Меню Рубрики

4 анализ игровых умений детей

Проанализировав психолого–педагогическую литературу по проблеме формирования игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста мы решили изучить уровень сформированности игровых навыков у детей старшей группы ДОУ пос. Первомайский, Оренбургской области.

Экспериментальная работа проводилась с октября по май 2015 года. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей старшей группы в возрасте 6-7 лет. Из них 6 девочек и 4 мальчика.

Для диагностики эксперимента нами была использованы критерии разработанные Н.Ф. Губановой.

Констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:

1. умение действовать по правилу одновременно с другими участниками

2. умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре, иметь установку на выигрыш

3. умение придумывать новые правила игры, договариваться об общих правилах

Для проведения данной диагностики нами был разработан ряд критериев полные и эмоциональные действия на которые отмечались знаком «+», а краткие, сдержанные действия или отсутствие таковых отмечались знаком «-». Преобладание знаков «+» определило высокий уровень, «-» низкий уровень.

Для удобства обработки данных мы выделили следующие критерии:

Приведем расшифровку каждого уровня:

Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; самостоятельно подбирает игровой материал, быстро включается в игру, соблюдает правила, нацелен на выигрыш, предлагает варианты усложнения игры.

Средний уровень. Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал. Испытывает трудности с соблюдением правил, невнимателен.

Низкий уровень. Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется самостоятельно подобрать игровой материал.

Отобранные диагностические задания дают возможность определить критерии сформированности игровых навыков.

Цель игры: закреплять быструю передачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, — по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется.

! Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.

Цель игры: развивать быстроту реакций.

Дети выстраиваются в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6 – 8 м, в середине зала стоит ведущий – «волшебник». Дети, к которым он находится лицом, не двигаются, другие выполняют разные движения. Водящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шеренге. Игра проводится 2 – 3 мин.

Цель игры: воспитывать внимание и организованность.

Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. 1 удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на месте. Отмечаются самые внимательные игроки.

! Сигналы подаются в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне.

Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.

Игроки- «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.

Из таблицы видно, что у детей, участвующих в эксперименте игровые навыки развиты на достаточно высоком уровне. Дети успешно взаимодействовали друг с другом, старались соблюдать правила, некоторые затруднения вызывали предложения воспитателя усложнить игру или частично изменить правила.

И все же анализ результатов констатирующего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста (60 % — 6 человек). Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию игровых умений и навыков.

Анализ литературы убеждает, что данные навыки необходимо формировать в процессе целенаправленной деятельности, используя различные методы и приемы. Поэтому следующим этапом работы является формирующий эксперимент.

Подвижные игры малой интенсивности

Цель игры: воспитывать сообрази-тельность и быстроту мышления.

Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 ша-гов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить лю-бое имя (женское или мужское в за-висимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с задани- ем.

! Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, напри-мер, зверей, рыб, птиц и т. д.

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки принимают и. п. – лёжа на спине, руки за головой. Педагог про-износит короткие предложения, а де-ти отвечают, как эхо протягивая последнее слово. Например, педагог говорит «Кто там? », а дети отвечают «Та-а-ам».

! В игру можно включить дыхатель- ные упражнения или звуковую гимнастику.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 500 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Ознакомьтесь с характеристикой игровых умений детей данной возрастной группы[1]. На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за сюжетно-ролевыми, режиссерскими или театрализованными играми 2 – 3 детей.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников организуйте ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников. Тема игры задается человеком, который и осуществляет диагностическое наблюдение.

Наблюдатель не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр («Больница», «Строители» и т. д.) нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Результаты наблюдений внесите в протокол, затем проанализируйте по предложенным ниже показателям и определите уровень сформированности у детей игровых умений в ролевых играх. В протоколе необходимо отразить все выполняемые детьми действия и высказывания.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Виды игр: _________________________________________________________

№ п/п Имя ребенка 1 2 3 4 Средний уровень
1 Вика А. + + + + В
2 Лера О. + + С
3 Юля Б. + + + + В
4 Денис Р. + + + + В
5 Ирина К. + + С
6 Орина М. + + + + В
7 Ярослав Б. + + С
8 Маша П. + + + В
9 Никита Б. + + С
10 Лиза Т. + + + + В
Имя ребенка Распреде-ление ролей Основное содер-жание игры Ролевое поведение Игровые действия Использование атрибутики и предметов-заместителей Исполь-зование ролевой речи Выполнение правил

Соотнесите полученные данные с моделью уровней сформированности умений в ролевых играх и сделайте вывод об уровне сформированности игровых умений у обследуемых детей.

1 уровень— отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень— распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень— самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более чело­век). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень— самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное надругого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень— действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зави­симости от сюжета.

Использование атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предме­тов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «боль­ной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

По результатам анализа составьте описание сформированности игровых умений и навыков, отметьте положительные стороны, недостатки. Определите направления коррекции и улучшения положения, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9270 — | 7277 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Карина Каляганова
Развитие игровых навыков дошкольников в средней группе

Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности и т. д. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли наблюдателя.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Для развития игровой деятельности необходимо:

Создавать в течение дня условия для свободной игры детей (Выделять время для игр; обновлять игровую среду в соответствии с текущими интересами).

Определять игровые ситуации, в которых детям нужна помощь;

Отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо с целью формирования у них необходимых игровых умений;

Руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).

Необходимо также устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.

В средней группе важно продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить коллективным играм, учить детей договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Важно создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (в том числе и игре, о разнообразных профессиях и видах деятельности взрослых, которые они будут отражать в своих играх.

В средней группе необходимо продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.

Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).

Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.

В ноябре были запланированы и проведены следующие с/р игры:

«У зубного врача»; «Моряки»; «Прачечная»; игры в семью.

Целью предварительной работы было — расширение представлений об окружающем мире, обогащение игрового опыта детей, пополнение предметно-игровой среды. Для этого проводились беседы по след. темам: «Моя семья», «Профессии моей семьи», «Чем занимаются моряки», «Что делать, чтобы зубы не болели», «Для чего нужна прачечная». А так же совместное рассматривание иллюстраций и альбомов: «Моя семья»; «Корабль»; «В порту». Для закрепления полученных знаний использовались различные дидактические игры: «Что нужно моряку», «Профессии», «Что нужно зубному врачу».

Для организации самих игр применяли следующие игровые ситуации: «Полечи Мишке зуб»; «Бабушка приезжает в гости»; «Мама заболела»; «Экскурсия по реке».

В результате, дети познакомились с новыми профессиями и закрепили свои знания, а также игровые навыки в с/р игре.

Проводятся на занятиях по физической культуре и на прогулках.

В среднем дошкольном возрасте необходимо продолжать развивать двигательную активность; ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.

Воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.

Приучать к самостоятельному выполнению правил.

В ноябре запланированы и проведены игры на закрепление: «Цветные автомобили», «Трамвай», «Лошадки», «Ловишки», «Кролики», «Кот и мыши», «Самолеты», «Зайцы и волк», «Найди свой домик»; на обучение: «Салки», «Лиса и куры», «Поезд», «Грузовики», «Самолетики и тучи», «Птичка и кошка», «Совушка», «Охотники и зайцы».

Используются при проведении занятий по театрализованной деятельности.

В средней группе необходимо учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.

Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры.

Могут использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности детей для закрепления усвоенных ранее знаний или получения новых.

Детей 4-5летнего возраста необходимо учить играть в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»).

Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»).

Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Для определения уровня развития игровой деятельности детей 4-5лет использовались:

— систематические наблюдения за играми детей;

При высоком уровне развития игровой деятельности ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.

При среднем уровне ребенок проявляет эмоциональные действия. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

При низком уровне ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

Вывод: Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.

Именно сюжетно-ролевые игры, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению.

Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии» Конспект непосредственно образовательной ситуации «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии» в рамках хореографического.

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС — это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер — класс: «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Проблемой развития.

Развитие игровых навыков старших дошкольников посредством народных игр Белгородской области Развитие игровых навыков старших дошкольников посредством народных игр Белгородской области Красненко Лариса Анатольевна, воспитатель,.

НОД в старшей группе на тему: «Использование игровых методов и приёмов в развитии певческих умений и навыков» Цель: показать использование игровых методов и приёмов в развитии певческих умений и навыков детей старшего дошкольного возраста. Задачи.

Опыт работы «Социально-эмоциональное развитие дошкольников посредством современных игровых технологий» 1. Актуальность. С введением ФГОС ДО в нашем детском саду приоритетным является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Развитие игровых умений у детей младшей и средней группы. Младшая группа — ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в её развитии, в связи с переходом сюжетно.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством речевых игр СЛАЙД №1 Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные.

источник

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

Как показали исследования ведущих педагогов и психологов, дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности. В то же время исследования показывают, что ролевая игра постепенно уходит из жизни детей, ее развитие не достигает должного уровня. Одной из причин подобной тенденции является тот факт, что раньше дошкольник обучался игре во дворе в разновозрастной компании, где старшие дети демонстрировали более сложные игровые навыки, тем самым спонтанно обучая младших. В настоящее же время в семье ребенок чаще растет один, во дворе гуляет под присмотром взрослого, таким образом он лишен возможности спонтанно перенимать опыт «старшего поколения» детей. Поэтому основная нагрузка по обучению дошкольников игре в этой ситуации ложится именно на воспитателей.

Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уровень ее сформированности у своих воспитанников.

Для определения последнего — уровня сформированности игровых навыков у дошкольников — и была разработана автором Калининой Р.Р. схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4-5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

использование атрибутики и предметов-заместителей,

использование ролевой речи,

Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

  • 1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
  • 2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
  • 3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
  • 4 уровень — старше 5,5 лет,

Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

  • 1) Распределение ролей
  • 1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).
  • 2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.
  • 3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
  • 4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.
  • 2) Основное содержание игры
  • 1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
  • 2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.
  • 3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
  • 4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
  • 3) Ролевое поведение
  • 1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
  • 2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
  • 3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
  • 4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.
  • 4) Игровые действия
  • 1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).
  • 2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
  • 3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
  • 4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
  • 5) Использование атрибутики и предметов-заместителей
  • 1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
  • 2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).
  • 3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
  • 4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).
  • 6) Использование ролевой речи
  • 1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
  • 2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.
  • 3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
  • 4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
  • 7) Выполнение правил
  • 1 уровень — отсутствие правил.
  • 2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
  • 3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
  • 4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

Уровень сформированности игровых навыков

Группа_________________ Дата наблюдения________

источник

Марина Крючкова
Самообразование. Сюжетно-отобразительная игра в группе раннего возраста

цель: организация практического опыта осуществления игровых действий, а так же обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.

задачи: — освоение и назначение свойства предметов;

— организация практического опыта осуществления игровых

— обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.

предполагаемый результат: способствовать развития творческого

воображения, образованию игровых умений.

1. Особенности развития сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста.

2. Диагностика игровых умений детей.

3. Анализ предметно-игровых умений детей.

5. Список используемой литературы.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребенка. Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности.

Известно, что в играх дети отображают разные стороны окружающей действительности. В сюжетно-отобразительной игре малыши осваивают назначения и свойства предметов. Задачей педагога является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Так же помогать детям переносить знания

об окружающем в игру, формировать у детей предметные способы решения игровых задач: игровые действия с игрушками, предметами-заместителями, с воображаемыми предметами.

Для реализации поставленных задач используем методику комплексного руководства игрой. Она впервые была предложена Е. В. Зворыгиной, которая разработала специфику ее использования на этапе сюжетно-отобразительной игры малышей.

1. Особенности развития сюжетно — отобразительной игры

Наблюдая окружающий мир и деятельность окружающих его людей, ребенок, хочет стать ее участником, как взрослый, но в полной мере еще не может этого сделать. А вот в игре он может все. Игра для ребенка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств. Для взрослого же игра ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил ребенок на очередном этапе своего развития. А развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет. И чем младше ребенок, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.

Игра детей раннего возраста начинается со знакомства с предметом на уровне манипулирования. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко, разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т. д. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.

При правильной поддержки взрослых дети уже в первой половине второго года жизни начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных понимаю ребенка сюжетов из жизни. Таким образом, формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту, на занятиях).

Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игры, наличии конфликтов по поводу игрушек.

Для детей второго года жизни характерны действия, направленные на выполнения специфических действий с предметами и достижения определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

На третьем году жизни ребенок уже берет на себя роль в игре, но не заявляет о ней. Все это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу, а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие действий.

Какие богатые впечатления дети получают в окружающей жизни, их они и отображают в играх. Малыши живут в разных условиях, поэтому и содержание игр у них должно быть разным. В сюжетно-отобразительной игре малыши осваивают назначение и свойства предметов: из тарелки кормят куклу, машину катают или в ней перевозят грузы и т. п. Доказано, что в сюжетно-отобразительной игре у детей формируется предметные способы решения игровых задач.

Таким образом, на этапе сюжетно — отобразительной игры ведущим направление работы становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а так же обеспечение общения ребенка и взрослого в игре. Все это способствует развитию творческого воображения, образованию игровых умений, а, следовательно, создает возможность для перехода к сюжетно ролевой игре.

2. Диагностика игровых умений детей

Игра занимает существенное место в жизни ребенка, оказывая значительное влияние на его развитие. Для полноценного развития ребенка, нам необходимо выявить уровень его игровых способностей. Уровень развития игровой деятельности выявлялся в процессе наблюдения за свободной игровой деятельностью детей. Наблюдения проводилось за 5 детьми, с разными игровыми навыками в возрасте от 2,3 лет до 2,5 лет. Данные о наблюдении за игровой деятельностью детей заносились в таблицу.

Ксения, Дима, Тимофей – пытаются отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Вика – играет в сюжеты на бытовые темы, может повторять действия одного типа многократно.

Максим — достаточно сдержан в эмоциях с трудом взаимодействует с окружающими.

Все дети затрудняются в использовании предметов заместителей, не всегда могут самостоятельно подобрать игровой материал.

Из таблицы видно, что у детей игровые навыки развиты на достаточно низком уровне. Остальные дети в группе отличаются малой активностью, минутным интересом к игрушке, неустойчивостью внимания к игре, не развитой речью.

Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию игровых умений и навыков. Основными задачами на данном этапе является:

• формировать умения детей взаимодействовать друг с другом через предмет;

• овладение детьми условными предметными действиями.

В течение года проводилась целенаправленная работа по реализации поставленных задач. Результаты заносились в таблицу.

Из таблицы видно, что игровые навыки у детей улучшились. Дети осознанно играют в игры на бытовые темы, стали пользоваться предметами заместителями. Внимание и интерес к игровым действиям возросли, улучшилась речь детей.

3. Анализ предметно-игровой среды

Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по своему содержанию, необходимо иметь сюжетные игрушки, различные атрибуты, которые помогали бы ребенку отразить свои впечатления.

Для развития самостоятельной игры в нашей группе раннего возраста, имеется набор сюжетных игрушек. Это куклы – младенцы, коляски, машины большие и маленькие. Так же в группе есть переносные модули: «Парикмахерская» с набором аксессуаров; «Магазин» с наборами овощей и фруктов, отдельные виды продуктов; модуль для купания кукол; стиральная машина с доской для глажения, утюжки; «Доктор» с набором инструментом, белые халаты и шапочки. Наборы посуды (чайная, кастрюли, детский стол, набор кухонной мебели. Конструктивный материал для построек дорожек, башенок и т. д. Чтобы дети творчески проявляли себя в сюжетной игре, в группе оснащен уголок ряжений.

К сожалению, в нашей группе раннего возраста нет кукол со сгибающимися руками и ногами, с нарисованными глазами. Хотелось бы также иметь маленьких кукол и набор кукольной мебели, тематических кукол (доктора, повара, мальчик, девочка). Нет у нас кухонной мебели, кроваток, ширм. Но мы выходим из этого положения, используем другие предметы. Например: укладываем кукол спать на диванчике, постепенно вводим предметы – заместители.

В группе почти все игрушки реалистичны, а хочется, чтобы у детей развивалось воображение, фантазия, чтобы способности детей воплощались в их игровых действиях.

Смотри, какая у тебя прическа

5. Список используемой литературы

Дошкольник в мире игры изд. «Речь» Санкт-Петербург 2010г.

Первые сюжетные игры малышей изд. «М. Просвещение» 1988г.

3. Г. Н. Година, Э. Г. Пилюгина

Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста

Памятка для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Сюжетно-ролевая игра Развитие символической функции мышления, формирование плана действий, построение воображаемой ситуации; Активный способ.

Презентация: «Предметная деятельность и игра детей 2–3 лет» Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий в раннем возрасте.

источник

Игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие и становление детской личности. Именно в игре ребенок показывает свои наивысшие достижения в плане волевого развития, интеллектуальных, по законам коллектива.

В игровой деятельности наилучшим образом формируются качества, нужные для успешного обучения ребенка в школе и обеспечивающие условия, необходимые для его вхождения в классный коллектив: доброжелательность, отзывчивость, общительность, активность, организованность.

В ряде исследований имеются довольно определенные указания на то, что основной путь воспитания в игре состоит в обогащении содержания детских игр. При этом определяющим является эстетическое содержание творческой игры, тот образец поведения, которому ребенок подражает при выполнении той или иной роли. Усвоенные через сюжет игры нравственные нормы переносятся в реальные повседневные взаимоотношения.

Однако, как показывает практический опыт воспитания, дети, увлекаясь функциональной стороной роли, затрудняются самостоятельно выделять и отражать в ней нравственный смысл человеческой деятельности. Анализ сюжетов игр детей шестилетнего возраста показал, что в них воспроизводится в основном предметная сторона деятельности взрослых (мама готовит обед, стирает, убирает; папа шьет дома и на работе, потому что он работает портным, водит машину). В тех случаях, когда предметом специального обсуждения с детьми становятся отношения взрослых на работе и в семье, они переносятся и в игру (мама словами и действиями проявляет внимание к детям; милиционер бережно переводит старушку через улицу). Подтверждение этого положения было получено в экспериментальной работе с детьми седьмого года жизни, целью которой было изучение влияния игровых умений на нравственное развитие детей.

При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой развитие игровых умений оказывает решающее влияние на усвоение детьми нравственных норм.

Критерии определения и оценки игровых умений у детей разрабатывались, исходя из особенностей сюжетно-ролевой игры (построение вариантов сюжетов игр; выявление ролей, их распределение и интерпретация; проявление игровых и реальных отношений; создание перспективы игры).

Игровые приемы определяются нами как творческие задания, состоящие из игровых действий, разработанных педагогом с учетом знаний и интересов детей и способствующих включению их в самостоятельную деятельность.

Исследование проводилось в двух подготовительных группах детского сада (изучалось 50 детей) и в двух подготовительных классах школы.

Целенаправленные длительные наблюдения за участием детей в играх позволили получить данные о тематике игр, установить относительно постоянные по своему составу игровые объединения, а также выявить действия и отношения детей в них. На основе полученных данных определялась степень активности каждого участника в играх.

Эксперимент «Давайте поиграем» помог выяснить, владеют ли дети организаторскими умениями, умеют ли действовать по определенным игровым правилам.

Уровень восприятия ребенком окружающего мира, знание профессиональных и личных отношений людей, которые дети отражают в своих играх, определяли путем применения серии сюжетных картинок по определенной теме, например «Моряки», «Строители».

Мы установили, что активность детей в игре во многом зависит от уровня их игровых умений.

Замечено также, что в обществе одних сверстников ребенок активно обсуждает замысел игры, вносит предложения по поводу развития игрового сюжета. Но этот же ребенок в игре с другими детьми оказывается пассивным, молчаливым. Анализируя это явление, мы убедились, что активность участия ребенка в игре зависит от положения, которое он занимает в игровой группе. Положение же, а следовательно и активность детей, изменяются вслед за повышением уровня его игровых умений и изменением состава играющих детей, сенсорных возможностей. Играя, дети учатся общаться, сотрудничать, жить.

Всех обследованных детей можно разделить на три группы.

К первой группе (28 % в подготовительных группах и 19 % в подготовительных классах) были отнесены дети, игра которых отличается разнообразием сюжетов, элементами планирования игровой деятельности. Ребята, отнесенные к этой группе, владеют навыками сотрудничества со сверстниками, самостоятельно высказывают свое мнение по ходу игры и прислушиваются к мнению партнеров по игре; занимают ведущее положение в игровой группе.

Замечено, что эти дети активно участвуют в обсуждении общегрупповых дел. У них достаточно хорошо развиты нравственные качества: честность, доброжелательность, внимание к товарищу, взаимопомощь.

Во вторую группу (соответственно 34 % и 40 %) были отнесены дети, у которых игра ситуативная, неустойчивая, зависящая от состава ее участников. У них отмечалась, по сравнению с детьми первой группы, некоторая узость игровых умений. Дети, отнесенные к этой группе, в ходе игры меняли сюжеты по нескольку раз, быстро заканчивая игру. Однако под влиянием инициативных детей они проявляли выдумку, творчество. На вопрос экспериментатора «Как бы ты играл, выполняя роль командира самолета, машиниста поезда, полярника?» давались интересные ответы.

К третьей группе (38 % и 41 %) мы отнесли детей, которые не стремятся к участию в играх, а, выполняя роль, чаще копируют действия и отношения других игроков. Если воспитатель и вовлекает этих детей в игры, они длительно играть не могут: покидают игру сами или их отстраняют участники игры. На вопрос экспериментатора «Как ты будешь выполнять роль?» не отвечают или говорят: «Я не знаю, как надо играть».

В соответствии с полученными данными были намечены пути педагогического влияния на игру. Характер этого влияния изменялся в зависимости от уровня развития игровых умений воспитанников.

По отношению к детям всех трех групп ставилась задача развития и обогащения индивидуальной игры каждого ребенка. По отношению к детям второй и третьей групп применялись приемы вовлечения их в игровые объединения, основное внимание при этом обращалось на умение организовать игру, творческое применение в ней полученных знаний и нравственного опыта.

Первоначально дети должны были научиться выделять из увиденного и услышанного то, что можно отразить в игре: какие события включить, какова их последовательность; какие игрушки и атрибуты при этом использовать. Одновременно требовалось обратить внимание ребят на то, что можно играть по-разному, не повторяя знакомые сюжеты, а преобразуя их, вводя новые роли. Достичь этого можно, используя, во-первых, модели подготовленных взрослыми игр-лото, каждая из которых представляет собой набор карточек (три-четыре больших и к ним маленькие) с изображением людей разных профессий, роли которых дети отражают в своих играх, и их орудий труда, которые используются в виде игровых атрибутов.

Дети слушают составленный воспитателем рассказ, сказку, художественное произведение по теме игры и подбирают карточки по его содержанию. После этого задаются ребенку вопросы: кто изображен на картинках? Какую работу выполняет здесь машинист поезда (сцепщик, проводник)? Что нужно ему для работы? (подбираются карточки). С кем он вместе работает? (найти нужные карточки). Кого из героев рассказа ты хотел бы изображать в игре?

Такая предварительная работа позволяет сконцентрировать внимание детей вокруг единого сюжета и содержания игры, показав взаимодействие ролей в ней.

Постепенно накапливаются карточки по ряду игр, с помощью которых можно выполнять следующие творческие задания: 1) составить из карточек модель-карту (схему, план) по готовой сюжетной ситуации, например, «мы принимаем гостей»; 2) придумать сюжетную ситуацию по нескольким карточкам, когда ребенок сам берет их и когда карточки предлагает педагог. В этом случае – создаются условия для возникновения и развития сюжетов игр. Важно, что при этом формируется общий способ построения плана-сюжета, который дети затем переносят в самостоятельную игру. Этот план носит условный характер и, естественно, претерпевает изменения в процессе игры: включаются новые ситуации, появляются дополнительные роли.

С этой целью используются игры типа «Придумаем похожую сказку» или игровые задания, которые предлагаются группе детей: «Давайте придумаем, что могло произойти далее с бременскими музыкантами (с Машенькой, Буратино)». Здесь ребенок замечает, что его собственный сюжет а” рассказа отличен от других, составленных сверстниками.

Когда у ребят накапливались знания по теме игры, мы приступали к разбору игровых и проблемных ситуации: ребенок учился принимать задачу («Я — капитан»), анализировать действия (принимал команду кораблем, проверял его готовность к отплытию, давал указания членам экипажа). При этом ребятам давалась возможность обосновать свои действия: «Докажите, почему вы так считаете?», «У кого правильнее?»

При разборе игровой ситуации, чтобы она была понятнее детям, вносили в ее содержание имена играющих детей: «Представь, Коля, что ты капитан ледокола. Что ты будешь предпринимать для спасения челюскинцев?» Поскольку в содержание и развитие игровой ситуации дети вкладывают свой «личностный смысл» (А. Н. Леонтьев), к разбору привлекали всех детей. Пусть ребенок при этом ошибается, ищет, находит, стоит перед необходимостью выбора: как, сделать, поступить, что взять? Только в такой деятельности рождается ценнейшее богатство человека — его опыт. И оттого, как быстро и правильно ребенок принимает решение, будет зависеть и оценка его сверстниками, и самооценка, и успех деятельности.

Что касается умения детей вести игру по условному плану, то здесь достаточно четко обозначились такие педагогические средства, как предварительное составление детьми плана-сюжета игры, который является тем «стержнем, на который нанизывается личный опыт ребенка». Через игру, через специальный подбор ролей, игровых действий осуществляется влияние на систему отношений, существующих между детьми в их игровой и реальной жизни.

Поддерживать активность детей в игре помогли применяемые педагогом различные типы как прямых, так и предвосхищающих оценок: согласие («Да, ты правильно выполняла требования «учителя»), одобрение («Какая хорошая, ласковая была Оля-мама»), поддержка («Смелее, капитан», «В следующий раз эта роль получится лучше»). При этом оценивались как конкретные умения и навыки, проявляемые в игре, так и личность ребенка в целом. Отрицательные оценки — порицание, замечание — давались ребенку только в дружелюбном тоне.

Реализация изложенного подхода в ряде конкретных приемов влияния на детей, проверенных экспериментально, обеспечивала инициативу и самостоятельность участников игры. Влиять на игру нам удавалось и путем советов, предложений, напоминаний, которые помогали ребенку в исполнении взятой на себя роли. Более эффективным оказался прием непосредственного участия педагога в играх шестилетних детей, что не только способствует обогащению содержания игр игровыми действиями и событиями, но и помогает раскрытию нравственной ценности той или иной роли.

Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы:

1) Успешное усвоение игровых умений возможно в совместной игровой деятельности при непосредственном участии педагога. В свою очередь, желание и умение играть активизирует нравственные проявления детей и позволяет сделать процесс усвоения норм личностно значимым. Такие возможности создают ситуации предоставления детям творческих заданий разной степени сложности, педагогическая оценка и формирующиеся на их основе начала коллективного мнения детей;

2) Учитывая специфику сюжетно-ролевой игры как самостоятельной деятельности детей, в которой происходит отображение игровых образов и с позиции стихийного опыта, необходимо проводить предварительную работу по выделению и развитию сюжетов игр, определяя в них нравственное содержание.

источник

Справка по итогам изучения сформированности игровых навыков у дошкольников.

Выявление уровня сформированности игровых навыков проводилось на базе МКДОУ «Детский сад № 4 «Светлячок». Диагностику проводила педагог-психолог

Цель: определить уровень сформированности игровых навыков у старших дошкольников.

Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была использовалась методика, разработанная В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией . Предлагаемая методика позволила осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организована ролевая игра в группе из 4-5 дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась взрослым, который осуществлял диагностическое наблюдение, не вмешиваясь в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Была выбрана тема игры «День рождения».

Детям было предложено: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в День рождения. Кто из вас скажет, что это такое и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости оказывалась минимальная помощь в организации игрового процесса.

Также проводились наблюдения и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществлялся по 7 критериям:

2. Основное содержание игры;

5. Использование атрибутики и предметов-заместителей;

6. Использование ролевой речи;

Каждый критерий оценивался по 4 уровням.

Несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел наряд именинника).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль именинника? Кто хочет быть мамой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к взрослому.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью.

4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, угощение).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, угощение, организация развлечения), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5) Использование атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, игрушки-подарки и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6) Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «мама» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения отображены в таблице.

Против фамилии каждого ребенка отмечен уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, результат отмечен зеленым цветом, если отстает не значительно (3 уровень) — синим, если отстает значительно (1-2 уровни) — в красным.

Уровень сформированности игровых навыков в подготовительной к школе группе.

Возрастная норма детей подготовительной к школе группы соответствует 4 уровню сформированности игровых навыков.

Как видно из таблицы (62%) детей подготовительной группы имеют средний уровень сформированности игровых навыков.

Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Но игры не отличаются творческим развитием сюжета. Зачастую игры сводились к предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом.

29% детей подготовительной к школе группы имеют высокий уровень сформированности игровых навыков.

9% детей подготовительной к школе группы имеют уровень сформированности игровых навыков ниже среднего. Для этих детей характерно осуществление условных действий с предметами. Данные дети вступали в кратковременное взаимодействие со сверстниками. Один ребенок с уровнем ниже среднего замкнутый, малообщительный, с выраженными дефектами речи, склонный к уединению. Совместной игре ребенок предпочитает одиночную, т. е. игру с самим собой. Другой ребенок с выраженной гиперактивностью и проблемами в общении.

81% детей смогли самостоятельно распределить роли. Из них 38% смогли уладить возникшую конфликтную ситуацию.

19% детей распределяли роли под руководством взрослого, с помощью наводящих вопросов.

29% детей выполняли действия, показывающие отношение к другим персонажам.

67% детей выполняли действия, определяемые ролью.

4% — один ребенок осуществлял действия с предметами в соответствии с реальностью.

33% детей на протяжении всей игры поддерживали ролевое поведение.

У 52% детей поведение соответствовало выбранной роли.

У 14% детей выполнение роли сводится к реализации действий.

У 43% детей игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны.

У 47% детей игровые действия многообразны, логичны.

У 10% детей игровые действия жестко фиксированы.

14% детей использовали многофункциональные предметы (бумага, палочки).

81% детей использовали атрибутивные предметы, в том числе в качестве заместителей.

4% — один ребенок использовали атрибуты по прямому назначению.

19% детей использовали развернутую ролевую речь на всем протяжении игры. При вопросе: «Ты кто?», называли свою роль.

67% детей при наличии ролевой речи, периодически переходили на прямое обращение.

14 % детей обращались к играющим по имени.

52% детей соблюдали заранее оговоренные правила на всем протяжении игры.

38% детей соблюдали правила, но иногда нарушали в эмоциональной ситуации.

10% детей иногда нарушали правила.

Уровень сформированности игровых навыков в старшей группе

Возрастная норма детей старшей группы соответствует 3 уровню сформированности игровых навыков.

источник

Читайте также:  Пиелонефрит у детей симптомы и анализы