в соответствии с требованиями образовательной программы
    3. Скоординировать работу воспитателей и специалистов ДОУ по данному направлению

    Вопросы, подлежащие проверке:

    1. Организация развивающей предметной среды в группе, способствующей облегчению адаптационного периода детей раннего возраста.
    2. Организация работы с детьми в адаптационный период./ свободное посещение с ребенком группы, прогулок, режимных моментов с целью освоения новой среды, общества, привыкания к незнакомым людям/.
    3. Создание в группах индивидуального гибкого режима в период адаптации
    4. Проверка календарных планов воспитателей:

    — планирование профилактических мероприятий с детьми в адаптационный период

    — периодичность, системность, соответствие задач возрасту детей.

    — планирование работы с родителями по данной тематике

    /индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, выпуск стенгазет./

    1. Методические материалы по адаптационной работе с детьми.

    -памятки, консультации, методические рекомендации.

    -консультации, памятки для родителей по данной тематике

    -оформление наглядной информации в «Уголке для родителей»

    -выставка специальной литературы «В помощь родителям».

    Основные формы и методы контроля:

    1. Наблюдения за организацией воспитательно – образовательного процесса /посещение занятий, режимных моментов./
    2. Проверка документации. Анализ календарных планов воспитателей.
    3. Проверка имеющихся пособий и методических материалов по адаптационной работе.
    1. Беседа с детьми, педагогами, родителями, старшей медсестрой.

    Дата проведения : с 13.10.2015г. по 15.10.2015г.

    • Карта анализа календарных планов воспитателей.
    • Адаптационные листы на каждого ребенка.
    • Анализ деятельности воспитателя с детьми раннего возраста.
    • Карта анализа развивающей предметной среды в группе.
    • Карта анализа взаимодействия с родителями по проблеме адаптации детей к условиям ДОУ.
    • Анкеты для родителей.
    1. Оценка течения адаптации.
    • Анализ адаптационных карт
    • Анализ табеля посещаемости
    • Анализ наблюдения за детьми

    старший воспитатель Калашник Н.С., педагог-психолог Ливадняя И.В., медицинская сестра Донцова Е.С.

    воспитатели адаптационных групп

    1. Оценка профессиональных умений воспитателя
    • Анализ утреннего приема
    • Анализ календарных планов воспитателей

    старший воспитатель Калашник Н.С., медицинская сестра Донцова Е.С.

    воспитатели адаптационных групп

    1. Создание условий
    • Анализ предметно-развивающей среды

    старший воспитатель Калашник Н.С., воспитатели адаптационных групп

    1. Работа с родителями воспитанников по данной проблеме
    • Анализ наглядной информации
    • Протоколы родительских собраний
    • Анкетирование

    старший воспитатель Калашник Н.С., воспитатели адаптационных групп

    источник

    Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2016-2017 учебный год

    На 1 Ноября 2016 года в ясельную группу поступило 23 ребенка, в первой младшей группе тоже 23 ребенка. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день.

    С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.

    Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:

    эмоциональное состояние (настроение)

    аппетит во время завтрака, обеда, полдника

    характер сна и длительность засыпания

    проявления активности в игре, на занятиях, в речи

    взаимоотношения со взрослыми

    На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность .

    Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительское собрание «Адаптация». Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по лбым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации.

    Этапы деятельности в адаптационный период :

    Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.

    Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.

    Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.

    Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.

    Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.

    Планирование работы с детьми.

    -Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.

    -Проведение родительских собраний на актуальные темы, размещение актуальной информации в приемной, организация индивидуальных консультаций по запросу родителей.

    -Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.

    -Удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии.

    -Систематический учет воспитателями возрастной специфики.

    -Выделение в группе зон: игровая с учетом гендерного подхода, уголок природы, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок.

    В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы о процессе адаптации детей к ДОУ: По ясельной группе :

    Лёгкая адаптация – 13 детей -57%

    Средняя адаптация – 9 детей— 40%

    Низкий уровень – 1ребенок— 3%

    Лёгкая адаптация – 20 детей -87%

    Средняя адаптация – 3 детей— 13%

    Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.

    Для 1 ребенка (3%) острая фаза адаптации ещё не завершилась, Основные причины протекания адаптации в тяжёлой форме у этих детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации), сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребёнка.

    С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.

    Таким образом , благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно.

    источник