Меню Рубрики

Анализ сказки белка и волк

Эльнара Алибекова
Пересказ сказки Л. Н Толстого «Белка и волк» (подготовительная группа)

Пересказ сказки Л. Н Толстого

«Белка и волк»

-связная речь: учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует- взрослый записывает)

-словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, вести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.

Воспитатель предлагает детям послушать сказку Л. Н Толстого

«Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

После чтения проводится краткая беседа по содержанию сказки.

После ответов детей зачитывается соответствующий фрагмент сказки.

1. Про кого эта сказка?

2. Что произошло с героями сказки?

3. Почему волк опустил белку?

4. Почему волк решил, что белки всегда веселы?

5. Отчего белки веселы, а волку всегда скучно? Как об этом

говориться в сказке?

6. В сказке белки веселые, добрые, а волк злой и скучный. Как о

волке говорится в сказке?

После беседы воспитатель еще раз читает сказку и просит обратить внимание на выразительность авторского текста.

После повторного чтения воспитатель предлагает детям рассказать эту сказку, записать пересказы и поместить на

«Доске для родителей» чтобы все мамы и папы смогли

Воспитатель объясняет правила пересказа.

Начинает рассказывать тот ребенок на которого указывает воспитатель. Дальше так же продолжают до конца сказки.

В конце записанный воспитателем текст читает целиком, в него вносят поправки.

В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как ещё они веселятся, что делают?

Дети. Скачут, резвятся, перелетают с ветки на ветку,качаются на ветках.

Воспитатель. Послушайте,как по –разному можно сказать о беличьем веселье: веселые белки, белки веселы, белки вселятся, белкам весело. (Подчеркнуто произносит однокоренные слова)

Белки веселые, а волк совсем не веселый, а какой?

Воспитатель. Белки веселятся, а волк ….

Воспитатель. Белкам весело, а волку …

Воспитатель. Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке:

Грустный, грустит, грустно. Слова разные, но они связаны друг с другом по смыслу и звучат похоже. Это слова — родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже. (При произнесении однокоренных слов всегда подчеркивает голосом сходство звучания).

Воспитатель. Предлагает детям подобрать родственные слова к слову «радостный».

Если дети затрудняются в подборе слов, то воспитатель задает наводящие вопросы.

Составляем предложения с родственными словами.

Вспоминаем слова противоположные по смыслу к словам

Весёлые, весенний, радостный.

Воспитатель. Про что можно сказать весёлый?

Дети. Голос, смех, рассказ…

Воспитатель. Про что можно сказать весенний?

Воспитатель. Вслушайтесь, как звучат эти слова: веселый, весенний.

Звучат очень похоже. Но по смыслу эти не связаны, они- не родственные, и у них разные родственные слова: у слова веселый -весело, веселье, веселиться; у слова весенний- весна, веснушки, веснянка.

В конце занятия воспитатель предлагает детям, когда они пойдут на прогулку, отыскать предметы, названия которых обозначаются родственными словами.

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 — е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.

Конспект занятия (познавательно-речевое направление) Задачи: Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (воспитатель рассказывает и записывает); Грамматика.

источник

Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и пересказ сказки «Белка и волк»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности. Речевое развитие / Тема: Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и пересказ сказки «Белка и волк»

Вложение Размер
конспект Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и пересказ сказки Белка и волк 33.57 КБ
презентация Л. Н. Толстой 2.15 МБ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вологодской области, Грязовецкого муниципального района

Конспект образовательной деятельности.

Тема: Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого

и пересказ сказки «Белка и волк»

автор: воспитатель 1 квалификационной категории

Балина Людмила Николаевна

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию.

Тема: Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и пересказ сказки «Белка и волк»

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Л. Н. Толстого и сформировать навык пересказа сказки с помощью инсценировки произведения.

  • Формировать представление о здоровом образе жизни и творчестве великого русского писателя Л. Н. Толстого
  • Познакомить детей с новым произведением, учиться понимать содержание рассказа, инсценировать произведение последовательно, выразительно, близко к тексту.
  • Содействовать развитию информационной культуры воспитанников
  • Развивать слуховое внимание, мышление, речь.
  • Развивать умения детей понимать и передавать эмоции, выразительно показывать образы белки и волка.
  • Развивать монологическую речь.
  • Развивать навыки анализа содержания текста.
  • Воспитывать доброту, любознательность, отзывчивость, умение переживать за того, кто попал в беду.
  • Воспитывать интерес к театральной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие,
  • речевое развитие
  • социально – коммуникативное развитие

Словарная работа: усадьба, выражение – « злость сердце жжёт»,

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Великий русский писатель Л. Н. Толстой»; сундучок; книжная выставка по теме.

Раздаточный материал: шапочки для подвижных игр (белка, волк)

Предшествующая работа по подготовке к занятию:

Оформление книжной выставки писателя Л. Н. Толстого.

Чтение детям произведений Л.Н. Толстого “Косточка”, “Лев и собачка”, “Два товарища”, «Филиппок», «Два товарища», «Котенок» и другие.

Ознакомление детей с правилами работы компьютерной мышью.

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Структура и методические приемы, используемые на занятии :

  1. Словесный метод: игра «Дружный круг»
  2. Наглядный прием: показ презентации, рассматривание книжной выставки
  3. Игровой метод: игра «Тень»
  4. Сюрпризный момент: (сундучок) игра «Фантазеры»
  5. Словесный метод: чтение сказки, вопросы по содержанию
  6. Практический метод: инсценировка сказки, работа за ноутбуком с мышью «Собери правильно»

Организация детей на образовательной деятельности:

  • Вводная часть – дети играют стоя в кругу, затем сидят на стульях полукругом
  • Основная часть — дети сидят полукругом;

— физкультминутка «Тень» – дети свободно перемещаются за водящим;

— игра «Фантазеры» — дети сидят полукругом, изображают зверей индивидуально по одному;

— инсценировка сказки – подгруппой (3 детей);

— игровая ситуация «Собери правильно» — индивидуальная работа за ноутбуком.

  • Заключительная часть – дети сидят полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в дружный круг!

Останавливаются, улыбаются друг другу

Как лисички…( мышки, солдаты, медведи, волки, зайцы)

Изображают лисичку ( мышку, солдат, медведя, волка, зайца)

Воспитатель: Ребята! Приглашаю вас в нашу литературную гостиную. В нашей литературной гостиной мы с вами знакомимся с известными писателями и показываем небольшие спектакли.

— Вам нравятся спектакли? А кто их пишет?

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Усаживайтесь поудобнее и давайте посмотрим, как жил и чем увлекался писатель Лев Николаевич. (Дети садятся на стулья полукругом)

Просмотр мультимедийной презентации «Лев Николаевич Толстой

Воспитатель: Недалеко от Тулы, в усадьбе «Ясная Поляна» родился и жил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Воспитатель: Учился будущий писатель в гимназии, затем в университете, вместе с братом поступил на военную службу и служил на Кавказе. Он был храбрым военным, за что и был награжден орденом и двумя медалями. Уволившись из армии, приехал в Ясную Поляну, где и прожил со своей семьей всю жизнь.

— Ребята, можно сказать, что Лев Николаевич смелый человек? а что еще можно сказать о писателе?

Воспитатель: Лев Николаевич помогал крестьянам косить траву, сеять и пахать землю.

— Значит, что можно сказать о писателе?

Ответы детей: (трудолюбивый, хозяйственный)

Воспитатель: Лев Николаевич был сильным, крепким и здоровым человеком. Каждое утро обливался холодной водой, занимался гимнастикой и выходил на прогулку пешком или ездил верхом на своем любимом коне Делире в любое время года.

Воспитатель: писатель катался на велосипеде, зимой — на коньках, играл в теннис. Горячая любовь Льва Николаевича Толстого к спорту, умение вести здоровый образ жизни позволили писателю прожить 82 года.

— Что можно сказать о писателе? Какой он был?

Ответы детей: (спортивный, сильный, здоровый)

Воспитатель: Толстой часто общался с крестьянскими детьми и видел, какие они смышленые, любознательные, одаренные. В своем имении Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для крестьянских детей в маленьком доме – во флигеле, и сам учил их. Ребята учились писать, читать, считать, рисовать, петь. Уроки превращались в общую интересную беседу, затем в игру. На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с горки, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

— Что можно сказать о писателе, какой он?

Ответы детей: (добрый, умный, заботливый)

Воспитатель: Приглашаю вас на веселую переменку.

Воспитатель назначает водящего. Водящий ходит, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей, как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к нашей книжной выставке. Лев Николаевич написал для детей «Азбуку», много сказок, басен, рассказов. Посмотрите на книжную выставку и назовите знакомые произведения.

Сюрпризный момент (Звучит музыка – «Волшебный сундучок»)

Воспитатель: Ребята, наш волшебный сундучок предлагает заглянуть в него. (Достает шапочки волка и белки)

Ребята, а вы сможете показать злого волка? (под минусовку песенки ребенок изображает волка)

А теперь давайте покажем, какая белочка весёлая (под минусовку песенки ребенок изображает белочку)

Воспитатель: Дети, хотите послушать сказку «Белка и волк», которую написал Лев Николаевич Толстой?

Слушайте ребятки, сказку по порядку.

Читайте также:  Анализы содержания белка в протеинах

Чтение сказки «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Вопросы по содержанию сказки:

Ответы детей. (Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка)

— Что волк хотел сделать с белкой?

Ответы детей. (Волк хотел съесть её).

— О чем белка попросила волка?

Ответы детей. (Она просила отпустить её.)

Ответы детей. (Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы.)

Ответы детей. (Почему белки такие весёлые?; Почему волку всегда скучно?)

— Что сказала белка: почему волку всегда скучно?

Ответы детей. (Потому что он злой, злость ему сердце жжет)

— Почему белки такие весёлые?

Ответы детей. (Потому что они добрые и никому зла не делают.)

Ребята, белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжёт». А чем можно обжечься? (Огнём, кипятком, горячим чаем, паром…)

— Кто из вас обжигался? Это больно?

— А когда больно хочется веселиться или плакать? Волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжёт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Схема сказки «Белка и волк» перепуталась. Давайте разложим их по порядку. ( Воспитатель назначает ребенка составить схему сказки, работая мышкой за ноутбуком)

— Как вы думаете, какая из карточек первая? Почему?

— Я прочитаю сказку ещё раз, а вы слушайте внимательно.

Педагог выбирает автора, белку и волка. На головы героев надеваются шапочки.

Остальные дети помогают действующим лицам в случае затруднения.

Повторить инсценировку сказки 2 – 3 раза

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что же нового вы узнали о жизни Льва Николаевича Толстого?

Ответы детей: (занимался спортом — спортивный, трудился — трудолюбивый, написал много книг — умный, знаменитый; учил детей — добрый, заботливый)

— Поднимите руку, кто каждый день делает зарядку?

— Кто каждый день ходит на прогулку?

— Кто любит кататься на велосипеде?

— Значит, когда вырастите, какими будете?

— А какую сказку мы сегодня показывали?

— Ребята, на кого бы вы хотели быть похожими? Почему?

­ Что больше всего запомнилось?

­ Понравилось ли вам занятие?

­ Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и грустно.

источник

Зубова Римма Александровна учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 30 г. Асбест Свердловской области

Тема урока: Л.Толстой «Белка и волк» в формате ТРКМ.

Место урока в теме: изучение нового материала.

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

Формировать отношения к тексту.

Помочь учащимся соотнести старые знания с новыми.

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

— Вот и прозвенел звонок, начинается урок!

— Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке? (Да!)

Проверка домашнего задания

— Какое произведение читали на прошлом уроке? ( «Чиж и Голубь»)

— Определите жанр произведения. (басня)

— Что такое басня? (Это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни).

б) Самостоятельное «тихое чтение» басни.

— Найдите и процитируйте строчки, где заключена мораль басни (главная мысль).

(«Вперед чужой беде не смейся, Голубок»)

— Как вы понимаете смысл этих слов?

— Приведите примеры из жизни, когда можно было употребить эти слова?

— Как нужно читать последнюю строчку?

в) Выразительное чтение басни.

(оценка чтения учащимися; оценка чтения учителем)

2. Приём «Ассоциация» (На доске портрет писателя)

— Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека?

(В процессе диалога составляется такая схема).

Л.Н.Толстой

писатель

— Проведём логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображен на портрете.

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

— Сегодня мы будем читать произведение Л.Толстого « Белка и волк». Басня.

— Что вы должны знать при работе над произведением?

Выслушиваются ответы учащихся (название произведения, его автора, содержание произведения).

Выслушиваются ответы учащихся (определять тему произведения, главную мысль, оценивать героев произведения).

Молодцы, ребята! Вы верно определили цели изучения нового материала на уроке.

— Посмотрите на рисунок, определите тему басни (демонстрация на экране – рисунки белки и волка).

— Почему Л.Н.Толстой так назвал свою басню? Что может произойти в басне с таким названием?

2. Прием «Чтение с остановками»

( Учебник О.В. Кубасова «Любимые страницы», 3 класс, ч.2, с.18)

Чтение текста до слов «Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала…»

— Как вы думаете, что сказала белка, отчего они так веселы?

После 2-й остановки (в конце басни):

— Случайно ли Л.Толстой подобрал именно таких героев, как белка и волк?

— Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?

Какими вы представляете действующих лиц басни?

— Прочитайте, какими словами в басне раскрывает Л. Толстой черты характера белки и волка.

Для сравнения и анализа характера героев, воспользуемся таблицей и составим её.

-Индивидуальная работа в тетрадях.

-Проверка работы. (Обсуждение)

— Где заключен главный смысл басни, в каких строках?

Прочтите. Объясните, как вы понимаете. (Не нужно быть злым человеком, т.к. ему и окружающим будет скучно. Доброму всегда жить веселее, легче.)

— Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?

5. Выразительное чтение басни Л.Толстого по ролям.

— Какова сила воздействия чтения на слушателя?

— А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме сегодняшнего урока.

(Учитель напоминает учащимся что это за литературный прием и правила составления синквейна).

— К какому жанру относится прочитанное нами произведение? (басня)

— Объявляется конкурс на лучший синквейн к слову басня.

— Работа выполняется в малых группах.

— После написания заслушиваются работы, выделяются лучшие работы.

учит, осуждает, подсказывает

Басня учит мудрости жизни.

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения.

Мне было бы интересно ещё узнать…

На следующих уроках мы продолжим знакомство с творчеством писателя и его произведениями.

— С каким настроением заканчиваете урок?

3. Домашнее задание: с.18, выразительное чтение и проиллюстрировать басню.

Урок литературного чтения Л.Толстой «Белка и волк» для 3 класса составлен с использованием технологии критического мышления чтения и письма (РКМЧП).На стадии вызова используется прием: «Ассоциация». В процессе диалога на доске составляется схема, проводятся логические цепочки.На стадии осмысления приемы: «Предположение» , что позволяет учащимся самостоятельно определить тему урока; «Чтение с остановками» с последующим анализом произведения; «Сводная таблица» применяется для сравнения и анализа характера героев.На стадии рефлексии прием «Синквейн» к слову басня. Оценивание организовано в форме «Дополни предложение».

Номер материала: 123953060918

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Цель: познакомить учащихся с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого.

Задачи:

  • совершенствовать технику чтения учащихся.
  • учить работе с текстом, ориентироваться в структуре текста, выделять главное.
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей.
  • вызывать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.

Оборудование:

  • О.В. Кубасова. Учебник “Литературное чтение”, 1 класс. Издательство “Ассоциация ХХI век”. Смоленск, 2006 г.;
  • рисунки волка и белки; загадки про волка и белку;
  • энциклопедические данные про волка и белку;
  • пословицы к уроку;
  • выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого.

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда…

2. Упражнения в технике чтения. Жужжание.(Самоконтроль)

У. — Ручки на локоток, глазки на начало:

— читаем друг другу (работа в парах). Взаимоконтроль.

3. Актуализация знаний учащихся.

На партах у детей на карточках данные о писателе Л.Н.Толстом. (дети читают)

Книги Льва Николаевича для детей отмечены народной мудростью. Писатель говорит о долге перед близкими, о том, что цена человека определяется добром, которое он творит для других. Коротенькие рассказы из “Азбуки” используются, как подписи к картинкам: “Деду было скучно дома”, “ Пришла внучка, спела песню”.

Контроль: отмечаются ученики, хорошо разобравшиеся в смысле прочитанного.

Под тихую музыку учитель рассказывает о писателе – создателе поучительных рассказов для маленьких читателей. (Можно чтение 1-2 ребят).

В усадьбе Ясная Поляна Толстой открыл школу для крестьянских детей, добился открытия более 20 начальных школ в окрестных деревнях. Школа Л.Н.Толстого была в то время, по его словам, самым большим увлечением, “прелестным поэтическим делом” От раннего утра и до поздней ночи возился Толстой с детьми. Он не только учил детей грамоте, но много гулял с ними, рассказывал им обо всём, что могло их заинтересовать. Издавал Толстой и журнал, который назывался “Ясная Поляна”, в нём печатались статьи самого Толстого и других учителей о воспитании и обучении. В книжках для чтения, издававшихся в виде приложения к журналу, печатались рассказы для школьников, а также их сочинения. Толстой очень много писал для детей, потому что очень заботился о просвещении народа.

— О чём эти рассказы? (О добре и зле).

С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Серовато, зубовато —
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)

Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (белка)

Контроль: отмечаются смекалистые дети.

Читайте также:  Анализ белка при сахарном диабете

*Отгадки помещаются на доску.

У. Подумайте, о чём и о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке. (О волке и белке). Какая тема будет главной? (Тема добра и зла.)

Работа в тетради по печатанию по вариантам.

— 1 вариант — составьте звуковую модель слова волк. 2 вариант – слова белка.

(Индивидуальный контроль за ходом выполнения задания.)

*Развитие творческого воображения.

У. — Представьте себя в образе волка и белки и составьте рассказ о себе. (Устный контроль).

(Выслушиваются рассказы 2-4 детей).

У. — Какой речью пользовались ребята, составляя рассказы о себе? (Картинной)

У. — А теперь послушайте другую речь и определите её вид.

(Прослушиваются научные рассказы о волке и белке. Дети дают название этому виду речи).

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

У. — О чём говорит нам заглавие “Волк и белка”? Представьте себя писателями, о чём можно было бы рассказать в тексте? (Ответы детей).

(Учитель нацеливает детей на то, что главным на уроке является разговор о добре и зле).

У. — Давайте проверим ваши прогнозы.

(Учитель читает сказку Толстого “Волк и белка”).

Контроль: сбылись ли наши предположения? Оказались ли мы правы?

7. Работа над содержанием. (Фронтальный контроль)

У. Определите вид текста: рассказ или сказка? Почему?

У. Прочитайте сказку сами. Подумайте, от чьего имени ведется повествование?

Выборочное чтение: (вопросы записаны на доске)

У. — Что делала Белка в лесу? (прыгала, упала)

У. — Что хотел сделать Волк? (съесть Белку)

У. — Значит, какой был Волк? (голодный)

У. — Что стала делать Белка? (просить)

У. — О чём стал Волк просить у Белки? (почему ей весело, а ему скучно, почему она играет и прыгает)

У. — Почему Волку всегда скучно? (злость сердце жжёт). Это метафора – перенос действия с одного предмета на другой. (Новое научное слово написано на доске).

Вывод: в каком предложении главная мысль сказки? (в последнем)

Контроль: отмечаются учащиеся, дающие более точные ответы на поставленные вопросы.

Д. Волк – злой, Белка – добрая.

— Художник-иллюстратор помогает автору, используя приём контрастного изображения героев для полноты впечатления.

(Работа над иллюстрацией к тексту).

Волк Белка
Оскал
Хвост опущен
Большой
Окрас тёмный
Выпущены когти
Голос хриплый
Улыбка
Хвост поднят
Маленькая
Окрас яркий
Лапки мягкие
Голосок мягкий, ласковый, игривый

Вывод: Волк – большой, Белка – маленькая, но сильнее Волка. Почему?

Д. — У Волка сердце злое, а у Белки – “большое”.

У. — Почему Волк не съел Белку? (Из любопытства. Ему надоела такая жизнь. Его жалко. Хочется ему помочь)

У. — С какой интонацией надо читать слова Волка? Слова Белки?

Группы ребят образуют печатные буквы Б и В, изображая белку и волка.

Волк – сонный Белка — весёлая
выпущены когти
удивлённый

У. Вывод: какая пословица, из написанных на доске, более точно отразит тему сегодняшнего урока? Почему?

  • Бывает добро, да не всякому дано.
  • Делай добро и жди добра.
  • Доброе дело два века живёт.
  • Доброму везде добро.
  • Добро творить – себя веселить.
  • Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

У. — Закройте глаза, положите правую руку на своё сердечко, послушайте как оно бьётся, прислушайтесь, о чём оно вам говорит.

По опорным словам ребята пробуют составить пересказ.

Рассматривается выставка книг с рассказами Л.Н.Толстого.

Самооценка. Используются игровые фонарики. Одна сторона – жёлтая, другая – голубая.

(Знак согласия с учителем – голубая сторона, несогласия – жёлтая.)

— Если вы считаете, что вы хорошо читали, то зажгите голубой цвет, если не очень – жёлтый.

— Вы были активны на уроке – голубой, не очень – жёлтый.

— Вы помогали учителю, не очень.

— Дома вы научитесь хорошо читать сказку, целыми словами или поленитесь.

11. Оценивание учителем участия первоклассников в уроке.

источник

Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Волк и белка».
Данная тема входит в содержание программы «АБВГДейка» 2 года
обучения, модуль «Пересказ литературных произведений».
Цель: Формирование навыка связного последовательного пересказа
текста.
Задачи:
1.
2.
Формировать умения понимать и пересказывать текст.
Развивать речь:
учить детей высказываться полными
предложениями, последовательно излагать мысли.
3.
людям.
Воспитывать доброжелательные отношения к
окружающим
Тип занятия:
Изучение нового материала.
Форма организации занятия:
Занятие.
Методы:
­ словесные (учебный диалог, чтение литературного произведения,
анализ текста)
­ наглядные (иллюстрационный)
­ практические (драматизация, игровой)
Оборудование:
1.
2.
3.
4.
5.
текст рассказа «Белка и волк» Л.Н.Толстого;
портрет Л. Н. Толстого;
картинки с изображением волка и белки;
маски волка и белки;
мяч.
Ход занятия
Организационный этап – 2 мин
Подготовительный этап – 3 мин
Приветствие детей.
Настрой на работу
1.


2.

Вводное слово педагога.

Загадывание загадок.

Привлечение детей к формулированию темы занятия.
Педагог: Ребята, подумайте, о каком животном я говорю?
Все зубами щелк да щелк,
Бегает по лесу,
Не умеет он дружить,
Оттого так скучно жить.
Дети: Волк.

Педагог: Молодцы, а какие слова помогли вам догадаться, что это
волк?
(Ответы детей)
На доску вывешивается картинка с изображением волка. (Приложение 1)
Педагог: А сейчас о каком животном я говорю?
По веткам скачет и играет,
Никого не обижает.
Известна добротой своей,
Шубка рыжая на ней.
Дети: Белка.
Педагог: Какие слова помогли вам догадаться. Что это белка?
(Ответы детей)
На доску вывешивается картинка с изображением белки.
(Приложение 2)
Педагог: Как вы думаете, почему я загадала загадки про белку и про
волка?
(Ответы детей)
Педагог: Молодцы! Мы сегодня прочитаем сказку, которая так и
называется «Волк и белка».
3. Основной этап – 21 мин
Демонстрация портрета писателя.
Чтение сказки.
Анализ произведения.
Игра «Скажи наоборот».
Драматизация сказки.





Педагог демонстрирует портрет писателя. (Приложение 3)
Педагог: Написал сказку великий русский писатель Л.Н.Толстой.
Педагог читает сказку:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего волка. Волк
вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал:
«Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.
Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там все вверху играете и
прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня сначала на дерево, я оттуда тебе
скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда
сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы
веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Физминутка ­ игра «Скажи наоборот»
Педагог: Устали? Я предлагаю вам поиграть. Эта игра называется
«Скажи наоборот». Давайте встанем в круг. Я буду бросать вам мяч и
начинать предложение, а вы, поймав мяч, продолжите его.
Дети выполняют задание.

­ Волк злой, а белка .
Ответы детей: добрая.
­ Ему всегда грустно, а ей.
Ответы детей: весело.
­ Волк белку схватил, а потом.
Ответы детей: отпустил.
­ Волк сидит внизу, а белка.
Ответы детей: наверху.
­ Волк сидит под деревом, а белка.
Ответы детей: на дереве.
­ Волк спрашивает, а белка.
Ответы детей: отвечает.
­ Белка говорит, а волк ее.
Ответы детей: слушает.
Беседа по содержанию сказки:
Педагог: Молодцы, присаживайтесь на места. Понравилась вам сказка?
Дети: Да.
Педагог: Расскажите, ребята, как волк поймал белку?
Дети: Белка прыгала по веткам и сама упала на волка.
Педагог: Что волк хотел сделать с белкой?
Дети: Волк хотел ее съесть.
Педагог: О чем белка попросила волка?
Дети: Она попросила отпустить ее.
Педагог: Что ей ответил волк?
Дети: Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы.
Педагог: Что спросил волк у белки?
Дети: Почему белки всегда веселые? Почему волку всегда скучно?
Педагог: Что ответила волку белка: почему волку всегда скучно?
Дети: Потому что он злой, злость ему сердце жжет.
Педагог: Белка сказала: «Злость тебе сердце жжет». Как вы понимаете
это выражение?
(Ответы детей)
Педагог: А чем можно обжечься?
Дети: Огнем, кипятком, паром, горячим чаем.
Педагог: Кто из вас обжигался, поднимите руку?
Педагог: Это больно?
Дети: Да.
Педагог: А когда больно, хочется веселиться или плакать? (Плакать).
Педагог: Вот и волку всегда скучно и грустно, потому что он злой.
Злость его сердце жжет, ему больно и веселиться не хочется.

Педагог: Почему белки такие веселые?
Дети: Потому что они добрые и никому зла не делают.
Педагог: Устали? Предлагаю отдохнуть и немного размяться.
Проводится физкультминутка «В лесу»:
Однажды дети в лес пошли, (маршируют на месте)
Всю поляну обошли, (маршируют друг за другом)
К старой ели подошли, (присели)
Там огромный гриб нашли, (встали, руки развели в стороны)
Гриб сорвали, положили, (имитация срывания гриба)
И домой все поспешили. (Бег на месте)
Педагог: Ребята, наши гости хотят, чтобы вы рассказали эту сказку. Но
не просто рассказали, а показали её. Послушайте сказку еще раз, постарайтесь
все запомнить. Потом мы будем показывать сказку нашим гостям.
Повторное чтение сказки.
Педагог выбирает автора, белку и волка. На головы героев
надеваются соответствующие маски. Ребята инсценируют сказку.
Остальные дети помогают действующим лицам в случае затруднения.
Итоговый этап – 2 мин
4.
Педагог: Ребята, как вы думаете, зачем Л. Н. Толстой рассказал нам
эту сказку? Чему она учит?
Рефлексивный этап – 2 мин
(Ответы детей)
Педагог: На кого бы вы хотели быть похожими? Почему?
(Ответы детей)
5.
­ Чему вы сегодня на занятии научились?
­ Что больше всего запомнилось?
­ Понравилось ли вам занятие?
­ Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы
никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и
грустно.

Читайте также:  Анализ белка у сахарного диабета

источник

Название Сказка «Два брата»» басня «Белка и волк»
Дата конвертации 06.09.2013
Вес 95.79 Kb.
Категория Сказка
Литературное чтение в 3 классе. Тема. Л. Толстой сказка «Два брата»»

Цель: познакомить и расширить знания учащихся с разножанровыми произведениями (басней и сказкой) Л. Толстого для детей и их особенностями. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя, совершенствовать сознательность, правильность, беглость и выразительность чтения учащихся с учётом уровня обученности учащихся.

Расширять круг чтения учащихся путём знакомства с художественными произведениями: сказкой и басней.

Развивать логическую связную речь, внимание, мышление учащихся.

Формировать нравственные представления о добре, зле, милосердии, о толерантных взаимоотношениях между людьми.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», портрет Л. Толстого, оформленная доска.

Литература: Методическое пособие «Литературное чтение в 3 классе», М. «Вентана-граф», 2004 с. 156. Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия. 2000

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: Развитие гибкости и подвижности языка, губ, нижней челюсти для правильного, ясного и чистого произношения звуков.

а) упражнение «Колечко» (5 раз)

Загни язык назад так, чтобы он был похож на колечко. Уздечка под языком должна быть натянута. Верни язык в обычное положение.

Представь себе, что ты змея и во рту у тебя не язык, а жало. Высунь напряжённый язык с острым кончиком вверх как можно дальше.

в) упражнение «Хоботок» (5 раз)

Изо всех сил сожми губы в маленький кружок и вытяни их вперёд. Подвигай этим «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, а потом по кругу слева направо и справа налево.

2. ^ Упражнение на развитие поля чтения.

Цель: Развитие зрительного восприятия, беглости чтения, расширение поля чтения.

15 6 16 9 14
1 8 20 24 2
18 22 10 21 12
17 11 23 5 25
7 4 13 19 3

Памятка: 1) Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая карандашом.

2) Старайся запомнить расположение сразу двух следующих друг за другом чисел.

3. ^ Интонационное упражнение.

Цель: Работать над качеством голоса: гибкостью, силой, высотой, скоростью

чтения, определение тона чтения.

Белка с ветки в свой домишко / спокойно

Белка шишку уронила, / взволнованно и быстро

Застонал ,/ заохал Мишка — / медленно и грустно

Цель: Вспомнить ранее изученные произведения Л. Толстого. Расширить знания учащихся о писателе, его творчестве.

^ Методические указания: учащиеся высокого уровня обученности читают отрывки

из ранее изученных произведений, а остальные ребята угадывают фамилию автора, название произведения, жанр.

а) Народ у неё спрашивает: «Какая же твоя мама?»

А девочка сквозь слёзы говорит: «Моя мама та, что лучше всех».

б) Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он
велел принести веник и говорит: «Сломайте»

в) Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла к матери: «Ну, матушка, я
двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».

  • Из каких произведений эти отрывки?
  • Кто их автор? Что вы о нём знаете?

Обобщение: Л.Н. толстой писал повести, рассказы, сказки, очерки, научно-популярные статьи и поместил их в учебные книги «Азбука» (1872г.), «Новая азбука» (1875г.), «Русская книга для чтения» (1875г.), в которых раскрыл перед крестьянскими детьми многообразие жизни, создал живые характеры людей, воссоздал картины русской природы. Произведения Льва Николаевича развивают наблюдательность, смекалку, расширяют кругозор детей. Язык его детских рассказов по-настоящему народен, прост, изобразителен.

^ Текст записан на доске: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою

страну, нельзя считать себя культурным человеком».

Чтение и объяснение смысла высказывания.

2. Чтение вслух вводной статьи «Л.Н. толстой» в учебнике.

— Что нового узнали о писателе?

3. Знакомство с выставкой книг Л. Толстого.
метод: — чтение-рассматривание

  • Какая книга лишняя? Почему?
  • Что объединяет остальные книги? IV Новый материал:

1. Постановка учащимися учебных задач урока:

  • Познакомиться с особенностями новых жанров Л. Толстого (со сказкой и басней)
  • Научиться анализировать эти произведения
  • Совершенствовать навыки чтения.

2.Первичный синтез:

Чтение и анализ сказки «Два брата»

Цель: Дать целостное представление о содержании сказки.

Методические указания: выразительное чтение сказки цепочкой подготовленными

учащимися.

  • К какому жанру относится это произведение?
  • Кто главные герои?

3. Проверка восприятия сказки.

Цель: Проверить эмоциональное восприятие сказки. Выполнение заданий после текста.

  • К какому жанру относится это произведение?
  • Что такое сказка?

Сказка — это устный рассказ о чём то необычном, невероятном, фантастическом.

  • Понравилась ли сказка?
  • Чем понравилась?
  • Есть ли в сказке Л. Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
  • Кто главные герои?
  • Почему ещё крепче стала любовь между братьями?

4. Вторичное чтение сказки.
Работа со сказкой по уровням:

  1. уровень: самостоятельное чтение сказки. Отметить в ней народные слова и выражения и объяснить их. (Учащиеся обращаются к толковому словарю в случае затруднений.) Составление вопросов товарищам.
  2. уровень: самостоятельное чтение сказки.

В тетради помещена часть сказки с пропущенными словами. Вписать по памяти недостающие слова:

В одном селе жили два брата, , . У старшего брата детей не было; у

младшего было детей. Жили братья так , что было на них

— О чём ведёт серьёзный разговор писатель с читателем?

III уровень: чтение сказки цепочкой вслух и отработка навыков чтения. Упражнение
на антиципацию.

Цель: совершенствовать правильность и беглость чтения

а) Задумал и .
зёрна не .
прожили они .
подивились, но .

б) Чтение предложения по номерам слов:

так, что, жили, любо, на, было, братья, смотреть, дружно, них.

— Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.

в) Из слов, данных на карточке, выбери те, которые ты встретил в тексте,
подчеркни их.

Пахали, хлеб сеяли, четверо детей, водный, поспел, играли, зёрна, семья, поровну, молодые, на помощь.

5. ^ Проверка самостоятельной работы.

Чтение сказки вслух, деление на части, составление плана,

а) — О чём говорится в начале сказки?

— Как жили братья? Зачитайте.

— Как озаглавить эту часть ( Дружба. Дружная жизнь братьев)

  • Что произошло однажды осенью?
  • Как это характеризует братьев?
  • Как озаглавить эту часть? (Взаимопомощь братьев. Забота братьев друг о друге).
  • Чем заканчивается сказка?
  • Как озаглавим третью часть? (Любовь между братьями стала ещё крепче. Счастливая жизнь братьев).

б) сравнение плана на доске с планом в тетради. На доске: 1. Дружба.

  1. Взаимопомощь братьев.
  1. Любовь между братьями стала ещё крепче. В тетради: 1. Дружная жизнь братьев.
  1. Забота братьев друг о друге.
  2. Помощь сестре.
  3. Счастливая жизнь братьев.

— Какая ошибка есть в плане и где она?

  1. Отчёт по самостоятельной работе по уровням.
  2. Обобщающая беседа:

— Почему ещё дружнее стали жить братья?

Забота братьев друг о друге и членах их семей, дружба, взаимовыручка, взаимопомощь, уважение, любовь сделали их счастливыми. ^ Методические указания: учащиеся читают пословицы и доказывают соответствие их идейному содержанию сказки.

На доске пословицы: Дружба и братство дороже богатства.

Старый друг лучше новых двух. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

а) чтение и выяснение смысла пословиц;

б) запись подходящей к сказке пословицы в тетрадь.
V Чтение учителем басни «Белка и волк»

1. Подготовка к восприятию басни.

Цель: Дать целостное представление о содержании басни. Беседа:

Басня — это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.

  • Каких баснописцев вы знаете? И. Крылов, С. Михалков, Эзоп.
  • Какие басни читали? Кто их автор?
  1. Первичное восприятие басни: Чтение басни учителем.
  2. Проверка восприятия:
  • Понравилась ли басня?
  • Кто в ней понравился?

4. Самостоятельное чтение басни.
Методические указания:

III уровень: — Зачитать, почему Волк отпустил Белку?

II уровень: — Кто оказался хитрее? Почему?

I уровень: Кто из героев произносит мораль басни? Зачитайте.

Подготовиться к чтению по ролям.

  1. ^ Групповой и индивидуальный отчёт по заданиям.
  2. Чтение басни по ролям.

Методические указания: в ходе чтения басни отрабатывается выразительность чтения

— Каким тоном будете читать слова Белки и Волка? Формулировка исполнительских задач.

^ Методические указания: использование памятки:

а) Представь себе то, о чём читаешь, подумай, какое чувство можешь передать
при чтении.

б) Читай чётко слова и окончания.

в) Выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

г) Выбери речевые средства выразительности: тон и темп, выдели паузы,
ударения.

  1. ^ Анализ исполнения.
  2. Самостоятельная работа в тетради.Методические указания: ответы на вопросы в тетради. Доказывай, перечитывая текст в учебнике.

— Как автор рисует персонажей басни? Запиши.

— Подчеркни разным цветом слова, которые говорят о хорошем
человеке и о плохом.

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе Злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

9. Проверка работы в тетради. Самоанализ.
10.Сравнение и сопоставление сказки и басни.

Методические указания: учитель учит составлять тексты — рассуждения.

  • Что общего между сказкой и басней?
  • Чем они отличаются друг от друга?

Сказки бывают литературные и авторские, а басни только авторские. В баснях содержится скрытый смысл и высмеиваются недостатки людей. Они всегда поучают и содержат мораль. Сказки наполнены фантастическим содержанием. У каждого народа свои сказки, которые передаются от старших к младшим, из поколения в поколение.

1. Беседа:

  • С какими жанрами познакомились на уроке?
  • Кому показались задания трудными?
  • Что в них трудного было?
  • Справились ли мы с задачами урока?
  • Что вы хотели узнать на следующем уроке?

2. Выставление отметок с комментированием.

VII. Домашнее задание по уровням, по желанию с учётом уровня обученности:

I уровень: пересказ сказки с творческим заданием.

II уровень: выполнить задания в тетради к сказке «Два брата»;

пересказ сказки по плану и нахождение присказки.

источник